«По мере того как наше общество все глубже втягивается в цивилизационный конфликт с Западом, а противостояние с ним на Украине приобретает все более ожесточенный характер, вопрос о цензуре и даже о репрессиях становится все более актуальным», – пишет в статье «России нужны цензура и репрессии» на РИА Новости известный философ и доктор политических наук Александр Дугин.
«Начнем с того, что цензура и репрессии есть в любом обществе. Оно всегда строится вокруг вполне определенной идеологии, системы базовых установок и принципов. При этом они никогда строго не прописаны в уголовном или административном праве, но предопределяют скорее мировоззренческий вектор, который выступает дополнительным драйвером закона и его применения. Что допустимо, а что нет, что можно потерпеть, а что требует силового вмешательства государства, никогда не определяет отчужденный закон. Напротив, законы принимают носители правящей идеологии, они же дают их трактовку и они же выстраивают иерархию — когда, к кому и в каких случаях их надо применять более или менее строго. Они же следят и за применением и системой наказания. Поэтому социолог Вебер точно определил, что "легитимное право на насилие есть только у государства". А государство строится на основании идеи», – говорится в публикации.
«Современное западное общество не является в этом смысле исключением и принципиально ничем не отличается от других тоталитарных режимов последних столетий, будь то коммунизм или фашизм. Разница состоит лишь в идеологии и методах, а в остальном любая правящая идеология функционирует так же: то, что соответствует ей, — принимается, то, что выходит за её рамки или, более того, оспаривает идеологические устои (в данном случае либерализма), — становится объектом цензуры и репрессий.
Либерализм строит свою цензурную политику на критике, маргинализации, демонизации любых нелиберальных теорий, ценностных систем и практик, криминализирует их, удаляя все, с ними связанное, с любых информационных и сетевых платформ, а затем устраняет и самих носителей нелиберальных взглядов. Это и называется "культурой отмены" (cancel culture), "пробужденностью" (wokeism) и так далее.
Современная либеральная идеология рассматривает любую принадлежность к коллективной идентичности, включая расу, пол и даже принадлежность к человеческому виду (трансгуманизм), следствием свободного выбора индивидуума. Всякий, кто считает иначе, — преступник. Отсюда и гонения на сторонников классической семьи, патриотов, носителей любых коллективистских учений. Тому, кого заподозрили в недостатке либерализма, закрыт доступ к крупным каналам, массмедиа и даже к социальным сетям. При этом стоит кому бы то ни было, даже из числа элиты, оступиться, отклониться от либеральной (совершенно тоталитарной) повестки — и остракизм, цензура и репрессии следуют незамедлительно. Только знаменитый афроамериканский рэпер надел футболку с невинной надписью White lives matter (too) ("Жизни белых тоже что-то да значат"), как в одночасье в глазах публики он превратился в маргинала, экстремиста и общественно опасный элемент. То, что идет против правящей идеологии, немедленно подавляется», – подчеркнул политолог.
«Конечно, не только либеральные режимы тоталитарны (тоталитарными режимами были и фашизм, и коммунизм), но раз и они тоже, то никаких исключений нет. И это надо признать.
Итак, вопрос о необходимости цензуры и репрессий как таковых снят. Остается лишь выяснить, какой должна быть цензура и какими репрессии в нашем современном российском обществе. Они неизбежны, но каковы?
Мы ведем цивилизационную войну с Западом, где либеральная идеология восторжествовала. Мы утверждаем свои традиционные ценности, и президент даже издал Указ № 809 о необходимости их защиты о стороны государства. И эти ценности — милосердие, любовь к Отечеству, справедливость, крепкая семья, торжество духа над материей, солидарность и так далее — имеют мало общего с либерализмом. Поэтому совершенно очевидно, что наша цензура и наши репрессии должны исходить из иных критериев, нежели на современном либеральном Западе. В данном случае просто "скопировать и вставить" западные стандарты борьбы с инакомыслием и развернуть репрессии на их основании было бы полным абсурдом.
Однако пережитки в нашем обществе западных либеральных стереотипов, доминировавших в предшествующие десятилетия, еще очень крепки. Мы уже не находимся в поле либеральной идеологии, более того — воюем со странами этого лагеря, провозглашаем Россию отдельной цивилизацией со своей ценностной системой, но по-прежнему (подчас по инерции) руководствуемся их примером.
