О зависимых от духа «сети»

Об одном опросе ВЦИОМ по поводу жизни в Интернете

Цензура в СМИ 
1 мигр 
1618
Время на чтение 10 минут
Фото: Коллаж РНЛ

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса россиян о пользовании интернетом.

«Представить современную жизнь без интернета невозможно: в сети совершают покупки, знакомятся, общаются, оплачивают коммунальные платежи, смотрят кино и слушают музыку, а также работают и учатся, − говорится в пресс-релизе исследования. – Согласно опросу, 74% россиян ежедневно заходят в глобальную сеть, при этом доля "heavy users" − тех, кто в интернете проводит более четырех часов в день, − составила 35%, это каждый третий. За пять лет доля ежедневных пользователей выросла на 12 п.п. именно за счет "heavy users" (2018 г. − 23%, 2019 г. − 27%, 2020 г. − 31%, 2023 г. − 35%), то есть пользование интернетом стало более интенсивным. Не пользуются сетью совсем 16% (−3 п.п. к 2018 г.).

Типичный "heavy user" − молодой человек до 25 лет (86% vs. 35% среди всех россиян), с высшим и неполным высшим образованием (40%), с хорошим или очень хорошим материальным положением (39%), житель одной из столиц или города-миллионника (49% и 42% соответственно).

Типичный россиянин, проводящий в сети ежедневно менее четырех часов в день, − это россиянин среднего возраста 35-59 лет (48-47% vs. 39% среди всех россиян), с высшим образованием (44%), проживающий в городах (за исключением обеих столиц и миллионников) (42-44%).

Типичный россиянин, не пользующийся интернетом, − представитель старшей возрастной группы 60+ (42% vs. 17% среди всех россиян), с неполным средним образованием (36%), житель села (33%).

С 2018 года процент ежедневных пользователей сети в молодежной среде изменился несильно: среди 18-24-летних прирост составил 4 п.п. (2018 г. − 92%, 2023 г. − 96%), среди 25-34-летних − 7 п.п. (2018 г. − 85%, 2023 г. − 92%). В то же время интенсивность потребления интернета подросла в обеих группах, но в большей степени − среди младшей молодежи до 25 лет, здесь доля "heavy users" достигает 86% (+24 п.п. к 2018 г.)

Наиболее заметный рост вовлеченности в интернет приходится на группу 45-59 лет − на 21 п.п. (2018 г. − 55%, 2023 г. − 76%). В этой же группе быстрее всего растет доля "heavy users" (2018 г. − 14%, 2023 г. − 29%, в 2 раза). В целом рост пользователей глобальной сети в последние пять лет происходил за счет старших возрастов (45+), но россияне старше 60 лет медленнее приобщаются к интернету (2018 г. − 32% еженедельных пользователей, 2023 г. − 44%). Как и в 2018 году, сегодня именно старшая когорта в основном составляет группу тех, кто совсем не пользуется интернетом (2018 г. − 50%, 2023 г. − 41%).

На активность пользования интернетом влияет уровень образования. Если среди россиян с высшим образованием ежедневно бывают в сети 84% и только 8% не пользуются интернетом совсем, то в группе имеющих неполное среднее образование доля ежедневных пользователей падает до 58%, а доля не бывающих в сети вырастает более чем в четыре раза − до 36%.

В меньшей степени маркером интернет-активности становится доход. Если пять лет назад доля ежедневных пользователей сети среди россиян с хорошим доходом составляла 72%, а в группе с плохим доходом − 59%, то сегодня эти различия сглаживаются, в обеих группах ежедневно пользуются сетью 73% и 70% соответственно. А вот урбанизированность остается в числе факторов интернет-активности россиян: среди жителей обеих столиц ежедневно проводят время в сети 84%, а на селе − 58%. Этот разрыв за пять лет даже увеличился (в 2018 году показатели составляли 75% и 51% соответственно)».

