В США принято решение о поставках на Украину снарядов с обеднённым ураном. Британия уже осуществила такие поставки, предположительно склад таких боеприпасов был уничтожен под Хмельницким. Таким образом, возрастает угроза, что территории новых субъектов РФ в Новороссии могут быть подвержены радиоактивному заражению с такими же последствиями для населения, как и в бывшей Югославии (1999 г.) и Ираке (1991 г., 1999 г., 2003 г.). О каких последствиях идёт речь можно понять из приведённого ниже справочного материала.
В марте 2023 г. Минздрав Сербии заявил о росте случаев бесплодия из-за применения НАТО обедненного урана. После того как страны НАТО задействовали боеприпасы с обедненным ураном при бомбардировках Югославии в 1999 году, среди жителей Западных Балкан наблюдался рост случаев различных патологий. Последствия применения данного вида вооружения описала министр здравоохранения Сербии Даница Груйичич (РИА Новости). По ее словам, в регионе был зафиксирован рост онкологических и аутоиммунных заболеваний, патологий у беременных и умственных нарушений у детей. Кроме того, существенно увеличилось число выявляемых случаев бесплодия у мужчин. «Это был отвратительный и бесчеловечный эксперимент над всем регионом, не только Сербией и Черногорией, надеюсь, что международная научная общественность поймет, что это (последствия бомбардировок для здоровья ныне живущих — "Лента.ру") необходимо исследовать научным путем и особенно — запретить оружие с обедненным ураном», — заявила Груйичич.
Кто заявляет о безопасности ОУ, какие у них аргументы. До сих пор нет единого мнения касательно последствий применения боеприпасов с ОУ. Некоторые полагают, что их опасность преувеличена. Так, Мадлен Олбрайт, бывшая госсекретарем США во время войны в Югославии в 1999 году, отмечала, что «пока не существует фактических данных, которые могли бы связать проблемы со здоровьем у миротворцев и оружие на основе обеднённого урана, использовавшееся НАТО во время войны в Косово». Между тем Велимир Неделькович, профессор Приштинского университета на пенсии, который 35 лет преподавал на кафедре охраны окружающей среды и после войны 1999 года стал изучать последствия войны для окружающей среды в Сербии, полагает, что отрицать вред ОУ могут лишь «лоббисты НАТО». «Обедненный уран находит широкое гражданское применение, и этим очень умело манипулируют лоббисты НАТО, — рассказал Неделькович в беседе с NEWS.ru. — Ведь основной характеристикой обедненного урана является не радиоактивность, она в нем на уровне естественного фона. Взять минеральные удобрения на поле — у них тоже есть радиоактивность. И почвы зачастую имеют радиоактивность, из-за чего, кстати, обнаружить обедненный уран в земле довольно сложно, так как его радиоактивность теряется на естественном фоне. Проблема возникает, когда происходит взрыв боеприпаса с обедненным ураном — он очень токсичен».
Как действует обедненный уран, попадая в организм человека. Неделькович отмечает, что в научных кругах до сих пор нет единого мнения, каков механизм действия при попадании обедненного урана в организм.
«Он легко проникает через дыхательные пути, пищеварительный тракт и через открытые раны на коже. Наиболее вероятной считается следующая теория: обедненный уран пирофорен, то есть очень легко воспламеняется, но именно при попадании частиц обедненного урана в твердую цель: танк, мост, скалу. Если же попадет в воду, в пашню, то там он не взорвется. Так что основная опасность возникает при разделении частиц с оболочкой в снаряде с обедненным ураном», — рассказал он. По словам Недельковича, «многие, не подозревая об этой опасности, соприкасались с частями пораженных танков или с боеприпасами, содержащими ОУ, это касается как сербов, так и американцев». Он добавил, что американцы извлекли урок из этого и теперь они в тех регионах, где применяют боеприпасы с обедненным ураном, используют вооруженные силы стран, где проводятся операции.