Для либералов классическими противниками являются те, кто признает либо национальную (правые), либо классовую (левые) коллективную идентичность. Поэтому на них в первую очередь и распространяются цензура и репрессии, так как любое возражение против либерализма и индивидуализма — а сегодня против глобализма, ЛГБТ, критической расовой теории, мультикультурализма и трансгуманизма — считается уже "преступлением мысли". При этом либералы — ведь они же являются идеологическим гегемоном! — считаются не просто приемлемыми, но нормативными носителями главенствующего мировоззрения. Своих врагов либералы немедленно помещают в разряд "фашистов" (правые) или "сталинистов" (левые), а дальше их судьба незавидна. Сегодня к общеобязательному набору либеральных ценностей добавлены еще "обожествление Зеленского", сопереживания украинским нацистам (которые вовсе "не нацисты", поскольку они бьются за либеральный Запад против нелиберальной России) и обязательная русофобия.
Как же строить нашу суверенную цензуру и что выбрать критерием для объективно неизбежных репрессий?» – задаётся вопросом автор.
«Пока ввели принцип запрета на критику президента и армии в условиях ведения военных действий. Вполне внятный и прозрачный критерий. Существует также уже принятое положение и о запрете на публичную критику самой специальной военной операции. И чем жестче конфликт, тем более строго эти критерии будут применяться.
В глубине души или за семейным столом человек может позволить себе иметь на счёт СВО, армии и президента свое "особое мнение". Хотя на либеральном Западе уже стало обычным доносить — например, детям, что родители в домашней беседе позволяли себе критику то ли мультикультурализма, то ли трансгендеров, то ли Зеленского, то ли нелегальных мигрантов и, в частности, хамоватых украинских беженцев. И за это бывают последствия. Но у нас пока речь идёт о публичных нарушениях этого правила. В кругу семьи пока полная свобода: говори что хочешь. Но я все равно этим бы не злоупотреблял.
Идеологические критерии пока не введены, и здесь мы по-прежнему остаемся в плену либеральной инерции предыдущих эпох. Имитируя Запад, мы также ввели в разряд "неблагонадежных" консервативно-патриотический и лево-социалистический сегменты нашего общества. К ним подчас применялись и скопированные с либерального Запада уничижительные характеристики, откуда процветавший в 90-е годы в российской элите уничижительный термин "красно-коричневые". Это значило "не либералы" — то ли слева, то ли справа (а иногда и с двух сторон одновременно). Эта эпоха давно прошла, но заложенные в ней установки — в том числе в правоохранительных органах, ФСБ и в политическом блоке российской власти — отчасти сохранились. Если бы мы были либералами, это было бы понятно. Но мы с либералами воюем. Поэтому совершенно точно пришло время поправить цензурные ориентиры и яснее определить основания для идеологических репрессий», – подчеркнул учёный.
«Да, на правом и левом фланге в России есть фигуры, которые критикуют президента, руководство Минобороны и иногда даже сомневаются в необходимости СВО. Это запрещено, за это государство должно нещадно карать. Но стоит обратить внимание, что идеологически и общественно активные люди, которые составляют костяк добровольцев и ядро тех, кто по всей стране им денно и нощно помогает, являются почти исключительно носителями именно правых или левых патриотических идей. То есть СВО идеологически лежит на плечах тех, кто исповедует любую идеологию, кроме либеральной. Перефразируя Егора Летова: "Не бывает либералов в окопах под огнем". Да, и атеистов тоже. Поэтому наличие право-консервативной или лево-социалистической идеологии у тех, кто провинился, следовало бы считать скорее не отягчающим фактором, а чем-то, что облегчает (не снимая, конечно) вину.