«Соцсети, мессенджеры, просмотр видео, игры, электронная почта − беспрерывный поток информации размывает границы между реальным и виртуальным и порой приводит к усталости, − отмечают авторы исследования. – Сегодня большая часть россиян убеждена, что нужно периодически "отдыхать" от интернета, на время ограничивать или полностью блокировать для себя доступ в сеть (66%). Но разделяют эту точку наши граждане все реже: 77% в 2018 г., 73% − в 2020 г. Одновременно с этим растёт доля тех, кто считает, в наше время в сети нужно быть всегда, так думает уже каждый четвертый (2018 г. − 19%, 2020 г. − 24%, 2023 г. − 25%).

Чаще о необходимости "отдыхать" от интернета говорят те, кто активнее всего вовлекался в глобальную сеть в последние годы − 45-59-летние (70%), а также те, кто бывает в интернете редко – несколько раз в неделю (85%), несколько раз в месяц (81%), и реже (83%).

Группу сторонников «постоянного онлайна» отличает молодой возраст (18-24 года − 36%) и высокая интенсивность пользования сетью, среди «heavy users» так думают те же 36%.

Необходимость все время быть в сети породила противоположные явления, такие как медиааскетизм, цифровое воздержание и цифровой детокс. Это практики ограничения или полного исключения для себя времени, проведенного в сети. Опрос показал, что 39% пользователей интернета за последний год специально отключали доступ к сети на целый день или большее время, в том числе 17% делают это еженедельно, 14% − ежемесячно, 8% − несколько раз в год. Но большая часть пользователей не ограничивает себя во времени, проведенном в сети, − 58%, за пять лет таких россиян стало больше (2018 г. − 49%, 2020 г. − 51%).

Интенсивность потребления интернета и цифровое воздержание связаны: среди "heavy users" практикуют ограничение времени в сети 42%, а среди тех, кто проводит в сети ежедневно менее четырех часов, − 36%. То есть аскеза зарождается среди утомленных и пресыщенных.

Среди молодежи 18-34 лет в целом больший процент ограничивают себя во времени, проведенном в сети, − 46-45% vs. 31% в группе старше 60 лет. Но молодежь чаще прибегает к таким ограничениям эпизодически − раз в полгода и реже (13-12%), а пользователи старшего возраста практикуют такое регулярно − еженедельно 21%.

Если самостоятельный отказ от интернета не так популярен у россиян, то вынуждено оказывались без доступа к сети на целый день или большее время больше половины интернет-пользователей − 54%, в том числе у 37% такое случалось неоднократно, а у 17% − единожды. С 2018 г. подобные случаи в целом стали встречаться реже (2018 г. − 66%, 2020 г. − 65%, 2023 г. − 54%).

Чаще других вынужденно оказывались без доступа к интернету россияне 25-34 лет (60%), граждане с неполным средним образованием (69%), с плохим или очень плохим материальным положением (65%).

Не сталкивались с вынужденными ограничениями интернета преимущественно пользователи с высшим образованием (48%), хорошим или очень хорошим материальным положением (47%) и жители городов в целом (44-47% vs. 37% среди жителей села).

Считается, что одним из симптомов интернет-зависимости является психологический дискомфорт в случае лишения доступа к сети. Исследование установило, что негативные ощущения, подавленность и тревожность испытывали 7% тех пользователей сети, кто оказывался без интернета на долгий срок вынужденно или по своей инициативе. Позитивные эмоции в такие моменты испытывали 20%, а большинство не испытывало никаких особых эмоций (72%). Сравнение с предшествующими замерами показало: сегодня цифровое воздержание приносит радость в три раза чаще (2018 г. − 7%, 2020 г. − 7%, 2023 г. − 20%).

Определенную роль в привязке человека к виртуальному миру играет возраст: молодежь 18-24 лет, вырвавшись из онлайна, испытывает положительные эмоции в два раза чаще, чем интернет-пользователи в целом (44% vs. 20%), это же характерно и для мужчин (24% vs. 16% женщин).