Как итальянские военные доказали вред ОУ в суде. Примечательно, что суды некоторых стран, не дожидаясь признания опасности ОУ на международном уровне, выносят собственные решения, создавая тем самым прецедент. Так, в распоряжении NEWS.ru оказалось постановление итальянского Областного административного суда региона Кампанья касательно иска Бьонди Винченцо, который служил на территории бывшей Югославии, причем это было через три года после окончания боевых действий НАТО. «Определить право заявителя на компенсацию за биологический ущерб от болезни „папиллярный рак щитовидной железы“, что уже было признано как факт, связанный с работой — военной службой», — сказано в постановлении суда. В иске, поданном Винченцо, говорится, в частности, что он был одним из более чем 500 военнослужащих (45 из них уже скончались на момент подачи им иска в 2008 году), у которых была установлена патология, связанная с воздействием обедненного урана. Речь идет о так называемом балканском синдроме, вызванном массовым использованием ОУ в вооружении, используемом НАТО. С 15 марта по 26 июля 2002 года Винченцо был в Косово командиром отделения и уполномоченным лицом по хранению оружия и взрывчатых веществ. «Из-за своей работы — военной службы — заболел раком с метастазами, и его надо было прооперировать, после чего он был подвергнут серии химиотерапии. Министерство обороны Италии несет определенную ответственность за его заболевание, поскольку непосредственно оно использовало оружие с обедненным ураном и не предприняло соответствующих процедур для эффективного предотвращения заражения своих солдат», — говорится в судебном документе. Как рассказал NEWS.ru сербский адвокат Алексич, в Италии инициировано свыше 500 судебных исков и на данный момент получено более 350 окончательных решений. «Все, кто участвовал в различных военных и гражданских миссиях в Боснии и Герцеговине, в Косово, заболевали раком через год, два, через пять или больше лет, — говорит Алексич. — Служившие там итальянские солдаты проходят систематические осмотры каждые шесть месяцев, и было доказано, что здоровые люди, отправленные, например, в Косово, в Боснию и Герцеговину, заболели именно после шестимесячной миссии».
Многочисленные попытки добиться запрета боеприпасов с ОУ через международные организации не имели успеха, так как, по сути, эти организации находятся под контролем США и их союзников. Как такой контроль работает на практике, не так давно, было продемонстрировано в Сирии, когда АЗХО (организация по запрещению химического оружия) предположила (опираясь на фейки НКО «Белые каски») применение химоружия правительством Сирии. Воспользовавшись заявлением АЗХО, США, Франция, Великобритания нанесли в 2018 г. ракетные удары по Сирии.
Реальная угроза применения на территории РФ оружия с ядерной компонентой вынуждает нас к адекватному ответу по территориям стран поставщиков этого оружия для ВСУ.
Как осуществить меры адекватного воздействия. Первое. Совет Федерации может инициировать принятие закона об идентификации боеприпасов с ОУ в качестве ядерного оружия малой мощности. Практика показывает, при наличии политической воли такого рода законы принимаются и вступают в силу в течение нескольких дней.
Второе. Совет Федерации наделяет Верховного главнокомандующего полномочиями на осуществление ударов по местам производства боеприпасов с ОУ, а также местам их складирования на территории стран производителей.
Третье. В случае применения на территории Новороссии снарядов с ОУ, это будет считаться, согласно принятому закону, нападением на РФ с применением ядерного оружия и адекватный ответ должен получить не исполнитель в лице ВСУ, а заказчик в лице США или Великобритании (это как разведка покажет). Ответный удар может быть нанесен гиперзвуковыми ракетами ВКС или ВМС РФ. Будут ли головные части ракет оснащены ядерными боеголовками или обычными зарядами следует оставить на усмотрение главнокомандующего.
В случае удара по производственным мощностям боеприпасов с ОУ, страны производители смогут более тщательно разобраться со степенью негативного воздействия этого оружия на людей и прилегающие территории. Только это будут уже граждане и территории их собственных стран.
Правила безопасности для РФ нам следует писать самим. Запад давно пытается приучить нас и остальной мир к тому, что надо жить по правилам, декларируемым Вашингтонским обкомом. Лучшим ответом на это предложение может стать разработка альтернативных правил, которые обеспечат безопасность нашей страны не только в военной сфере (как предложено выше), но и в духовной, культурной, образовательной, где в отсутствии надёжных фильтров по информационным, образовательным и культурным каналам поступают извне вирусы разложения личности, общества и государства в целом. Наверное, эффективнее разрабатывать такие правила в содружестве с партнерами по ШОС и БРИКС, где есть локальные успехи по защите суверенитета в различных сферах (суверенный интернет КНР). Такая совместная работа может стать хорошим подспорьем в деле строительства цивилизационного альянса – альтернативного Западному альянсу.
Сергей Евгеньевич Матвейчук, ведущий аналитик журнала «Недропользование. XXI век»