Как сообщалось, 25 августа в рамках Всероссийской встречи католической молодежи в Санкт-Петербурге в Базилике св. Екатерины Александрийской прошел телемост с Папой Франциском.
Перед благословением понтифик завершил встречу следующими словами: «Никогда не забывайте о наследии. Вы наследники великой России: великой России святых, правителей, большой России Петра I, Екатерины II, той империи – великой, просвещенной, [страны] большой культуры и большой человечности. Никогда не отказывайтесь от этого наследства, вы наследники великой Матушки России, идите вперёд с этим. И спасибо вам. Спасибо за ваш способ быть, за ваш способ быть россиянами».
Заявление Франциска вызвало переполох. На Украине истерить и обвинять понтифика в том, что он служит Кремлю.
И 4 сентября Франциск стал оправдываться. «Я говорил о России больше не в географическом, а в культурном смысле. Мне пришло в голову то, чему меня учили в школе: Петр I, Екатерина II. И я хотел призвать перенять это наследие», - сказал понтифик на пресс-конференции на борту самолета по дороге из Монголии, где побывал с апостольским визитом.
Он отметил, что культура России «богата и прекрасна», передает ТАСС.
«Достаточно вспомнить о литературе, музыке, достаточно вспомнить [Федора] Достоевского, это все свидетельствует о зрелом гуманизме. Поэтому я говорил о наследии», - сообщил Франциск. Он уточнил, что «культурное наследие не может быть империалистическим, это всегда диалог».
«Действительно, империализм иногда навязывает идеологию. Но когда культура становится идеологией, это отравляет», - добавил понтифик.
А на недавней встрече с униатами Франциск и вовсе отрёкся от России: «Отдельной болью украинского народа есть тот факт, что вы сомневаетесь, с кем Папа. Я хочу заверить вас в моей солидарности с вами и постоянной молитвенной близости. Я являюсь с украинским народом».
Известный политолог Сергей Михеев в эфире передачи «Железная логика» на радио «ВестиФМ» прокомментировал высказывания понтифика.
«Папа Римский мог всё это сказать с хитрым подтекстом, потому что он обращался к католикам в России, а это очень незначительное меньшинство. Но тем не менее, это люди, в первую очередь, ориентируются на Католическую церковь, а это символ Запада. Он к ним обращался и недаром вспомнил именно Петра I и Екатерину. Он не вспоминал Ивана Грозного и других наших императоров», - заметил эксперт.
«В той школе, где учился Папа Римский, ещё такие вещи преподавали. Значит, хорошая школа была. А Пётр I и Екатерина - это два основных реформатора России по западному стилю. Он мог здесь немножко лукавить, и мог быть политический подтекст, с одной стороны. С другой стороны, не признавать Россию великой бессмысленно. Это позиция "психующих карликов", которые говорят: "Мы не будем этого видеть, этого нет! Нельзя даже называть того, что это есть". Это всё равно, что сказать: "Я Солнце больше видеть не хочу, поэтому буду считать, что его нет". Это попытка очевидные вещи сделать якобы несуществующими. Это немножко от полудетского недоделанного сознания, в которое, мне кажется, вся современная цивилизация потихоньку превращается, в том числе благодаря массовой культуре. Западная массовая культура заточена на людей или подросткового возраста, или людей с подростковым сознанием, которые вроде бы уже выросли, а мозги - как у 14-17-летних подростков. Это сегодняшняя западная субкультура».
Сергей Михеев полагает, что «многие из нас встречали людей, которым уже серьёзно перевалило за определённое количество лет, а они по своему развитию реальному, духовному, даже интеллектуальному, сильно задержались в подростковом возрасте. Вроде бы они уже взрослые люди, а на самом деле никакие не взрослые, хотя могут быть злыми, жестокими; но в реальности всё такие же, какими были в 14-15 лет. Без обид».
