Единомыслием исповемы

Ещё раз о соборности

Российская Империя  Бывший СССР 
0
1637
Время на чтение 6 минут
Фото: Предоставлены автором

Бог дал счастье участвовать в праздновании 600-летия Годеновского Креста. Что это было? То, что называется Русское собрание, Русский собор. Помните, в предыдущей заметке «Завет – сделать мир русским» мы с вами оговаривали понятие «русские», «русское». Я писал, что для меня лично «русское» – это качество, это не «что», а «как». А «русскость» – это мировая, вселенская симфония, где «каждое дыхание да славит Господа». Кто не принял, кто не понял, тот, скорее всего, не захотел понять и принять. Теперь же давайте проговорим, что мы понимаем под словами «русский собор» и «русское собрание»? Одно ли мы в этом словосочетании подразумеваем? Опять же, постараюсь пояснее выразить своё мнение, а уж кто примет-поймёт или нет… ну, все здесь люди взрослые, все сами в себе и по себе.

Понятно: «русский собор» – это в данном разборе не многоалтарный храм, не сонм святых и не вселенское архиерейское или епархиальное заседание избранных клириков и мирян. Как и оговариваемое здесь «собрание» – не собрание законов, сочинений или картин. «Русский собор», «Русское собрание» – собирание людей русскостью, единение миссией сделать мир русским, то есть сообразным и симфоничным. Тут тот «собор», что по Хомякову – «единство во множественности»: истинное, неложное соединение, духовное слияние самобытных и самодостаточных личностей в подражание единству Святой Троицы.

А вот как происходит это единение-слияние, если оно происходит? Может быть, оно как-то возможно вне храма, без участия святых и даже без избранных епархиально клириков? Ну, типа, «совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем» (энциклопедия). Опять же, все здесь люди взрослые, за плечами у каждого не одно таковое собрание и не один подобный собор, с конца восьмидесятых всех уже и не припомнишь – и «память», и «союз духовного возрождения», и «национальный собор», и «партия народной свободы»… Тридцать пять лет назад союзы, соборы и партии, декларировавшие самые лучезарные идеи, созывающие самых искренних патриотов и организуемые самыми харизматическими личностями, бурно рождались и тихо умирали, едва у них успевала высохнуть пуповина. Почему? Если верить утверждению, что общество объединяет враг, угроза, агрессия, то почему тогда политико-патриотические построения рассыпались подобно карточным домикам? Ведь по-настоящему было и страшно, и больно, и безумяще горько. Приснопамятные 91-й и 93-й останутся неизгладимыми шрамами на наших судьбах, как и язвины от горячих точек развалившегося СССР, и фантомные боли от массовых самоубийств безработных спецов и офицеров, от алкоголизма и моровой детской наркомании. И нищеты, развращающей, тупящей нацию нищеты. Получается –единит не враг, не день лют, не угрозы и вызовы. Так, прессует временно, очень даже временно.

Тогда, может быть, объединяет страсть? Перманентность революций – как воспалённая, рожистая зависть. Анархия для абсолютного равенства, ведь по-честному – значит, пополам – отнять и поделить. Но из этого же ряда страстных «объединений» и спортивные болельщики и сетевой маркетинг, и нумизматика, и рыбалка…. Нет, для общенародного единства слишком мелко: сколько стадионов не строй, сколько олимпийских медалей не забирай – для народа это всё после работы под пивко. А вот алчность вообще разводит. Так что и страсть не основа для соборности.

«Liberté, Égalité, Fraternité»? Идеи и убеждения коммунизма и антикоммунизма? Теории и практики марксизма-ленинизма, троцкизма и сталинизма, маоизма и маккартизма? Манифесты, декларации, лозунги и заклинания, заклинания вплоть до обсессии в тоталитаризме и репрессиях… Да, именно идеями-убеждениями пытались – и до сих пор пытаются! – собрать и склеить, смесить, ну, хоть какую-то часть общества в единую массу, то есть, сотворить нечто имитирующее «собор» на принципах партийности. Но партии, в национальном оформлении капитализма сменившие интернационально-феодальную сословность, в наступающем пост-капитализме нежизнеспособны. Космополитический либерализм, равно с национал-социализмом, уже полностью отыграны веком прошлым, и планирование меркантильного «евразийства» или суррогатной «русской мечты» – только пародии на те идеи, что некогда игемонили народами, расплатившимися за свои увлечённости неисчислимыми жертвами с пролитием морей крови. Не нам ли писал апостол Павел: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (Кор. 1:20). Так что рассудочность для нации тоже не суперклей…

Что осталось? Собирать сообщества харизмой лидера? Конечно можно. И тоже знакомо: дорогие нашему сердцу чарователи народных мыслей – учёные-экономисты, ветераны Афганистана, отставные генералы спецслужб, тассовские загранкоры. Как же, помним-помним, как они то соединяли своих соратников во фронты, то изводили из коалиций, то фотографировались в обнимку на выборных плакатах, то, по результатам изберкомовских подсчётов, обвиняли друг друга в продажности вашингтонскому обкому или ельциновской семье. И где они сейчас? Кто-то всё ещё при администрации, кто-то на заслуженной пенсии, и, как правило, с непременным свечным заводиком. «Не надейтеся на князи, ни на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145).

