В день памяти блаженной Матроны Московской хочу рассказать историю о том, как три иконописца писали одну икону блаженной Матроны.
Три года назад я впервые побывал на родине блаженной Матроны в селе Себино на Тульской земле. Здесь я сделал для себя несколько открытий. Во-первых, я понял то, что Матрона является святой Тульской земли, что она не всегда была великой старицей, но и юной хрупкой девицей, здесь я увидел её иконы, на которых она надписывает как Матрона Тульская.
Во-вторых, я осознал то, что родилась она в одном из судьбоносных мест России – рядом с полем Куликовым (буквально в 20 км от поля битвы), и теперь она мне видится как духовный воин за Святую Русь.
В-третьих, я увидел, что дом Никоновых находился в непосредственной близости от церкви Успения Божией Матери, и Матрона буквально выросла при храме, каждый день видела его и молилась в нём.
Все едут к мощам Матроны в Москву, а я понял, что, не побывав на Родине блаженной Матроны, трудно понять её душу и её подвиг.
Ну и в-четвёртых, я здесь особенно глубоко и реально пережил удивительную встречу Матроны и Иоанна Кронштадтского, именно в Себино, а не в Кронштадте.
Эту встречу в Кронштадте вполне нужно назвать сретением, ибо встретились величайшие святые Русской земли. И Кронштадтский пастырь благословил блаженную отроковицу на продолжение своего служения.
Об этой встрече известно следующее. В юности, когда Матрона могла ещё совершать паломнические путешествия, дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала её с собой в паломничества, ездила с ней и в Киево-Печерскую Лавру, и в Троице-Сергиеву Лавру, и другие города и святые места России. Совершили они паломничество и в Кронштадт.
До нас дошёл рассказ, видимо, записанный со слов Лидии Яньковой, о том, как по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта Всероссийский пастырь вышел из алтаря на амвон и, осмотрев храм, попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание громко сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена — восьмой столп России». Это было около 1899 года, накануне ХХ века.
Смысл этих слов в том, что отец Иоанн провидел особое служение Матроны России и русскому народу во времена гонений на Церковь.
Эта встреча мне напоминает видение отроку Варфоломею некоего таинственного старца, благословившего его на духовные подвиги. Тогда же я удивился, что до сих пор нет храмовой иконы с изображением этого благодатного сретения святых.
Именно в Себино меня посетила мысль о том, что необходима особая храмовая икона с изображением этой важной духовной встречи. Я высказал своё желание настоятелю Успенского храма в Себино отцу Алексию и его прихожанам. Когда я сообщил об этом проекте московской писательнице Таисии Чепуриной, она присоединилась к нему, посвятив его памяти своего духовного отца схиархимандрита Власия, который по материнской линии являлся дальним родственником св.Иоанна Кронштадтского.
Вначале я хотел заказать икону петербургскому иконописцу Александру, однако в связи с его болезнью пришлось искать другого мастера. Таисия Сергеевна предложила своего знакомого иконописца в Москве, которому она уже заказывала разные иконы, также Александра. Мы с ним познакомились по телефону, и он активно взялся за работу, сделал несколько эскизов.
Однако потом процесс остановился, он уехал за границу. Нам ничего не оставалось, как только ждать.
Прошёл год. Когда Александр объявился вновь, он неожиданно завил, что икону писать не будет, ему духовник не благословил. Я был удивлён тому факту, что благословение духовника всплыло спустя год после начала работы над иконой.
Я поинтересовался причиной отказа. «Духовник сказал, что факт встречи Матроны и Иоанна Кронштадтского недостоверный...».
«Как недостоверный?! Ведь это наше церковное предание... У Церкви свои каналы передачи информации, которые называются преданием. Если мы не принимаем это предание, то почему принимаем другое? Так мы можем сомневаться и в том, что отроку Варфоломею являлся чудесный старец. Ведь никто не видел», - ответил я.
«Ничего не могу сказать. Мне не благословили и всё...», - сказал Александр.
Из этой истории я понял, как трудно писать образы Матроны и Иоанна Кронштадтского, а написание именно этой иконы оказалось явно не по вкусу силам ада. Меня это только ещё больше укрепило в желании написать эту икону.
Я стал вспоминать всех иконописцев, которых я когда-либо знал. Будучи в Мемориальной Квартире я молился, что бы св.Иоанн Кронштадтский подсказал того, кто достоин написать такой образ. Во время молитвы вдруг осенила мысль: «Ты же молишься перед иконой Дорогого Батюшки, которую написала замечательная петербургская иконописица Светлана Большакова...»
Я ей тут же позвонил, а она удивлённо воскликнула: «Батюшка, я как-то уже писала небольшую келейную икону Иоанна Кронштадтского и Матроны Московской для протоиерея Михаила Протопопова из Австралии. Буду только рада написать настоящий храмовый образ...».
Мы вместе разрабатывали иконографию нового образа. Нужно было, чтобы было понятно, что встреча происходит в Кронштадте в Андреевском соборе, чтобы было понятно, что Иоанн Кронштадтский благословляет юную Матрону, чтобы в ней узнавалась будущая великая старица, чтобы на иконе присутствовали пророческие слова Всероссийского пастыря. Все это удалось воплотить в уникальном образе «Благословение св.Иоанна Кронштадтского блаженной Матроны».
По предложению Таисии Чепуриной были написаны две одинаковых иконы для Себино и Кронштадта (для Себино большего размера). Иконы были освящены в Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского, а икона для Себино была также возложена на мощи св.Иоанна Кронштадтского в Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге и к мощам блаженной Матроны в Покровском монастыре в Москве.
В сентябре 2024 года эта иконы была передана в дар Успенскому храму в Себино. Я исполнил свой обет, данный блаженной Матроне и св.Иоанну Кронштадтскому. Теперь две эти иконы духовно объединяют Кронштадт и Себино. Чрез них Кронштадтский пастырь посетил Себино, а блаженная Матрона побывала в Кронштадте. И не только посетили и побывали, но и остались в них навсегда.
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети