Сегодня отмечается 130-летие выдающегося русского философа, филолога и писателя Алексея Фёдоровича Лосева. Декан философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Алексей Павлович Козырев в интервью РИА Новости отметил, что великий мыслитель воспринимал Родину и родное как одни из важнейших понятий в философии, без которых она мертва, безжизненна и абстрактна.
«Для Лосева очень важной категорией, очень важным понятием философии было понятие Родины и родного. В романе "Жизнь" он прямо пишет, что философия, которая не знает родины, которая не знает родного – это безжизненная, мертвая, абстрактная философия. Поэтому Лосев – это не только наша связь с Серебряным веком, с дореволюционной культурой, где пышным цветом расцвела философия, но и ощущение связи с родным, с традицией, с каким-то началом нашей культуры, потому что в ней есть и очень сильные христианские токи, и то, что связывает нас с мировой культурой, с античностью. Как говорил друг и учитель Лосева, отец Павел Флоренский, с эллинским характером русской культуры. Я думаю, что идеи Лосева о родном в философии очень важны и должны быть сегодня особенно внимательно прочитаны», – сказал декан.
С важностью лосевской мысли для сегодняшнего дня, отметил он, связано и то, что Лосева цитирует в своих федеральных посланиях Президент РФ Владимир Путин, в одном из федеральных посланий присутствовала цитата из романа философа «Жизнь».
Лосев, напомнил декан – универсальный мыслитель и фигура огромного масштаба и по объёму того, что им написано, и по широте исследовательских интересов, которые отмечали его творчество. Ещё в гимназические годы в Новочеркасске, рассказал декан философского факультета, Лосев решил для себя, что он станет философом, и написал проект философской системы, которую назвал «высшим синтезом».
В 1920-е годы он написал и издал за свой счет работы, ставшие известными как «лосевское восьмикнижие»: «Античный космос и современная наука» (1927), «Музыка как предмет логики» (1927), «Философия имени» (1927), «Диалектика художественной формы» (1927), «Диалектика числа у Плотина» (1928), «Критика платонизма у Аристотеля» (1929), «Очерки античного символизма и мифологии» (т. 1, 1930), «Диалектика мифа» (1930).
Это, рассказал Козырев, была работа и по исследованию античной культуры, и осмысление природы, слова, языка и музыки. А для студентов-философов 1980-х годов Лосев был в первую очередь исследователем и комментатором Платона: он был редактором четырехтомника Платона и подробных комментариев к платоновским диалогам.
Лосев, добавил декан, принял тайный монашеский постриг в 1929 году вместе со своей первой супругой Валентиной Михайловной Лосевой – ученым и астрономом – под именами Андроник и Афанасия. Они продолжали жить в миру и выполняли свои мирские обязанности, но внутри жили религиозной жизнью, и религиозная жизнь не всегда шла в унисон с церковной: Лосев, рассказал Козырев, не воспринимал Русскую Православную Церковь после декларации патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти как свою и был катакомбным монахом.
«С юности он был верующим человеком, он общался с кругом монахов Зосимовой пустыни, которая значила в начале века примерно столько же, сколько Оптина в XIX веке, он продолжал общение с ними уже после того, как монастырь был закрыт и в стране утвердился официальный атеизм.
Христианство для него соединялось с античностью, с античной культурой, тонкими диалектическими нитями: он то "анафематствовал" Платона, противопоставляя Платону и Аристотелю, к идеям которого восходила латинская схоластика, святителя Григория Паламу и его учение об энергиях, то признавался в любви к Платону. Это нормально для философа, потому что философская мысль развивается именно в таком диалектическом напряжении, споре», – рассказал Козырев.
Впоследствии Лосев был арестован по делу «Истинно-православной церкви», находился под следствием и был отправлен на строительство Беломорканала. Он получил десять лет без права переписки, но был помилован, несколько лет проведя на строительстве. После этого он вернулся к научной деятельности, хотя десятилетиями не мог ничего печатать. В 1942 году он стал профессором воссозданного философского факультета МГУ и проработал на нём два года, читая курсы по «Науке логики» Гегеля, а потом читал курсы по античной литературе и мифологии в педагогическом институте. В конце жизни, уже фактически потеряв зрение, Лосев надиктовал восемь томов «Истории античной эстетики».
Алексей Лосев умер в Москве 24 мая 1988 года.