И наоборот: когда критика президента, руководства армии или СВО в целом и соответствующие действия в этом направлении исходят от либералов — то есть тех, кто заведомо разделяет идеологию нашего цивилизационного врага, — то в данном случае это именно отягчающее обстоятельство. Да и наличие самой либеральной идеологии (что легко опознать в звериной ненависти к правым и левым патриотам, то есть к тем же "красно-коричневым") заведомо является тревожным сигналом "Возможно предательство! Осторожно, либеральный экстремизм!". Случай с либеральной террористкой Дарьей Треповой, зверски убившей военкора Владлена Татарского, и покалечившей других мирных и ни в чем не повинных людей, — вполне показателен. Конечно, не все либералы убежденные террористы, но их идеология направлена именно в эту сторону. Ведь далеко не все мусульмане, читающие запрещенную в России ваххабитскую и салафитскую литературу, решаются убивать или взрывать себя поясами шахида. Но как только правоохранительные органы такие книги находят или получают информацию, что в таком-то исламском центре проповедуют фундаментализм, за этим следуют жесткие превентивные меры. Так же имело бы смысл поступать и с либералами. Зафиксировали факт чтения или передачи книги Поппера "Открытое общество и его враги", этой черной библии Д.Сороса, или нездоровый интерес к либеральной сатанистке Айн Ранд — и тут же взяли на заметку. А запрет либеральных СМИ и присвоение наиболее невинным статуса иностранного агента — это уже шаг в правильном направлении. Прежде чем стать либералом, надо прежде хорошенько подумать, чем за это придется платить», – отметил автор.
«Либерал вообще не может быть русским патриотом, так как он мыслит себя "гражданином мира" и носителем ценностей западной цивилизации. В Москве уже больше такого не говорят, и эхо теперь разносит иные речи», – отметил политолог.
«Сейчас цензура и репрессии, которые только начинаются, реагируют на самые очевидные вызовы. Но это первые шаги. И в условиях противостояния Западу было бы совершенно глупо внутри страны полностью копировать его критерии — что можно, а чего нельзя. Кое-что из того, что можно на Западе, можно и у нас. Но кое-что уже нельзя. И кое-что из того, что можно у нас, на Западе теперь нельзя (например, слушать "Спутник" или смотреть RT). А у нас — слушай и смотри не хочу. Ну а "Инстаграм"** и FB** (запрещенные в России инструменты культурной цивилизационной агрессии) — у них можно, а у нас нет. В этом различии цензуры и репрессивных стратегий пусть и процветает самобытность цивилизаций. Кстати, в Китае вообще все по-другому с "можно" и "нельзя". И по-своему в исламских странах или в Азии. Нет общества, в котором можно было бы все. Но нет и общества, где вообще ничего нельзя. Всегда что-то да можно.
Поэтому статус иностранного агента можно заведомо предварительно выписать всем либералам. Это еще не вызов в СК и тем более не черный воронок. Даже не само признание иностранным агентом. Просто взяли на заметку. Предварительно.
А вообще говоря, необходимо выйти за пределы всех трех политических идеологий европейского Нового времени (либерализма, коммунизма и национализма) и утвердить на основании коренных ценностей нашего народа и нашего государства свое собственное аутентичное суверенное мировоззрение. И дальше, отталкиваясь от него, строить свою стратегию цензуры и репрессий. Обращенных во имя единства, могущества и верности против идеологических врагов России — явных и скрытых», – заключил Александр Дугин.
* СМИ, имеющее статус иностранного агента.
** Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
14.
Итак:
Бог, Любовь, Народ, Жертва - Высший патриотизм.
Любовь, Народ, Жертва - Просто патриотизм.
Всё остальное от лукавого. Я так считаю.
13. Ответ на 1, Андрей Карпов:
Справедливости ради: термин "либерал" уже при Пушкине был двусмысленным, иначе он даже иронически не написал бы про свой "последний либеральный бред". А "Памятник" - он меньше всего про политику...
12. Ответ на 10, Александр Миронов:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал. Некоторым бы хотелось скинуть Пушкина (и многих) с корабля патриотизма. Пушкиных, условно, два. Молодой и зрелый. Первый просто гений в поэзии. Второй - во всём.
Андрею Карпову - вот и нашёлся "идеолог", даже "философ", который передугинил Дугина. Предложил шиболет, по которому Пушкина можно пускать на пароход "русского национализма" - "молодой" и "зрелый".
11.
В следу.щий раз напишут, что Пушкин - Чубайс своего времени.
10. Ответ на 1, Андрей Карпов:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал. Некоторым бы хотелось скинуть Пушкина (и многих) с корабля патриотизма. Пушкиных, условно, два. Молодой и зрелый. Первый просто гений в поэзии. Второй - во всём.
9. Ответ на 7, Лапшин С.С.:
Дугин – болтун, его любимое занятие – с умным и таинственным видом забалтывать хорошие идеи и "обо всем рассуждать с таким расчетом, чтобы никогда ничего из сего не выходило" (см.Салтыкова-Щедрина "Устав вольного союза пенкоснимателей").
