https://obitel-minsk.ru/lutschije/2024/02/mitropolit-iosif
Весной этого года в столице Сербии Белграде увидел свет международный научный сборник «Вызовы Православию. От митрополита Семашко до наших дней», который стал очередным впечатляющим результатом длительного и плодотворного научного сотрудничества Института политических исследований в Белграде, Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви, Минской Духовной семинарии и Минской Духовной академии.
Данный сборник был опубликован по итогам традиционных международных XVII Чтений памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко, 1798-1868), которые прошли 5—7 декабря 2024 г. в Минской Духовной семинарии в г. Жировичи. Главную роль в подготовке данного коллективного труда к изданию сыграли профессор, заместитель директора Института политических исследований в Белграде З. Милошевич и докторант, магистр филологии Д. Лазаревич, которые долго и плодотворно трудятся на ниве развития научных и культурных связей между Сербией, Беларусью и Россией.
Необходимо отметить, что историческое и духовное наследие митрополита Семашко вызывает всё более пристальный интерес в современной Сербии, свидетельством чему стало издание в Белграде в 2019 г. первого сборника научных трудов, посвящённых митрополиту Семашко, под названием «Православие и идентичность православных народов», который был составлен профессором З. Милошевичем и издан Институтом политических исследований в 2019 году. Нынешний сборник, таким образом, является успешным развитием уже существующей традиции.
Как справедливо заметили в предисловии к сборнику его редакторы – профессор З. Милошевич и магистр Д. Лазаревич – его основная идея заключается «в указании на вред унии для православных народов, а также на опасность фанариотизма и других вызовов, с которыми истинное Православие сталкивалось и продолжает сталкиваться сегодня. Научные статьи сборника предлагают ответы на насущные вопросы истории — от деятельности митрополита Семашко по защите Православия до борьбы в наше время, которая становится всё более сложной. Сохранение своей Веры, культуры, традиций и патриотизма никогда не было столь трудным» (Вызовы Православию. От митрополита Семашко до наших дней 2025: 12)[1].
В статье протоиерея, кандидата богословия и председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви А. Романчука содержался развёрнутый анализ правительственной политики Российской империи в отношении униатов в конце XVIII – начале XIX вв. Автор, в частности, обращал внимание на показательную эволюцию конфессиональной политики Екатерины II, которая упразднением Полоцкой униатской кафедры и разрешением перейти в православие тем униатам, которые уже в течение ряда лет просились оставить унию, заставила встревожиться Римскую курию, униатскую иерархию и все польское католическое общество, увидевших опасность уничтожения унии в России. Это позволило императрице потребовать назначения архиепископа Станислава (Сестренцевича) митрополитом католических церквей в России и открытия православной кафедры в Польше. При императоре Николае I обозначилось намерение делатинизировать униатский обряд, что неожиданно для правительства привело к появлению инициативы общего возвращения униатов к православному вероисповеданию, вышедшей из среды униатского духовенства, что в итоге и было реализовано в ходе Полоцкого церковного собора в 1839 г.
В программной статье доктора социологии, профессора З. Милошевича были подвергнуты всестороннему и пристальному анализу различные аспекты традиционно антиславянской деятельности Фанара. В частности, профессор Милошевич обратил внимание на то, что с упразднением Печской патриархии в 1766 году греки начали проводить системную политику, направленную на открытую ассимиляцию (эллинизацию) сербов, болгар и русских (особенно на территории Малороссии, нынешней Украины). Фактически, как обоснованно полагает сербский учёный, это и была основная идеология фанариотов — путем ассимиляции (эллинизации) расширять греческий национальный корпус, при этом Константинопольский патриархат должен был служить главным инструментом этого проекта.
Статья доктора исторических наук, профессора Софийского университета (Болгария) Д. Григоровой была посвящена католическому фактору в БССР в период горбачёвской «перестройки». На основании дипломатических документов болгарской миссии в позднесоветской БССР болгарский исследователь делает вывод о том, что резко возросшая католическая активность в данной советской республике способствовала процессу полонизации Белоруссии, используя экуменизм (диалог с РПЦ) для подготовки советской элиты к развороту на Запад.
