Завет – сделать мир русским

Выздоровление народа обязательно связано с религиозным пробуждением

Освободительный поход Русской армии на Украину 
0
1828
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Бог дал счастье участвовать в праздновании 600-летия Годеновского Креста. Русское собрание, русский собор. Однако, прежде чем расскажу о пережитом, давайте определимся с понятием «русские», «русское» – что под этим словом открывается мне, а что вам, что нашим близким и что нашим не-другам. Для меня «русское» – это качество, это не «что», а «как». Форма, внешняя оболочка, даже орнаментальная узнаваемость ничто не значат: немецкая ручная гармоника и японская деревянная пустотелая кукла, итало-французский танец на пальцах и – русская «тальянка», русская «матрёшка», «русской балерины душой исполненный полёт»… Не «что», а «как»! «Русское» не материальная форма, а некое невещественное, именно качественное наполнение.

Мы утеряли за последние сто лет самоназвание «великоросс», несущее конкретную национальную привязанность, и заменившая её цивилизационно-культурная универсалия «русский» (русский немец, русский башкир, русский офицер и русский учитель) ужалась в этническую славянскую частность, что, в свою очередь, привело секуляризированное «русское» к противостоянию с государственной принадлежностью «российский». Эта спутанность понятий ненужно провоцирует на споры «а я считаю», поэтому не настаиваю, а только высказываю свою убеждённость: русский – это говорящий по-русски, мыслящий по-русски, чувствующий по-русски. Ведь «русский» – это качественная принадлежность к величайшей цивилизации, это личная честь и круговая ответственность за особый, самобытный и самодостаточный миропорядок на большей части Евразийского континента. Русский – это, отлично от великоросса, означало и означает не кровную, не родоплеменную очерченность, не разрез глаз и цвет волос, а внутреннюю, духовную и душевную ориентированность на идеал наднациональной государственности – российскую имперскость. Разве не знаменательно, что треть дворянских фамилий России имела тюркские корни, а другая треть вместила в себя прусаков и кавказцев, румын и поляков, шведов, финнов, итальянцев, французов, персов и бурят? Да, и вообще, Петербургский период фактически закрепил на русском престоле гогенцоллеровскую династию с русскими (!) великими государями – Екатериной, Николаем I и Александром III. Но это «второе сословие». А что же «первое»? Что, разве есть в России народ, даже самый-самый малый, из которого не вышло бы священников, монахов, архиереев? Да разве различаем мы в общерусских святцах и патериках чувашей, мордву, карпатцев, молдаван, татар и якутов?

Великороссы – основа русских. Да, да, да! И чтобы не выслушивать наскучившие ленивоумные контраргументы, типа «с чего ты взял?», спрячусь за авторитеты. Сколько раз мы все перечитывали, и сколько будем перечитывать ещё: «Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может!». (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»). Здесь Николай Васильевич высказал самую суть русскости – любить всем, чем дал Бог. Всем – всё. Всех.

Отсюда и далее, и более того: для меня «русское» не столько качество отдельных людей, отдельных предметов, вычлененных фактов и мыслей, а некая идеальная их совокупность, благодатная цельность микро и макро космосов. Такая вот благодатно и божественно мудро слаженная общность всех образов и их воплощений по всем планам – духовном, душевном, материальном. Русскость – это гармония, русский мир – это мировая, вселенская симфония, где «каждое дыхание да славит Господа», и через сию благодарную хвалу всё близится, растёт к идеальному, идеальному во всём и для всех. Растёт человеческими усилиями, но явно нечеловеческими силами. В русском мире, как в новом раю, уготованы свои места всем лучшим, всем богоугодном – племенам и народам, морям и землям, большим и малым рыбам и птицам, ливанским дубам и якутским мхам. Призываю Достоевского: «В самом деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении – Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт. Самые величайшие из европейских поэтов никогда не могли воплотить в себе с такой силой гений чужого, соседнего, может быть, с ними народа, дух его, всю затаенную глубину этого духа и всю тоску его призвания, как мог это проявлять Пушкин. … Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, всё это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей. … И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову Евангельскому закону!» (Ф.М. Достоевский «Пушкинская речь»).

Вот и я, вслед за Фёдором Михайловичем, не могу заявить «русское» чем-то принадлежащим-присущем лишь такому-то или таким-то, «русское» должно понимать и ощущать как данный Господином своему рабу особенный талант, талант столь великоценный, столь великогрузный, воистину царский, что его не может принять, вместить один человек и даже землячество или сословие, а только народ, весь народ, многочисленный и великий духом-душою. Народ, которому по силам своей земной историей доверенный Богом талант прирастить и приумножить на столько, чтоб не услышать в конце времён: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал» (МФ.25:20). Если есть другое понимание «русского самосознания» кроме исполнения, по завету Апостола, «со страхом и трепетом» Божией воли по симфонизации всего мира, всей вселенной православным русским народом, готов выслушать, но вряд ли поколеблюсь. Отсюда «русские национальные ценности» – это засвидетельствованное свыше приращение, преумножение доверенного нашему народу таланта нашими предшественниками. Засвидетельствованное историческим и географическим величием России, сиянием её духовных прозрений, заоблачными высотами культуры, мощью науки.

