10 сентября 1943 года от немецко-фашистских оккупантов был освобождён Мариуполь. В мае 2022 года город был вторично освобождён от фашистских оккупантов. На этот раз украинских.
Мы знаем, что Мариупольский порт крупнейший на Азовском море, заводы имени Ильича и Азовсталь в числе крупнейших в Европе металлургических предприятий. Но пока мы ещё не осознали, что русский Мариуполь является одним из духовных центров Православия, чьи истоки ведут к временам апостольским и через непрерывную традицию приводят к Донецко-Мариупольской епархии Русской Церкви. Это кажется невероятным, но это факт. Конечно, он требует дополнительных изысканий и доказательств. И они последуют.
Апостольская проповедь легла в основание Церкви Христовой в Северном Причерноморье. В первые века Христианства здесь были образованы Херсонесская, Боспорская, Готская и Сугдейская епархии в Тавриде и Скифская на Дунае. Паству этих епархий в основном составляли православные греки, жители древнегреческих городов, (к тому времени Византийской провинции), а также наши предки славяне.
С IV века в Тавриде началось строительство православных монастырей. Одним из первых был вырублен в скалах недалеко от Херсонеса Инкерманский Климентовский, где первоначально хранились мощи Климента. Пещерный монастырь в Качи-Кальоне был основан в VI веке, Успенский (пещерный) в урочище Мариам-Дерей в VIII, Балаклавский Георгиевский в IX веке.
Не удивительно, что многие называют Крым – русским Афоном.
Особое место в истории Православной Церкви в наших землях занимает Боспорская епархия. Пантикапей – один из древнейших городов мира, основанный в VII веке до Рождества Христова, в годы римского правления назывался Боспор. Он и стал ядром епархии, которая объединяла земли восточного Крыма и Тамани. В IX-XII веках эти земли входили в состав Древнерусского Тмутараканского княжества. Таким образом, город Керчь – Тмутаракань (Таматарха) – Боспор – Пантикапей является преемником античной цивилизации, Древнерусского Мира и раннехристианской Церкви.
Готская епархия была образована предположительно в IV веке с центром в Доросе — Феодоро — Мангупе. По данным местных краеведов первые православные общины в этих землях были созданы во время проповеди апостола Андрея Первозванного и его учеников. Известно, что Иоанн Златоуст рукоположил для крымских готов епископа Унилу.
В VII веке крымский владыка подписал постановления Трульского собора как епископ Херсона Дорантского, (Дори, столица Готии).
В XV веке княжество Феодоро было завоёвано турами-османами.
Через два столетия Феодосийская (Кафская) епархия Крыма была присоединена к Готской митрополии.
Во время русско-турецких войн Османские власти усилили преследования христиан. Пришлось искать спасения в России.
Переселение состоялось в 1779 году. Всего Крым покинуло тридцать тысяч человек. Для них и был построен город, названный Мариуполь (аналогично центру митрополии Мариамполю). Можно добавить, что организацией переселения вместе с церковными властями занимался Александр Васильевич Суворов.
Кстати позже епархия стала называться Славянской. И к ней был присоединён отвоёванный у Османской империи Крым.
Когда мы прослеживаем весь пройденный исторический путь православных общин Крыма и Причерноморья, то можем сделать закономерный вывод – раннехристианские традиции действительно были переданы Русской Земле от времён апостольских. Следовательно, Русская Православная Церковь имеет право называться апостольской. А это для вселенского Православия имеет очень большое значение.
Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»