Максимум тех, кто без интернета сталкивается с негативными эмоциями, приходится на жителей городов-миллионников (14% vs. 7% среди всех пользователей сети)».

Итоги опроса проанализировал помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Тихомиров:

Когда нам приводят статистику по интернет-зависимости, то мы должны ясно и недвусмысленно понимать: речь идёт не о работниках медийных структур, не о сотрудниках на удалёнке, а именно о зависимых от духа «сети» людях.

Ключевое слово тут – «зависимость».

Зависимые люди имеют очень неполиткорректное название – рабы. Рабы страстей.

Рабовладельцу без разницы – какой системы и из какого материала будет изготовлена цепь. Людей успешно делают рабами. Это раз.

Людей приучают к виртуальной реальности вплоть до формирования культуры «ментальных копий персоны», преподнося эти компьютерные имитации в качестве пролога к обретению «цифрового бессмертия».

Т.е. если для марксистских атеистов человек – это просто думающее животное, и нет никакой души, а есть физиология, то для цифровизаторов человек – это просто инструмент соприкосновения с тем, что воспринимается в качестве «тоннеля воображаемой реальности». Раздражители могут существовать, в том числе и только лишь в виртуальной реальности, главное – воспринимать эти сигналы и декодировать их. Короче говоря, души никакой якобы нет, а есть лишь «характерный для той или иной персоны способ реакции на раздражители».

Тема эта разрабатывалась фантастами-футурологами ещё с середины ХХ века, наиболее завершённый вид тема получила в притче про «Матрицу». Но «Мир Матрицы» воспринимается, конечно, как метафора. Никто не будет держать всё человечество в колбах с физраствором, ходить будут человеки на двух ногах, но желанное существование будет именно в виртуале. Именно там человекам будет дана возможность получать неизгладимые и сильные впечатления, наслаждения, о которых в реальности невозможно и мечтать.

Всё это детально описано в самых разнообразных антиутопиях. Порабощение воли людей и помещение их в камеры-капсулы, откуда они даже и не подумают сбегать в какой-то там «внешний мир».

Эти идеи реализовал британский фантаст Чарли Брукер в телесериале «Чёрное зеркало». Кстати, кое-что из предсказанного Брукером уже воплощается в жизнь.

Я о программах, имитирующих специфическую реакцию на те или иные раздражители (в первом приближении – ответы на вопросы), которые присущи некой персоне. Так создаётся «ментальная копия», к примеру, умершего человека. И безутешные родичи могут задавать вопросы «умершему родичу», а ИИ, на основе массива данных об этом человеке будет генерировать ответы, исходя из мировоззренческой позиции данной персоны, причём использоваться будет специфическая для этого человека лексика, а в более сложной программе – будут имитироваться даже интонации.

Всё это вполне реально, всё это будет работать, всё это человеки воспримут. И никаких «бунтов против машин» не предвидится. Нам нравится быть рабами страстей. А страсть, о которой идёт речь, ещё и кажется не просто безобидной, но преподносится как показатель современности, продвинутости и так далее.

П.С.: Телевизионные истории из сериала «Чёрное зеркало» могли бы быть интересны тем, кто собирается реконструировать образ мысли «глобалистов-цифровизаторов». К сожалению, картины изобилуют нецензурной лексикой и откровенными сценами, что, на мой взгляд, сильно понижает планку.

Помощник главного редактора «Русской народной линии» Алексей Мыселев в свою очередь заметил:

Согласно опросу, большинство граждан имеют доступ в Интернет и, так или иначе, проживает виртуальную жизнь – кто-то больше, а кто-то меньше. Конечно, пользование «сетью» – очень большое испытание. Здесь человек чувствует некую свободу – ему многое, что доступно, может высказываться смело на разные животрепещущие вопросы, а также узнавать новости в режиме прямого эфира событий. Что же здесь плохого?