Что, в свою очередь, является основанием нашей само-уверенности, убеждённости и нацеленности в будущее. Такую уверенность в именно религиозном понимании русской правоты и нужно формировать у новых поколений россиян, ибо только такая правота даст им опору и ориентиры для уже их усилий по приращению нашего таланта. Для исполнения завета сделать мир русским – преобразить в слаженную симфонию.

То и дело случавшиеся попытки подменить своё предвечное вселенское православное мессианство некоей исторической кровно-национальной, или пусть даже культурно-цивилизационной миссией всегда оборачивались для русских потерями – и людскими, и земельными, и экономическими, всегда – потерями времени. Времени жизни народа, определённого ему на выполнение его миссии.

Причём потери не обязательно увязаны с войнами и морами, бунтами и бескормицей. Нация начинает просто болеть и бледно угасать под воздействием беспорядочности, начинает чахнуть от внутренней дисгармонии.

Дисгармонии русского мира, в который проникает неправда-неправота-неправедность – проникает сразу же вслед религиозной охлаждаемости. Проникает, вызывая преждевременную старческую дряхлость, расслабленность, пораженческое умонастроение. И выздоровление обязательно связано с религиозным пробуждением.

А вот что возжигает в народе веру? Чудеса? Логические доказательства? Нет, конечно, нет, возжигает то, что «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» – Крест Господень. Вот об этом и поговорим в следующей заметке.

Василий Владимирович Дворцов, заместитель председателя Правления – генеральный директор Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 5, Vladislav:

Как с лозунгом "сделать мир русским" автор собирается обращаться к трудящимся мусульманам России и Востока, не говоря уж об Африке и Латинской Америке?

Сделать мир русским -значит нести свет Христов вокруг, там где ты есть. И он нужен всем людям. Ибо только через Христа человек обретает спасение.

Покайся в грехах, какой ты там Свет можешь нести. Курам насмех.
учитель / 14.06.2023, 03:33

7. Ответ на 3, Константин В.:

Как с лозунгом "сделать мир русским" автор собирается обращаться к трудящимся мусульманам России и Востока, не говоря уж об Африке и Латинской Америке?


Ответ на этот вопрос недвусмысленно даётся иллюстрацией в конце статьи - как на Украине.
Косоворотка заменила вышиванку.
Удивительна слепота подобных "идеологов" русского мира. В Латинской Америке раньше сыновей не так уж редко называли именем Ленин, и все прекрасно знали, что это в честь великого русского человека Владимира Ильича Ленина. Вот что реально делало мир русским.

6. Не надо передергивать.

Очевидно,что великий русский народ объединил вокруг себя другие народы,образовав Российскую империю.Но русскость это не национальность,это своего рода широта души и вселенскость,основанная на христианском мировозрении.И если бы не Катастрофа 1917г.то все эти народы с разными религиями и традициями продолжали бы жить в согласии.Из истории известно,что Россия всегда даже больше отдавала чем что то имела от народов,входящих в Империю.
prot / 13.06.2023, 22:26

5. Ответ на 3, Константин В.:

Как с лозунгом "сделать мир русским" автор собирается обращаться к трудящимся мусульманам России и Востока, не говоря уж об Африке и Латинской Америке?

Сделать мир русским -значит нести свет Христов вокруг, там где ты есть. И он нужен всем людям. Ибо только через Христа человек обретает спасение.
Vladislav / 13.06.2023, 20:20

4.

"Эта синь, эта ширь, эта высь,


Голос мира, спокойный и веский, -


В нем навек воедино слились, обнялись


Слово «русский» и слово «советский»".

Константин В. / 13.06.2023, 19:09

3.

Как с лозунгом "сделать мир русским" автор собирается обращаться к трудящимся мусульманам России и Востока, не говоря уж об Африке и Латинской Америке?
Константин В. / 13.06.2023, 17:02

2.

Русскость – это гармония, русский мир – это мировая, вселенская симфония, где «каждое дыхание да славит Господа», и через сию благодарную хвалу всё близится, растёт к идеальному, идеальному во всём и для всех.


Что-то такое впечатление от статьи, от всех этих звенящих, обращенных к самим же себе превосходных эпитетов, что в этом мире главные - это русские, а остальные народы - так, погулять вышли. Что они есть, что их нет. Так и есть?
E.O. / 13.06.2023, 13:08

1.

В целом всё верно!
"Великороссы – основа русских. Да, да, да!"
Безусловно - так! Да, да, да!
Но говоря о русском народе, думаю, в материале упущен важный момент - триединство русского народа - великороссы, малороссы, белорусы.
Калужанин / 13.06.2023, 10:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Дворцов
Счастье
Повесть. Часть 3
12.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 2
09.04.2024
Счастье
Повесть
07.04.2024
Ермак. Народное почитание и политическая эксплуатация образа
О различии героя народного и культурного
11.03.2024
Все статьи Василий Дворцов
Освободительный поход Русской армии на Украину
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Александр Дугин назвал петицию против школы Ильина операцией западных спецслужб
19.04.2024
Газификация СНТ – сенсация не случилась!
Большинство дачников скоро поймет, что их попросту с газификацией кинули
19.04.2024
У нас уже давно идут разговоры об импортозамещении
Полное импортозамещение по всему спектру товаров фактически будет означать индустриализацию, где и понадобятся производимые нами металлы
19.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35