Что-то я не вижу, как мы "ведем цивилизационную войну с Западом". Наверное, сюда следует отнести построение цифрового концлагеря по китайскому типу. С одобрения президента к этому предприняты в последнее время существенные шаги.
Дугин ратует за цензуру, но нельзя запрещать говорить правду. Разве мы хотим, чтобы одобрялось молчание и удобная ложь? Христос говорил правду; один из служителей ударил Его за это по щеке, а Христос сказал ему: "Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?"
Говорить только дозволенное, только удобное для властей – разве это не мерзость?
Согласен, что болтун. Кто-то на него надел мундир ещё и философа. Почему философ? Потому что сам так назвался7 Но таких философов - хоть пруд пруди.
Но он хоть болтает на темы нужные. И в отличие от остальных болтунов и философов из телеящика - предлагает правильные вещи. Хотя, конечно, уровень его предложений тоже слаб и несистемен, но хоть в правильном направлении.
8. Ответ на 7, Лапшин С.С.:
Христос говорил правду; один из служителей ударил Его за это по щеке, а Христос сказал ему: "Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?"
Говорить только дозволенное, только удобное для властей – разве это не мерзость?
Не так все просто. Вот, например, чем отличается чистая любовь от порнографии. Смысл отличия ясен. А вот в реальности можно лишь указать ту форму запрета, которая значима только как реальность. Например, запрет на открытый показ половых органов и так далее.
Но ведь чистая любовь не обозначается этим же.
Это касается не только запретов власти, но и вообще - запрета зла в реальности.
Власть запрещает то, что - явное, реальное зло. Этим же запретом Власть ограничивает и настоящее добро. То есть добро не нарушает запрета на реальное зло. Но запрет на реальное зло еще далеко не само добро. Однако, в свободе, добро все равно не нарушит запрет на реальность зла.
Та же чистая любовь не будет открыто показывать половые органы, даже без всяких запретов. Это уже подразумевается по умолчанию.
То же и Власть. Ее запрет на реальное зло и есть то же самое разрешение на добро. А вот - что такое настоящее добро - вот в чем вопрос. Власть же исходит не из метафизики, а из реального наблюдения за народом. Поэтому Власть действует по Промыслу, но не всегда по Предначертанию. Далеко не всегда. А желательно именно последнее. Потому, что даже Промысел Божий все сводит к Предначертанному. И запреты Власти ведут к смыслу метафизическому.
Опять же, Власть в Германии, в свое время, привела народ к Гитлеру. Потому, что запрет на тотальное зло есть тотальное разрешение добра. А когда последнее не осмыслено, то очень легко передернутое добро становится злом под видом добра в себе. Вот так и немцы, будучи высококультурным народом - стали рабами Гитлера. И поплатились.
Поэтому не Власть надо ругать, а - постигать смысл добра в запретах Власти. Не оправдывать, а - находить настоящий смысл. Ибо без такового, общество рискует стать рабами злодея во Власти. Это касается все народы. И русский.
Будем тупо подчиняться Власти - сами станем злыми, и власть приведем к этому. А если будем критически, но - подчиняться, Власти, - будем развивать и саму Власть и сами будем развиваться друг в друге. Если нет смысла в подчинении Власти, и если нет кого-то, в обществе, кто осмыслит по-настоящему мудрость Власти, есть большой риск скатывания во зло, следуя ее указаниям. Поэтому Власть, ради самой себя, должна искать тех, кто покажет ее и в оппозиции и в мудрости понимания. Критика необходима, но в составе с мудростью.
7.
Дугин – болтун, его любимое занятие – с умным и таинственным видом забалтывать хорошие идеи и "обо всем рассуждать с таким расчетом, чтобы никогда ничего из сего не выходило" (см.Салтыкова-Щедрина "Устав вольного союза пенкоснимателей").
Что-то я не вижу, как мы "ведем цивилизационную войну с Западом". Наверное, сюда следует отнести построение цифрового концлагеря по китайскому типу. С одобрения президента к этому предприняты в последнее время существенные шаги.
Дугин ратует за цензуру, но нельзя запрещать говорить правду. Разве мы хотим, чтобы одобрялось молчание и удобная ложь? Христос говорил правду; один из служителей ударил Его за это по щеке, а Христос сказал ему: "Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?"
Говорить только дозволенное, только удобное для властей – разве это не мерзость?
6. Ответ на 5, Vladislav:
5. Либерал не может быть русским патриотом