В понедельник, 18 сентября, Президент России Владимир Путин на совещании по проекту бюджета на 2024-2026 годы заявил, что ситуация в экономике России по ключевым показателям оказалась значительно лучше прогнозов, сообщает РИА Новости.
«В целом можно сказать, что этап восстановления российской экономики завершен. Мы выдержали абсолютно беспрецедентное внешнее давление, санкционный натиск. <...> ВВП России вышел на уровень 2021 года, и теперь важно сформировать условия для дальнейшего стабильного и долгосрочного развития», — сказал Президент.
Он напомнил, что, по некоторым оценкам, по итогам года ожидалось снижение ВВП, затем прогноз скорректировали до уровня плюс 1,2 процента, но по факту российская экономика уже превзошла эту планку. По итогам года ВВП может вырасти на 2,5-2,8 процента.
Путин отметил хорошую динамику роста потребительского спроса и обрабатывающей промышленности.
Несмотря на то что в целом по году в бюджете пока есть небольшой дефицит, в августе его в очередной раз исполнили с профицитом, указал Президент.
«Важно, что значительно выше прошлогодних показателей именно ненефтегазовые доходы. В свою очередь, нефтегазовые доходы бюджета в июле-августе восстановились приблизительно до уровня прошлого года, и с учетом конъюнктуры на мировых рынках продолжается активный рост», — добавил Глава государства.
Он уточнил, что одна из основных проблем здесь связана с ускорением инфляции. Президент указал, что необходимо объективно просчитать и сверстать новый федеральный бюджет, исходя из общегосударственных приоритетов и национальных интересов. Государство должно гарантировать исполнение всех социальных обязательств, подчеркнул Путин.
Ситуацию в экономике проанализировал в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:
Заявление Президента о завершении этапа восстановления экономики нужно воспринимать в свете того, как ему об этом доложили экономические службы. Напомню, что в начале 2023 года уже были даны оценки о положительном росте экономики – под 2%. Конечно, это уже неплохо, если учесть, что в 2022 году было минус 2%.
Однако, в 2023 году ужесточили денежно-кредитную политику, подняли процентную ставку. Президент также сказал, что одна из главных задач – борьба с инфляцией. Как правило, в России повторяется одна и та же политика борьбы с инфляцией, сдерживающая экономический рост. Вероятно, экономический рост по итогам 2023 года составит 2,3-2,7%, но нужно понимать, за счёт каких факторов возникает этот рост.
Президент справедливо отметил одну вещь – о необходимости сохранения устойчивого экономического роста. Но именно это выполнить не представляется возможным, если системно ничего не менять. Важно подчеркнуть, что рост по итогам года возник благодаря факторам, сложившимся в результате наших ответных – реактивных действий на вводимые санкции. Если по итогам 2023 года экономика покажет рост выше 2%, то нужно посмотреть его источники – удастся ли их сохранить? И главное: нужно ли их сохранять? Или требуется выстраивать иную перспективную долгосрочную модель роста? Это большой вопрос. Когда правительство осуществляет реактивные действия на вводимые санкции, изменяя экономику в режиме пожарной ситуации, то это не значит, что рост удержится в последующие годы – и будет устойчивым, как желает видеть Президент. Факторная основа экономического роста также меняется. И нужно понимать, на какие факторы нужно опираться.
Так, существует проблема трудового ресурса, фондовой базы экономики и даже энергоёмкости роста. Вот эти условия могут ограничить нам экономический рост. Пока представители экономического блока Правительства дают разъяснения абсолютно невразумительные, в том числе на Восточном экономическом форуме.
Например, приходят к выводу, что в стране дефицит высококвалифицированных кадров из-за низкой безработицы (3%). Абсолютно неверная оценка! Дефицит высококвалифицированных кадров был и при безработице в 5% и выше. Это глубоко хроническая проблема!
Кроме того, есть масса проблем с оценкой безработицы. Но сегодняшний дефицит кадров в России вообще никак не связан с показателем безработицы! Непонимание показывают лица, ответственные за формирование и проведение макроэкономической политики. И это прискорбно. Дефицит кадров – это давно сложившаяся проблема, связанная с сопутствующими процессами, включая реформу высшего образования, провалы размещения производительных сил и трудового ресурса. В стране нет государственной кадровой политики! Всё это и приводит к указанному итогу, ограничивающему рост и не делающему его устойчивым.
Кроме того, на Восточном экономическом форуме обсуждали демографическую проблему. И, на мой взгляд, давали искажённые оценки. Зачем-то проблему демографии увязывали с проблемой миграции (прекрасно высказался на этот счёт проф. Ю.В.Крупнов на РБК 12 сентября). Но решение миграционного вопроса совершенно не поможет решить демографическую проблему – оно просто её камуфлирует. Демографическая проблема связана с рождаемостью и смертностью. Первый показатель проваливается по многим причинам, а второй показатель возрастает также по многим причинам, которые стоит элиминировать. В итоге естественный прирост населения уже давно отрицательный и был слабоположительным лишь в отдельные годы.
Единственно, что справедливо, так это то, что фондовая база по загрузке и возможностям на грани использования. И трудовой ресурс - не бездонный. Но для развития обрабатывающих секторов, в том числе Дальнего Востока, важно межсекторальное и межрегиональное перемещение труда. Чтобы люди из торговли и сервиса шли на производство. Это и будет подлинная структурная перестройка экономики, о которой теперь некорректно и некомпетентно тарахтят, не понимая, как её осуществлять и в чём она должна состоять и даже якобы происходит уже (видимо, на Марсе?).
Многие наши представители выдающегося аналитического и академического экономического сообщества имеют абсолютно неверные представления о структуре экономики. Значительная часть ресурсов избыточно сосредоточена в ряде секторов и по существу составляет запас для структурной модернизации. Перенаправлять и планировать политику, работать – никто и не хочет! Поэтому все хотят сохранить статус-кво, наживаться на высокой процентной ставке, обеспечивая доход финансово-олигархическим и банковским кругам, обеспечивать отток капитала и за счёт некоторого оживления программ обеспечивать рост в районе 2,5%. И петь песню об ограниченности роста из-за низкой безработицы и нехватки квалифицированных кадров, выступая за ненужность деприватизации (то же активно обсуждалась на Восточном экономическом форуме), чтобы не «кошмарить бизнес».
Устойчивый экономический рост можно обеспечить только за счёт реальных факторов – расширения фондов за счёт отечественных станков, инструментов, цехов, технологий, плюс создание соответствующего трудового ресурса. Должно быть скоординировано, как минимум, три вида плана:
План создания фондов;
План создания трудового ресурса - размещение ресурсов и фондов по отраслям, в том числе в региональном разрезе;
План государственных финансовых вложений.
Вот что должно быть, а не россказни про то, что у предпринимателей, создавших кафедры и вложившихся в людей, нет дефицита трудового ресурса. А те, кто не вложились, клянчат кадры. Ну и что? А государство тогда зачем? Где государственная кадровая и структурная политика? Видимо, там же, где и устойчивый рост.
Стыдно слушать такие объяснения. А они ведь были на Восточном экономическом форуме от экономического блока Правительства. Эта абсолютная некомпетентность неспособна привести к устойчивой траектории роста российской экономики, а лишь способна затыкать дыры, давать паллиативные поверхностные, некорректные и не соответствующие глубинным причинам объяснения. Что мы и наблюдаем. Наша задача – разоблачить эти точки зрения, которые звучали и которые подсовываются Президенту России.