«Он всегда опережал своё время». «Он не подражал никому, ему подражали многие». «Великий инженер». Все эти слова были адресованы одному человеку – Владимиру Григорьевичу Шухову, инженеру-строителю, механику, гидродинамку и теплотехнику, первому инженеру России, ставшему почетным членом Академии наук СССР.
Огромен перечень его проектов, имевших мировой приоритет: нефтепроводы и нефтерезервуары, нефтенасосы и паровые трубчатые котлы, оригинальные конструкции газгольдеров (ёмкостей для хранения газа), установки термического крекинга нефти, висячие, арочные и мембранные покрытия зданий, мосты, водонапорные башни, маяки и высотные башни, гиперболоидные конструкции и стальные сетчатые оболочки и мн., мн. другое. Всё это выполнялось на высочайшем уровне и оставалось много лет непревзойдённым по экономическим, технологическим и эксплуатационным параметрам. Ко многим его сооружениям прилагаются слова: «Впервые в мире».
Например, всем известная Шаболовская радиобашня была спроектирована Шуховым выше Эйфелевой, но в несколько раз легче и несравнимо технологичнее. К сожалению, в послереволюционной Москве не хватило металла, но даже в усечённом виде башня поражает своей ажурностью. Мало кто задумывается, что изящная кривизна (гиперболоид) секций башни образована абсолютно прямыми стержнями, установленными наискось. А тот, кто задумывается, задаётся вопросом: как тонкие и длинные стержни не сгибаются под тяжестью башни? «Секрет» в том, что в местах пересечения стержни соединены друг с другом, их расчётная длина уменьшилась во много раз и почти во столько же раз увеличилась устойчивость.
Он был не только изобретательным конструктором, но и учёным-теоретиком: разработал теоретические основы строительства магистральных трубопроводов, теорию нефтяной гидравлики, ряд теоретических положений пространственных сетчатых конструкций, теорию арочных ферм. Только его избранные научные труды составили три тома: «Строительная механика», «Гидротехника», «Нефтепереработка. Теплотехника».
Почти всё, что проектировал Шухов, Шухов и строил. Уже в возрасте 79 лет Владимир Григорьевич отправился в Самарканд и руководил работами по выпрямлению одного из минаретов средневекового медресе Улугбека, пострадавшего от землетрясения. Эта уникальная операция прогремела на весь мир.
Родился он 16 августа (ст. ст.) 1853 года в г. Грайворон Курской губернии (ныне Белгородской области), в семье мелкого чиновника. С отличием окончил гимназию, а в 1876 году – Императорское техническое училище в Москве (МВТУ), получив диплом инженера-механика и командировку на международную выставку в США (в числе трёх лучших выпускников). Америка не поразила молодого русского инженера: бросалось в глаза несовершенство сооружений и машин с явно завышенными запасами прочности. Американским инженерам той поры не хватало технической культуры и теоретических знаний. Почти через полвека это же отмечали другие наши великие соотечественники С.П.Тимошенко и И.И. Сикорский, оказавшиеся в Америке не по своей воле.
На выставке Шухов познакомился с американским бизнесменом российского происхождения А.В. Бари, который спустя время открыл в России первую проектно-строительную фирму. Руководство её филиалом на Бакинских промыслах он предложил 24-летнему Шухову. Успешное решение множества технических проблем в зарождающейся нефтяной промышленности выдвинуло Шухова в первый ряд русских инженеров.
С 1879 года он возглавил московский филиал фирмы. Впереди были уникальные проекты первых в мире наливных барж, первых нефтеперегонных установок нового типа, первых в мире мембранных покрытий и парусных оболочек покрытия зданий, гиперболоидных башен (все построены в 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде), ажурных покрытий ГУМа, Киевского (быв. Брянского) вокзала, музея им. Пушкина и множества других уникальных сооружений, прославивших его имя. Но в России и, особенно, за её пределами имя Шухова мало кто знал. Везде гремело имя Бари – юридически именно он являлся правообладателем почти всех шуховских изобретений. Уже после революции В.Г.Шухов, ставший главным инженером «Стальмоста» (национализированного предприятия Бари), приобрёл всемирную славу.
Внешне это был высокий, подтянутый человек, всегда благоухающий дорогим одеколоном. При появлении женщин всегда вставал, к людям, независимо от ранга (в том числе и к прислуге), обращался только на «Вы». Спал 4–5 часов в сутки, по утрам обливался холодной водой и на завтрак съедал не более одного куриного яйца. Любил играть в теннис, бегать на коньках, ходить на лыжах и был заядлым велосипедистом. Стяжательство считал пороком и к деньгам относился лишь как к средству, обеспечивавшему достаток и комфорт ему и его семье.
Жизнь его окончилась трагически. От упавшей свечи в квартире возник пожар, и Шухов получил ожог 80% тела. Врачи долго боролись за его жизнь, но спасти не смогли. 2 сентября 1939 года, на 86-м году, Владимир Григорьевич скончался. Прах его покоится на Новодевичьем кладбище Москвы. Памятники В.Г.Шухову – одному из величайших инженеров всех времён и народов установлены в Москве, Белгороде и Волгограде, его имя носят башни в Москве, Николаеве и Бухаре, Белгородский технологический университет, Белгородский аэропорт и улицы в ряде городов России. О его жизни и творчестве написаны десятки книг и статей, в том числе американцами, немцами, французами, итальянцами.
Это – один из редких случаев, когда памяти русского гения воздано по заслугам.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
Строительство павильона с сетчатым висячим покрытием для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г.
Гиперболоидная сетчатая башня высотой 160 м на Шаболовке, 1919–1922 гг.
Дебаркадер Брянского (Киевского) вокзала в Москве, 1911 г.
Медресе Улугбека в Самарканде после землетрясения в 1932 г. Правый минарет высотой 33 м был выпрямлен по проекту В.Г.Шухова