В первую очередь, есть риск для детей и молодёжи, которые еще не так окрепли и могут утонуть в «бездонном океане сети». Моя одноклассница, которая теперь преподает детям в начальной школе, рассказывала мне, что современные дети, погруженные в смартфоны, стремительно регрессируют, ухудшаются когнитивные функции. А те, кто не увяз в гаджетах, на порядок лучше воспринимают информацию. Поэтому зависимость от Интернета и в целом от гаджетов, открывающих дверь в иную реальность – острая проблема, которую не стоит принижать, де, время такое и все сейчас ходят со смартфонами. Нужно спасать детские души! Если взрослый человек сам себе хозяин и сам вправе воздерживаться от виртуальной жизни, то детям нужно ставить преграды. Например, я знаю, что есть «родительский контроль», который практически «связывает» все возможности «сети» на смартфоне. Нужно что-то делать, иначе мы рискуем потерять детей.

Нередки в жизни виртуальной и реальной такие картинки: молодёжь сидит на скамейки и каждый смотрит в свой смартфон. Так и разучатся общаться. Мы вот всё размышляем о том, как спасти Россию, увеличить рождаемость и упрочить семейные ценности, а вот нужно не забывать и об этой проблеме, что дети разучаются общаться, делиться мыслями и чувствами вживую, реагировать на различные реакции собеседника. Каждый обитает в своём выдуманном мирке. Детям достаточно обычного телефона, а с 18 лет, пожалуйста, пусть зарабатывает и приобретает себе уже смартфон.

А что касается ситуации в целом, то я присоединяюсь к призыву известного политолога Сергея Александровича Михеева, который часто призывает не гнаться за новостным потоком, вообще обрубить Интернет и жить спокойно своей жизнью. От себя добавлю: жить, любить, творить. Ведь всё пройдёт очень быстро, и не заметим, как будем стоять на пороге смерти. А за спиной что окажется? Виртуальная жизнь или всё же живая, наполненная событиями и переживаниями жизнь? Решать нам.

P.S. Конечно, прекрасно, что мы пользуемся возможностями Интернета, надеюсь, что во благо. Но всё полезно в меру. Особенно тем, кто непосредственно не связан с деятельности в Интернете. А нам, труженикам «Русской народной линии» по долгу службы приходится каждый день уходить в плавание в бездонное море Интернета. Поэтому просим молитв, дабы эти «сети» не окутали и наши души.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
20.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
«Нью-Йорк Таймс» готовит новое инфополе
05.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Алексей Павлович Мыселев
Пойдут ли наши дети по нашему пути?
Павел Тихомиров и Алексей Мыселев о том, почему дети из многодетных семей не хотят сами становиться многодетными
08.02.2024
Чувствовалось особое единение зрителей и власти
В Петербурге состоялся спектакль-концерт, посвящённый 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
29.01.2024
Что нам ждать от Года семьи?
Мысли многодетных отцов Павла Тихомирова и Алексея Мыселева о проведении Года семьи в 2024 году
23.11.2023
«Мы – лучше, чем они о нас думают»
Многодетные отцы Павел Тихомиров и Алексей Мыселев о Дне отца и семейном кризисе
14.10.2023
Жертвенное служение или же простое оказание услуг?
Размышления многодетных отцов Павла Тихомирова и Алексея Мыселева в свете празднования Дня учителя
05.10.2023
Все статьи Алексей Павлович Мыселев
Цензура в СМИ
Поистине, иногда «чем хуже, тем лучше»!
До дна Марианской впадины наша тв-реклама ещё не погрузилась, но уже близка к этому
13.11.2024
Зачем Саймс создаёт фальсификационные мифы?
Всё это похоже на многоуровневые спекуляции
15.10.2024
Возвращение Познера на Первый канал является тревожным сигналом
Комментарий Союза православных граждан
15.10.2024
«Деколонизаторы» внутри страны
Почему до сих пор чувствует себя вольготно Антон Вальковский?
01.10.2024
Кому Русь – кабак, а русское горе – веселье?
Если бы какой-то затейник устроил в каком-нибудь городке СССР во время войны пьяный фестиваль, его бы расстреляли
28.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12