«Молитва для христианской души то же, что пища для тела»
Прот. Григорий Дьяченко. Духовные посевы.
Питание – один из признаков биологически живого. Следовательно и молитва – один из признаков духовно живого. Продолжая аналогию питания тела и питания души, можно попытаться определить своего рода молитвенный прожиточный минимум, который не позволит умереть от духовного голода или недоедания. Только в отличие от телесного прожиточного минимума, в который лукаво вводят исключительно дешевые продукты, а потому среди них могут встретиться и продукты сомнительного качества, церковные последования не содержат молитв «дешевых» или «сомнительного качества».
Базовый, можно сказать, рутинный набор ритма жизни христианина включает сон, питание, работу и посещение храма (естественно, не с экскурсионной целью, а для участия в таинстве Причащения). Иные «опции» либо у каждого свои (как поездки на электричке, посещение врача или автосервиса, выгул животных и т.п.), либо носят не повседневный характер (как день рождения, свадьба или похороны).
Поэтому минимальное молитвенное правило – это то, что сопровождает
а) сон/бодрствование (молитвы утренние и молитвы на сон грядущим, т.е. для тех, которые идут спать; либо читаемые на Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв Пасхальные часы),
б) питание (молитва перед вкушением пищи и молитва после него),
в) работу (молитва перед началом всякого дела и молитва по окончании его) и
г) участие в Причащении (три канона – Спасителю, Богородице, Ангелу Хранителю, а также последование ко св. Причащению и благодарственные молитвы после него).
Человек, севший есть и вместо рта накладывающий себе еду за шиворот да за пазуху, не получит пользы от питания, хотя и время тратится, и еда расходуется. Так же и молящийся вряд ли получит пользу, если молитвенные тексты скользят мимо его сознания, хотя и время идет, и слова произносятся.
«Молитва нуждается в неотлучном соприсутствии и содействии внимания» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Собр. соч. Т.5: Приношение современному монашеству. Гл.19: О внимании при молитве). Внимание при молитве логично подразумевает её понимание, понимание смысла слов и грамматических конструкций, составляющих текстуальную ткань молитвы. В силу того, что изучаемый нами в школе регистр национального языка (литературный язык) имеет много общего с другим регистром – церковным, молитвенные тексты нам отчасти понятны, но поскольку церковнославянский язык, бывший в нашей стране учебным предметом с 988 по 1918 г., теперь в школе не изучается, понимание церковных текстов носит «проблесковый» характер: временами понятно, а временами нет. Вот навскидку подобный же текст, написанный тоже на родном языке: «Рулевое управление автомобиля состоит из рулевого механизма, имеющего глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, и рулевого привода с составной поперечной тягой, расположенного сзади поперечины подвески». Без специального обучения этот (достаточно простой по сравнению с молитвенными) текст более-менее точно понять невозможно. Вообще большинство умений кроме стартового набора рефлексов (вроде дыхательного, сосательного, хватательного) у человека возникает как результат обучения – мы держим ложку, завязываем шнурки, застегиваем пуговицы, ходим, говорим, играем в шахматы, ездим на велосипеде потому, что когда-то этому учились и научились. Так и понимание молитв не приходит «с потолка», а требует познавательных усилий – либо чтения специальной литературы, либо обучения с преподавателем. И практики, конечно.
Относительно литературы по описанному молитвенному минимуму можно порекомендовать, например, «Учебный православный молитвослов», составленный А.Г.Стульцевым, двухтомный «Учебный молитвослов» («Молитвы утренние и на сон грядущим» и «Правило ко святому Причащению»), составленный Е.В.Тростниковой, «Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян), с переводом на русский язык с объяснениями и примечаниями» Н.Ч.Зайончковского (Нахимова).
На Ютубе также можно найти достаточно подробные разборы, которые сделали, например, иерей Павел Хмелинин (СПб.), протодиак. Павел Бубнов (Минск), иерей Валерий Сосковец (МО), прот. Олег Стеняев (М.) и другие.
Что касается занятий с преподавателем, летом 2023 года Лаврские курсы церковнославянского языка (СПб.) организуют онлайн-интенсив из трех частей по разбору молитвенных текстов:
1. Молитвы утренние; Молитвы на сон грядущим; Молитвы в течение дня; Часы во Св. Пасху (в июне: 12.06 -23.06);
2. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу; Канон молебен ко Пресвятей Богородице; Канон Ангелу Хранителю (в июле: 03.07-18.07, за исключением 06.07 и 11.07);
3. Последование ко св. Причащению; Молитвы по св. Причащении (в августе: 31.07-11.08).
Объем каждой части 20 академических часов, занятия проводятся в Skype по будним дням с 19:30 до 21:00 по московскому времени. Занятия записываются, записи хранятся в Skype 30 дней и доступны для скачивания. Преподаватель – Сергей Анатольевич Наумов, канд. филол. наук.
В рамках курса рассматриваются следующие темы:
- О том, как, кого и в чем молитва умеет убеждать и чем конкретно отличаются церковные молитвы от «самодельных».
- О том, как сложились последования молитв и что было, когда их еще не было.
- Разбор каждой молитвы и каждой инструкции для молящегося, включая вариативные: кем и когда написана (если есть такая информация), как устроена (особенно касается канонов), какие мысли содержит, как изменялась, против какой ереси направлена, какие имеет иконографические и интертекстуальные параллели и т.п.
- Ответы на вопросы – собственно то, чем занятия с преподавателем отличаются от чтения книг и просмотра видео.
«Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом», т.е. с пониманием, говорит ап. Павел (1 Кор.14:15). «Пойте Богу нашему … пойте разумно», говорит псалмопевец Давид (Пс.46:7-8). Да не превратится молитва наша в непонятную мантру-заговор или бессмысленное «дэу-дэу-краснодэу», обличающее нашу леность и небрежение. И если вещам, связанным с профессией, хобби и прочими земными аспектами бытия, человек подчас готов «учиться, учиться и учиться», по крылатому выражению В.И.Ленина (к слову, до него выходившему из-под пера писателей А.П.Чехова (1896) и А.К.Шеллера-Михайлова (1864), министра народного просвещения И.Д.Делянова (1888), критика В.Г.Белинского (1837)), то кольми паче подобает понудити себе, да творим с разумением поне малейшия и частократнейшия от молитв, не лишающе душу нашу ежеденныя вечныя пищи.
Закрытый и исчерпывающий перечень контактов для записи и справок:
Электронная почта: paerok@narod.ru
+7 (921) 9З8-З7-75
Skype: paerok.narod.ru
Сергей Анатольевич Наумов, руководитель курсов, кандидат филологических наук