С чего начинается правило, или Молитвенный прожиточный минимум

Идёт набор на летние Лаврские курсы церковнославянского языка

Церковнославянский язык  ДелоРус 
1 мигр 
1715
Время на чтение 5 минут

«Молитва для христианской души то же, что пища для тела»

Прот. Григорий Дьяченко. Духовные посевы.

Питание – один из признаков биологически живого. Следовательно и молитва – один из признаков духовно живого. Продолжая аналогию питания тела и питания души, можно попытаться определить своего рода молитвенный прожиточный минимум, который не позволит умереть от духовного голода или недоедания. Только в отличие от телесного прожиточного минимума, в который лукаво вводят исключительно дешевые продукты, а потому среди них могут встретиться и продукты сомнительного качества, церковные последования не содержат молитв «дешевых» или «сомнительного качества».

Базовый, можно сказать, рутинный набор ритма жизни христианина включает сон, питание, работу и посещение храма (естественно, не с экскурсионной целью, а для участия в таинстве Причащения). Иные «опции» либо у каждого свои (как поездки на электричке, посещение врача или автосервиса, выгул животных и т.п.), либо носят не повседневный характер (как день рождения, свадьба или похороны).

Поэтому минимальное молитвенное правило – это то, что сопровождает

а) сон/бодрствование (молитвы утренние и молитвы на сон грядущим, т.е. для тех, которые идут спать; либо читаемые на Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв Пасхальные часы),

б) питание (молитва перед вкушением пищи и молитва после него),

в) работу (молитва перед началом всякого дела и молитва по окончании его) и

г) участие в Причащении (три канона – Спасителю, Богородице, Ангелу Хранителю, а также последование ко св. Причащению и благодарственные молитвы после него).

Человек, севший есть и вместо рта накладывающий себе еду за шиворот да за пазуху, не получит пользы от питания, хотя и время тратится, и еда расходуется. Так же и молящийся вряд ли получит пользу, если молитвенные тексты скользят мимо его сознания, хотя и время идет, и слова произносятся.

«Молитва нуждается в неотлучном соприсутствии и содействии внимания» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Собр. соч. Т.5: Приношение современному монашеству. Гл.19: О внимании при молитве). Внимание при молитве логично подразумевает её понимание, понимание смысла слов и грамматических конструкций, составляющих текстуальную ткань молитвы. В силу того, что изучаемый нами в школе регистр национального языка (литературный язык) имеет много общего с другим регистром – церковным, молитвенные тексты нам отчасти понятны, но поскольку церковнославянский язык, бывший в нашей стране учебным предметом с 988 по 1918 г., теперь в школе не изучается, понимание церковных текстов носит «проблесковый» характер: временами понятно, а временами нет. Вот навскидку подобный же текст, написанный тоже на родном языке: «Рулевое управление автомобиля состоит из рулевого механизма, имеющего глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, и рулевого привода с составной поперечной тягой, расположенного сзади поперечины подвески». Без специального обучения этот (достаточно простой по сравнению с молитвенными) текст более-менее точно понять невозможно. Вообще большинство умений кроме стартового набора рефлексов (вроде дыхательного, сосательного, хватательного) у человека возникает как результат обучения – мы держим ложку, завязываем шнурки, застегиваем пуговицы, ходим, говорим, играем в шахматы, ездим на велосипеде потому, что когда-то этому учились и научились. Так и понимание молитв не приходит «с потолка», а требует познавательных усилий – либо чтения специальной литературы, либо обучения с преподавателем. И практики, конечно.

Относительно литературы по описанному молитвенному минимуму можно порекомендовать, например, «Учебный православный молитвослов», составленный А.Г.Стульцевым, двухтомный «Учебный молитвослов» («Молитвы утренние и на сон грядущим» и «Правило ко святому Причащению»), составленный Е.В.Тростниковой, «Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян), с переводом на русский язык с объяснениями и примечаниями» Н.Ч.Зайончковского (Нахимова).

