Влиятельный в недавнем прошлом политтехнолог и государственный деятель, а ныне скорее свободный политолог Владислав Сурков опубликовал статью на сайте «Актуальные комментарии» с претенциозным названием «Рождение Севера».
Некоторые отмахиваются от текста Суркова, мол, что тут такого? «Сбитый лётчик» публикуется на каком-то малозначимом ресурсе, зачем обращать внимание на его «писанину»?
На самом деле статья Суркова очень важная, даже политически актуальная, в ней сокрыты посылы, которые важно понять.
Как бы не относиться к его нравственной физиономии, Сурков, несомненно, человек образованный и умный, недавнем прошлом он во многом создавал смыслы существования Российского государства. Впрочем, его последние статьи (уже после увольнения) также становились предметом интереса и заслужили общественное внимание. Как, например, его тезисы о глубинном народе.
Что же сегодня хочет сказать нам Сурков? Что означает его нынешняя статья? Какие смыслы и сигналы он посылает?
В этом стоит разобраться, поскольку Сурков, на мой взгляд, формулирует два важных методологических и футурологических тезиса.
Тезис первый. Сурков пытается сформулировать некую срединную (западнически ориентированную, но при этом патриотическую) позицию – между еще до конца не оформившимся нынешним курсом на построение самобытного государства-цивилизации и поворотом на Восток и уже похороненным курсом на вхождение в Западную цивилизацию.
Сегодня те политики и политологи, которые ратовали за вхождение России в западную цивилизацию, либо сбежали, либо совсем приуныли после начала Специальной военной операции, которая жёстко размежевала нас с Западом.
Но Владислав Сурков обращается не к ним и не к тем западным элитам, которые сделали ставку на уничтожение России и на войну для этого «до последнего украинца». Сурков обращается к тем элитам Запада, которые начали уставать от Украины, уставать от войны и понимают, что победить Россию невозможно и нужно договариваться. Договариваться для того, чтобы вместе с Россией противостоять Глобальному Югу (прежде всего, Китаю). Именно этим элитам Сурков и предлагает модель взаимодействия с Россией.
Одновременно он посылает сигнал тем представителям элиты в России, для кого Запад является духовной родиной, кто уже прижился на Западе, у кого там капиталы и семьи. Сигнал, что он готов быть их рупором. Этим элитам в России и на Западе Сурков говорит: после победы России в Специальной военной операции давайте вместе строить цивилизацию Глобального Севера. Понятно, что Россия должна строить ее на правах победительницы, а значит равноправного партнёра США и Европейского Союза.
Последнее важно, потому что это показывает, что Сурков, не в последнюю очередь обращается лично к Владимиру Путину. Он пытается оживить очарование Путина Европой в молодые годы, очарование, прежде всего, Германий. Мол, ещё не всё потеряно, можно попытаться остановить процесс размежевания с Западом.
И второй тезис, связанный с первым. Сурков пытается остановить процесс поворота России на Восток, который ныне совершает Владимир Путин. По сути, Сурков выступил с антикитайским манифестом. И в этом, пожалуй, главный посыл его статьи, и главная опасность, потому что именно союз России и Китая может сегодня остановить процессы глобализма.
В чём неправда и утопизм тезисов Суркова?
Первое. Конечно, на Западе, в Европе, прежде всего, в Германии есть представители элиты, которые недовольны курсом Шольца и руководства ЕС на полное подчинение США. Эти представители элиты хотели бы вернуться к практике сотрудничества с Россией, к использованию дешёвых российских энергоресурсов, без которых экономика Германии испытывает серьёзные трудности, а в перспективе маячит экономический кризис. А Германия является локомотивом экономики всей Европы. Такие настроения среди немецких деловых кругов и политиков есть. Но эти представители элиты фактически загнаны в политическое подполье, в лучшем случае они не позволяют Шольцу «задрав штаны» бежать в объятия США. Но их требований не слышно даже в вопросе проведения независимого расследования подрыва «Северных потоков», который и похоронил экономические перспективы германской экономики и политические позиции этих условно пророссийских элит. Поэтому расчёт на их приход к власти и заключение союза с Россией маловероятен. Не говоря уже о том, что маловероятно желание политической элиты США (даже в случае прихода к власти республиканцев) договариваться с Россией на равных.
Второе. Сама идея «Великого Севера», рождение которой претенциозно провозглашает Сурков (будто Север был мёртв или вообще его не было), высосана из пальца. Можно было бы еще прислушаться к Суркову, если бы он говорил о необходимости восстановления Христианской цивилизации Европы, Христианской ойкумены (а это и есть Глобальный Север).
Но о христианстве в статье у Суркова ни слова. Оно и понятно. Сурков отдаёт себе отчёт, что для возвращения христианства в общественную и политическую жизнь стран Запада западным элитам нужно совершить радикальный разворот от насаждаемой ныне новой этики, новой культуры, «культуры отмены», которая как раз отменяет христианскую культуру, христианскую этику. Откуда-то на Западе должны явиться новые политические элиты, которые должны отстранить нынешних властьпредержащих, которые и насаждают содомо-феминистскую антихристианскую «культуру». Откуда им взяться?
Понимая, что невозможно совершить такой радикальный разворот Запада, Сурков и предлагает эвфемизм «Глобальный Север», а не Христианская ойкумена.