В статье доктора исторических наук, профессора Филиала РГСУ в Минске К.В. Шевченко был представлен анализ взглядов известного галицко-русского и западноукраинского писателя и мыслителя И.Я. Франко на роль католической церкви в истории славянских народов. По мнению И.Я. Франко, католичество на протяжении своей истории выступало в роли «отъявленного врага славянства» и принесло славянам больше вреда, чем все войны с историческими противниками славянских народов в лице мадьяр, немцев и татар. В частности, как подчёркивал Франко, католическая церковь выступала в роли организатора и идейного покровителя орденов крестоносцев и меченосцев, участвовавших в экспансии на восток и в покорении земель славянских народов. Ярким примером негативного влияния католической церкви на славян Франко считал насаждение церковной унии, которую он называл «злосчастной» и которая, по его мнению, стала инструментом преследований русского народа за его «веру и народность».
Работа кандидата исторических наук, доцента БГЭУ О.Г. Казака была посвящена анализу положения греко-католической церкви в Беларуси в начале 1990-х годов. Основываясь на архивных материалах, автор статьи акцентирует внимание на тревожных оценках, которые давали советские чиновники в БССР настойчивым попыткам «возрождения» униатской церкви, с полным основанием рассматривая их как индикатор роста национализма и центробежных тенденций в государстве.
Кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук А.Д. Гронский в своей статье подверг пристальному анализу содержание рождественских посланий архиепископа неканонической Белорусской автокефальной Православной церкви Святослава (Логина) в 2009-2025 гг., убедительно показав, что исходившие из данной церковной структуры обращения в первую очередь являлись ярков выраженными политическими декларациями, использующими религиозную риторику.
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института славяноведения в Москве М.Ю. Дронов в своей статье проследил духовную и мировоззренческую эволюцию архимандрита Владимира (Ипполита Терлецкого, 1808–1888), полонизированного волынского шляхтича, который проделал сложный и противоречивый путь от польской идентичности через русинство к общерусскости и от римского католицизма через унию к православию.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Истории НАН Беларуси А.С. Хотеев свою статью посвятил весьма актуальной проблеме конфессиональной объективности в церковно-исторических исследованиях. Анализируя научное наследие известного русского историка и социолога историка и социолога Н.И. Кареева, автор приходит к выводу о практической необходимости включения богословского учения о Церкви в объект исследования как одного из важных аспектов системы ценностей и понятий изучаемого предмета.
В статье кандидата исторических наук, доцента Московского гуманитарного университета А.И. Филимоновой всесторонне анализируются политические процессы в банской Хорватии в преддверии Первой мировой войны. В частности, подробно рассматривается процесс зарождения и эволюции клерикально-правашского союза в Хорватии в конце XIX – начале XX века. Автор приходит к совершенно обоснованному выводу о том, что идея так называемого «хорватского исторического государственного права» вылилась в прямую агрессивную и откровенно расистскую сербофобию, которая оказалось значительно сильнее абстрактных «католических принципов», оказавшихся скорее декорацией.
Большую научную и фактологическую ценность представляет статья магистра филологии, сотрудника Института политических исследований в Белграде Д. Лазаревич, которая проанализировала историю храмов Русской Православной Церкви на территории Сербии; при этом особое внимание было уделено строительству русских православных храмов на территории Сербии в период межвоенной Югославии, в том числе храму Святой Троицы в Белграде, Иверской часовне в Белграде, Церкви Иоанна Богослова и другим памятникам русской православной архитектуры.
***
Большой и всесторонний вклад профессора, доктора социологии З. Милошевича и магистра филологии Д. Лазаревич в развитие белорусско-сербских церковных и научных связей было отмечено руководством Белорусской Православной Церкви. 26 мая 2025 г. З. Милошевич и Д. Лазаревич были награждены медалями Святой Преподобной Евфросинии Полоцкой Белорусской Православной Церкви.
Награждение проф др Зорана Милошевича.
Награждение Даяны Лазаревич.
Акт торжественного вручения наград состоялся 26 мая 2025 г. в Институте политических исследований в Белграде перед началом международной научной конференции, посвящённой геноциду славянских народов. Награды З. Милошевичу и Д. Лазаревич вручили Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларуси в Сербии С.Н. Малиновский и заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви профессор К.В. Шевченко.
[1] Вызовы Православию. От митрополита Семашко до наших дней. Материалы международной научной конференции XVII Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко, 1798-1868)
5—7 декабря 2024 г. в Жировичском монастыре, Беларусь. Редакторы Зоран Милошевич, Даяна Лазаревич. Белград-Жировичи-Минск, 2025. С. 12.