По его словам, «современное западное массовое сознание, действительно, очень задогматизированное. Оно не хочет видеть того, что ему не нравится. "Есть только то, что я хочу видеть. А то, что я не хочу, или чего боюсь, или чего не понимаю, - этого как будто нет". Это признак незрелости. А современная массовая западная культура незрелость всячески культивирует и поощряет, наполняя мир бесконечным количеством иллюзий. Это во-первых».
«Во-вторых, - продолжил он, - это ещё более усугублено политическим фактором. "Россия плохая, Украина хорошая. Россия не может быть великой, потому что в ней нет демократии". Они придумывают себе свой язык, который описывает действительность не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой им удобно её описывать в данный конкретный момент. И поэтому любой, кто выбивается из этого дискурса, из этого языка - уже враг. "Как вы могли сказать, что Россия когда-нибудь была великой?" Это абсурдная психология "карликов". Интересно, что Европа состоит из карликовых государств, которые сейчас диктуют свои правила. Они никогда не были великими. Давайте скажем честно. Никакая Литва с Латвией и Эстонией, никакая из стран (я не беру Германию, Францию и Великобританию), составляющих сейчас европейскую массу, никогда не была великой. Поэтому чужое величие их всегда раздражало. Их всегда раздражает то, чего они сами не смогли достичь».
«На этом очень часто базируется радикальный национализм - на чувстве неполноценности, которое в качестве своего зеркального отражения переходит в агрессию и раздувание себя до невероятных масштабов, каких никогда не было. И, конечно, такой тотальной ненависти, которая основывается на зависти к тем, кто действительно являются великими. Это всегда бывает на попытках облить грязью чужой подвиг, чужое величие. "Сам я не могу так сделать, поэтому буду грязью обливать того, кто так может. Это для того, чтобы было мне удобно считать, что он такой же, как я". Про великих людей очень любят рассказывать грязные бытовые истории. Для чего? Для того, чтобы опустить их как можно ниже и сказать: "Смотрите, он такой, как я". В чём-то он, действительно, такой, как ты, но только он смог это сделать, а ты нет. Так же и с этим: "Россия не может быть великой". Страна, которая раскинулась от Балтийского моря до Тихого океана, не может не быть великой. Она великая в принципе. Она уже была бы великой просто потому, что таких размеров и имеет грандиозные ресурсы», - заявил политолог.
По его мнению, «Франциск просто оправдывается. Если наполнить всё это историей и теми смыслами, которые Россия несла; если наполнить той культурой, о которой понтифик говорил, то совершенно очевидно, что Россия в мировой политике, в мировой культуре, в мировой экономике уже много сотен лет играет одну из ведущих ролей. Такая страна не может не быть великой. Но политическим "карликам" очень неприятно это слушать. У них от этого "изжога" появляется. И поэтому целая стая накинулась на Франциска. Ещё неизвестно, искренне ли всё это Франциск говорил. Я думаю, что искренне. Может быть с каким-то манипулятивным моментом. Он сказал то, что, как ему казалось, невозможно отрицать. Все равно, что "Земля круглая". "Нет - земля не круглая. Она квадратная, треугольная - какая угодно, но не круглая". Он сказал: "Россия великая". Она великая в любом случае, независимо от того, как вы к ней относитесь. Как великими, например, были многие государства прошлого, несмотря на то, что они не были демократиями. Империя Александра Македонского, хотя она прожила очень недолго, была великой, хотя демократии там никогда не было. Точно так же, как Римская империя, как огромная Орда в своё время, как монгольское государство».
«Я думаю, что он не случайно полетел в Монголию - там всего полторы тысячи католиков. Папа пытается наводить мосты, работать с теми территориями, которые традиционно католическими не являются. И он не мог не сказать о России. Но уже это вызывает дикий вой: "Нельзя, ни в коем случае! Надо говорить, что всё плохо, что Россия всегда была плохой!" Для нас важно понять, кого делает современная западная цивилизация? Она делает дураков», - заключил политолог.