На Ютубе также можно найти достаточно подробные разборы, которые сделали, например, иерей Павел Хмелинин (СПб.), протодиак. Павел Бубнов (Минск), иерей Валерий Сосковец (МО), прот. Олег Стеняев (М.) и другие.

Что касается занятий с преподавателем, летом 2023 года Лаврские курсы церковнославянского языка (СПб.) организуют онлайн-интенсив из трех частей по разбору молитвенных текстов:

1. Молитвы утренние; Молитвы на сон грядущим; Молитвы в течение дня; Часы во Св. Пасху (в июне: 12.06 -23.06);

2. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу; Канон молебен ко Пресвятей Богородице; Канон Ангелу Хранителю (в июле: 03.07-18.07, за исключением 06.07 и 11.07);

3. Последование ко св. Причащению; Молитвы по св. Причащении (в августе: 31.07-11.08).

Объем каждой части 20 академических часов, занятия проводятся в Skype по будним дням с 19:30 до 21:00 по московскому времени. Занятия записываются, записи хранятся в Skype 30 дней и доступны для скачивания. Преподаватель – Сергей Анатольевич Наумов, канд. филол. наук.

В рамках курса рассматриваются следующие темы:

- О том, как, кого и в чем молитва умеет убеждать и чем конкретно отличаются церковные молитвы от «самодельных».

- О том, как сложились последования молитв и что было, когда их еще не было.

- Разбор каждой молитвы и каждой инструкции для молящегося, включая вариативные: кем и когда написана (если есть такая информация), как устроена (особенно касается канонов), какие мысли содержит, как изменялась, против какой ереси направлена, какие имеет иконографические и интертекстуальные параллели и т.п.

- Ответы на вопросы – собственно то, чем занятия с преподавателем отличаются от чтения книг и просмотра видео.

«Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом», т.е. с пониманием, говорит ап. Павел (1 Кор.14:15). «Пойте Богу нашему … пойте разумно», говорит псалмопевец Давид (Пс.46:7-8). Да не превратится молитва наша в непонятную мантру-заговор или бессмысленное «дэу-дэу-краснодэу», обличающее нашу леность и небрежение. И если вещам, связанным с профессией, хобби и прочими земными аспектами бытия, человек подчас готов «учиться, учиться и учиться», по крылатому выражению В.И.Ленина (к слову, до него выходившему из-под пера писателей А.П.Чехова (1896) и А.К.Шеллера-Михайлова (1864), министра народного просвещения И.Д.Делянова (1888), критика В.Г.Белинского (1837)), то кольми паче подобает понудити себе, да творим с разумением поне малейшия и частократнейшия от молитв, не лишающе душу нашу ежеденныя вечныя пищи.

Закрытый и исчерпывающий перечень контактов для записи и справок:

ВКонтакте.

Электронная почта: paerok@narod.ru

+7 (921) 9З8-З7-75

Skype: paerok.narod.ru

Сергей Анатольевич Наумов, руководитель курсов, кандидат филологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Анатольевич Наумов
Все статьи Сергей Анатольевич Наумов
Церковнославянский язык
Реформа языка в начале ХХ века стала диверсией против Великорусской культуры
Стоит ставить вопрос о законодательной охране Церковнославянского языка
07.12.2024
Об историческом русском правописании
Литературный язык мог бы иметь два варианта правописания – современный, очищенный от иноземных заимствований и исторический
16.10.2023
Все статьи темы
ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Гражданская сознательность в условиях окончания СВО
Новый комментарий от Алексей Ощепков
19.12.2024 06:59
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Русский танкист
19.12.2024 06:58
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
19.12.2024 06:15
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 06:04
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от Апографъ
19.12.2024 05:26
«Мы бежим на геополитическое кладбище»
Новый комментарий от Ленчик
19.12.2024 05:15
Тверд ли «Орешек»?
Новый комментарий от Денис Никонов
19.12.2024 04:24