Повторю свою убеждённость: «русский собор» – истинное, неложное соединение, духовное и душевное слияние самобытных и самодостаточных личностей в подражание единству Святой Троицы. Единение даже и физическое, вплоть до общего на всех ритма сердцебиения и дыхания. «Истинное» – в прямо евангельском понимании, где Истина – одно из имён Бога: «Глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот» (Ин. 14:6). «Неложное» же для русского сознания означает искреннее, нелицемерное, верное, правильное, неискаженное. Потому Русский собор, как такое истинное и неложное всенародное соединение вне классовых, партийных, корпоративных мотивов, возможен только религиозно – над-умственно и даже над-чувственно. Ибо по нашему любимому Алексею Степановичу Хомякову: «В вопросах веры нет различия между учёным и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы всё было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора».

Расскажу о своём, о литературном. Некогда в статье «Удержание русскости в России. Задачи современной литературы», я одним из столпов русскости в литературе, шире – в искусстве, назвал лиричность: «писатель и читатель всегда один на один. Сердце к сердцу, душа в душу. А разговор по душам, беседа душ ведётся языком лирики. Лиризм – уникальное свойство русской культуры. Это не сентиментальность германцев, не сплин англичан. Не испанская романтика. Русская лиричность непереводима, она непередаваемо тонка, тиха, она только наше и только для нас. Лиричность выше смысла, выше тона, она – русская душевность».

Писатель, художник, композитор не может называться русским, если ему не дано выписать средствами своего искусства лирической сцены. И, действительно, в русском лиризме нет слащавости сентименталистов и эротизма романтиков, он светоносен и целомудрен – он целительно пронзает, очищающе прожигает высотой мыслей и чистотой чувств, так как имеет религиозную природу. Русский лиризм – частное проявление того молитвенного единения, духовно-душевного, которое мы переживали и переживаем в едином пении Символа веры, общей молитве «Отче наш» и величании «Богородицу и Матерь Света». Он то, что мы испытываем в единовременных метаниях Канона Андрея Критского. Да, русская соборность – прямое, непосредственное, сей-моментное переживание любви к Богу и любви к ближнему. Иногда оно лишь мгновение, иногда довольно длительно. Пожалуй, самый яркий опыт таковой соборности мне был преподан в далёком 1991-м году, когда Великий пост я начинал в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. В первую неделю поста настоятель архимандрит Павел болел, и первую паремию в Успенском храме (своды и стены Михайловского собора мыли от копоти) проводил старец Иоанн Крестьянкин. Народу собралось столько, что невозможно было креститься, и мы просто сложили руки на груди как перед причастием, дабы «единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». Переполненный храм бился общим сердцем. Это и был Русский Собор.

Разве после переживания такого единства кто-то поддастся соблазну соединить массы собиранием в каком-то Доме культуры, сквере или на площади для «обсуждения разных тем или решения определённых проблем»? Сборищем без Литургийной основы? Литургийного ядра. Или у кого-то язык повернётся назвать «русским собором» круглый стол едва терпящих друг друга прожжённых политиков и нарциссов-философов, всезнающих блогеров, жаждущих запоздалой славы буржуинов и отставных силовиков, стол, за которым нет места ни одному архиерею? Смешно. И грустно. И скучно.

Василий Владимирович Дворцов, заместитель председателя Правления – генеральный директор Союза писателей России



Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Владимирович Дворцов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Логос Русского мира
Понятие «русский мир» нужно очистить от смыслов «методологов»
15.11.2024
«Соловей… Соловьи…»
Именно по песням мы безошибочно распознаём своих-чужих
04.09.2024
Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?
Доклад на 3-х Годеновских чтениях
10.06.2024
Доклад: «Роль литературы в сохранении чистоты
русского языка и духовно-нравственном созидании личности»
28.04.2024
Все статьи Василий Владимирович Дворцов
Российская Империя
День памяти Императрицы Екатерины Великой
Сегодня мы также вспоминаем генерал-фельдмаршала М.С.Воронцова
19.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12