Сегодня, в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, мы вспоминаем чудо избавления Москвы от разорения ордами хана Тамерлана.
В этот же состоялось знаменитое Бородинское сражение, решившее судьбу Отечественной войны.
Сегодня, 82 года тому назад, 8 сентября 1941 года, началась 900-дневная блокада Ленинграда.
Также мы отмечаем 80-летие освобождения Донецка (Сталино) от фашистских захватчиков.
О значении исторических годовщин в воспитании народного самосознания рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» директор-хранитель Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
В нашем представлении Священная история - это только то, что описано в Ветхом и Новом Заветах. Однако думается, что понятие «Священная история» шире понятия Священного писания. К Священной истории относится история новозаветных народов, в том числе нашего русского народа - история народа, заключившего Завет с Богом. Стало быть, вся наша история – это история отношений с Богом, исполнение Завета, наказание и исправление, чудесная помощь и спасение.
Наша русская история обладает качеством священности и обращённости в вечность, поэтому она развивалась по особым законам. Внешнему историку со стороны трудно понять логику развития событий русской истории, которая подчас не поддаётся научному объяснению и изучению.
В нашей истории есть необъяснимая притягательная сила, до того она захватывает и очаровывает. Вслед за Александром Сергеевич Пушкиным хочется воскликнуть от всего сердца: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».
В русской истории очевидна закономерность приурочивания событий к церковным праздникам, особым святым дням. Причём, приурочивание подразумевает режиссуру – действия промысла Божия. Ведь самые главные события русской истории соответствовали церковным праздникам. Судьбоносная Куликовская битва произошла в День Рождества Божией Матери. В этот день был открыт памятник «Тысячелетие России».
В этот день вместе с Матерью Божией родилась уже новая Русь Московская, Русь северная.
Сегодня мы вспоминаем Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Страшное нашествие татаро-монгол, грозившее полным разорением Москвы. Ответом на него стало принесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву. Именно с сегодняшнего дня Москва стала хранительницей главного образа Божией Матери, стала домом Пресвятой Богородицы и духовной столицей Русской земли.
Мы знаем, что Владимирская икона Божией Матери была принесена из Византии, став знаком преемства Руси от Царьграда. Икона хранилась близ Киева в Вышеграде, потом князь Андрей Боголюбский по внушению Пресвятой Богородицы перенёс икону во Владимир, откуда её принесли в Москву. Мы видим, что движение государственного центра русской земли – это перемещение образа Владимирской Божией Матери. Её название «Владимирская» осмысляется как «владеющая миром» - русским миром. Действительно, Матерь Божия – Владычица русской земли!
Этот день стал праздником спасения Москвы. Но по сути – началом её столичного призвания.
Именно в этот день произошла другая судьбоносная битва на Бородинском поле, которая вновь была за Москву, вновь копие удара врага было направлено в сердце России. Столица выступила в роли той жертвы, которая была положена на алтарь Отечества. Жертва Москвы спасла русскую землю от Наполеона. Два события, спасение России от Тамерлана и Наполеона, разнесённые в веках, представляют собой единый внутренний сюжет. В этом цельность, тайна и священность русской истории – один Божественный сюжет истории русского народа.
Более того, именно в этот день освободили Донецк от фашистских захватчиков.
8 сентября 1941 Петербург принёс себя в жертву на алтарь Отечества - началась Блокада Ленинграда.
Петербург взошёл на свою Голгофу. Видимо, каждая столица России должна была пострадать и принести себя в жертву. Статус столицы – не только слава и почёт, но и жертвенный подвиг ради всей страны. В своё время пострадали Киев, Владимир и Москва.
Звание столицы России ещё нужно заслужить. Город, претендующий на столичный статус, должен знать, что рано или поздно ему придётся за это заплатить.
Ныне возникают разговоры о переносе столицы в центр России - в Сибирь. А готов ли Новосибирск пострадать? Взойти на свою Голгофу, принимая на себя удар ради спасения России, как когда-то прежние столицы? Быть столицей государства – нести крестное служение.
Об этом знает и Донецк, освобождение которого мы сегодня отмечаем. Донецк – столица Донбасса, которая взошла на свою Голгофу и доныне страждет, пребывая под ударами западных ракет. Четыре даты и разные века, а сюжет один – наше стояние в вере, наши отношения с Богом, наше шествие в истории и хранение веры. Господь через священные даты и через священные события нам открывает наше призвание, нашу историческую миссию. Мы не должны никогда забывать и отрекаться от призвания быть народом-богоносцем. Мы взяли Крест Христов и являемся хранителями святого Православия. А лучшие мы или худшие – Господь разберётся. Мы не лучшие. Господь сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5:5).
Может быть, мы не лучшие, но мы кроткие. Господь дал нам землю, дал нам свой путь в истории за кротость, смирение и веру наших предков, наследниками которых мы являемся.
Сегодняшний день нам всем об этом напоминает. Поэтому изучать русскую историю – читать священную историю нашего народа. Это дело сокровенное, таинственное и душеполезное. Наверное близкое после чтения Священного Писания, Жития святых. Чтение русской истории в духовном изложении – это духовное делание.