Кстати, само по себе понятие «Глобальный Север» пустое, в нём нет никакого содержания, лишь игра на противопоставление «Глобальному Югу». Хотя по большому счёту эти понятия «Глобальный Север» и «Глобальный Юг» изобретены на Западе с целью размыть устоявшееся понятие «Западная цивилизация» и проистекающее из неё понятие «европоцентризм». Цель этих понятийных игр очевидна – освободить Запад от шлейфа политики колониализма и неоколониализма, что и ассоциируется в мире с Западом.
Ну а сама по себе статья Суркова, видимо, связана с анонсированным в октябре визитом Владимира Путина в Китай, который, как говорят, может стать вехой на пути укрепления отношений с Китаем. Вот и пытается Сурков своим антикитайским манифестом помешать этому окончательному сближению России с Китаем, предлагая свою утопию «Великого Севера».
Вероятнее всего, Суркова ждёт фиаско, и он не только не станет идеологом мифической «Цивилизации Севера», но даже не попадёт в ранг мыслителя-утописта, типа Мора или Кампанеллы. Не тянет его проект «Великого Севера» даже на уровень полноценной утопии.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, член Союза писателей России
60. Ответ на 55, Георгий Н.: кадровый резерв
59. вот и пример подвернулся
58. Про Семигина
Другой видный член тайной ложи «либералов в патриотической шкуре» и подопечный «независимого британского исследователя из Глазго» Моше Израилевича (более известного по кличке «Чубайс») депутат Федоров сделал всё, чтобы опошлить георгиевскую ленточку и маргинализировать информацию о внешних центрах управления в России, доведя её до абсолюта и абсурда. Всех, кто обращал внимание на деятельность deep state и влияние глобальных институтов в России, таких как ВОЗ и МВФ – на фоне дуркующих маргиналов Фёдорова и радужных Семигина легко можно было записывать в городские сумасшедшие.
До поры, до времени – система исправно работала, и этим лжепатриотам удавалось выполнять функцию дискредитаторов, вводя в заблуждение отдельных граждан и общество в целом искусными манипуляциями. Однако после провала коронавирусного проекта, размолвки России с глобальным Западом и особенно после СВО – всё тайное стало явным, в том числе и роль этих лжепатриотов.
Общественный инстинкт самосохранения закрепил патриотизм на государственном уровне как необходимое условие для выживания нации, либерал-кураторы ослабли, а их подопечные псевдо-патриоты на этом фоне – совсем потеряли ориентацию. Парадигма изменилась, а они нет, и по инерции продолжают делать то, чему их учили. Сегодня мы наблюдаем интересный медицинский и отчасти даже физиологический феномен – коллективный иммунитет оздоравливающегося общества исторгает их как чужеродные элементы.
57.
"Последнее важно, потому что это показывает, что Сурков, не в последнюю очередь обращается лично к Владимиру Путину. Он пытается оживить очарование Путина Европой в молодые годы, очарование, прежде всего, Германий."
/////////////////////
Как там, у Ильфа и Петрова (почти):
- Барин! Из ПарижУ!
- Что, ты, Прохор! Я вовсе не из Парижа…
- А откуда же?
56. Ответ на 49, Георгий Н.:
Ну тогда вопрос… Для кого сегодня страна может быть центром притяжения-справедливости с имеющимся "Али-гархическим" "букетом" в кармане и соответственно выстроенными внутренними отношениями?
"Что здесь пить?!" - вопрошает Шурика один из персонажей "Приключений….", доставая бутыль с "зельем" размера-объема в четверть роста собирателя тостов-легенд?
55. Ответ на 52, Константин В.:
2. По поводу Костромы. Все-таки этот город связан с родовым поместьем дома Романовых. До сих пор местные помнят, как набирали прислугу в царские дома из Костромской области. Такая мечта осталась у многих костромичей)) Да и город миновала промышленная революция, он оказался в железнодорожном тупике, в отличие от Ярославля. Есть еще махинациии с золотом, рядом Красносельское, где каждый 2й с золотом работает. А ближе к Вятке леса начинаются, местные занимаются заготовкой кругляка. Так что торгового люда достаточно много. Да и политические настроения ярославских от костромских отличаются сильно. Все-таки в Ярославле благодаря первому мэру сохранилась промышленность, она работает и приносит городу доход. И сельское хозяйство благодаря внутренним инвестициям в Ярославской области сильнее развито, есть и разница в почвах. В Костроме чехарда с мэрами та еще была, много случайных людей побывало наверху.
54. Ответ на 52, Константин В.: слабые места
Настаивать не берусь, но сам считаю, что советская культура была слишком западнической.И судя по статье Суркова - попытки затащить продолжатся. Но, чтобы этим попыткам успешно противостоять нужно понимать - где в нашей обороне слабые места, чтобы их можно было как-то укрепить. Элиты - это понятно, молодежь - понятно, жители столиц и крупных городов - уже менее понятно, национальные окраины - в них по разному, но тоже есть серьезные проблемы, регионы, которые живут за счет экспорта природных ресурсов - весьма проблемные места, но понятно это не очень... Но самые проблемные места - это постсоветские образование и культура - они разлагающе действуют на всю страну оптом!
53.
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/09/28/antikitaiskii_manifest_surkova
Занесло!
52. Ответ на 44, Наблюдатель:
Да, тут Вы правы. Почему пытались затащить - понятно, но откуда поддержка?
Настаивать не берусь, но сам считаю, что советская культура была слишком западнической.
51. Ответ на 45, Наблюдатель:
Армянская диаспора тоже преуспела: ее представители стали византийскими императорами. Впрочем, как и славяне. Зато грузины есть среди вождей СССР.