В городе Лысково Нижегородской области, в день памяти потомка грузинских царей, светлейшего князя Георгия Александровича (+15/28 мая 1852 г.), уже многие годы совершаются торжественные встречи. В 2021 году дело по организации торжеств взяла на себя администрация гор. Лысково, главой которого является Иванов Виктор Иванович.
Благодаря тому, что к делу подключилась администрация муниципального округа, в прошлом 2022 году, когда исполнилось 170 лет со дня кончины князя, из Москвы приехала многочисленная грузинская делегация. Не менее многочисленной она была и на сей раз.
После литургии в храме св. Георгия Победоносца делегация отправилась в культурный центр «Рассвет», расположенный рядом с домом, в котором жил светлейший князь. Здесь, перед участниками торжеств выступил глава муниципального округа Лысково Виктор Иванович Иванов. Несколько песен исполнил вокальный ансамбль «Русская песня». С танцевальными номерами выступил грузинский ансамбль из Нижнего Новгорода «Армази». Доклады о светлейшем князе Георгии прочитали – Ирина Александровна Высоцкая, Николай Алексеевич Лобастов, Павел Валентинович Рябинин и Василий Степанович Никитин. Ярким было выступление Георгия Адамия, представителя грузинской диаспоры в Москве. Дано было слово и автору настоящего материала.
Когда, несколько лет назад, мне довелось узнать, что в Грузии на протяжении всей ее истории не прижилась ни одна ересь, то задал себе вопрос: по причине чего это могло произойти? Повлиял ли на это национальный характер грузинского народа? Или, быть может, повлияла удаленность от Европы, этого полигона по внедрению ересей в социальную среду? Или тому имелись другие причины. Изучение вопроса показало, что духовной стойкости грузинского народа во многом способствовало наличие своих национальных духовных школ.
Первая академия в Грузии появилась на рубеже III-IV веков в гор. Фазисе (ныне – гор. Поти), являвшемся тогда греческой колонией. После того как Византия приняла христианство, наряду с философией, в академии Фазиса стали преподавать богословие. По этой причине, в Грузии появились свои, воспитанные на Платоне, Аристотеле и Плотине философы и богословы. Самым выдающимся из них являлся свт. Петр Ивер, живший в V-м веке от Р.Х.
Более глубокое богословское образование Петр Ивер получил в Константинополе. Несколько позднее, когда он отправился со своим учителем Митридатом в Иерусалим, там он, по принятии монашества, основал «Грузинский монастырь» в Вифлееме. Также благодаря свт. Петру, была устроена грузинская церковь в монастыре св. Екатерины на Синае. В течение многих столетий, в монастыре св. Екатерины грузинский язык являлся вторым богослужебным языком.
По гипотезе грузинского (и советского) философа и историка Шалвы Нуцубидзе, а также бельгийского историка Эрнеста Хонигмана, Петр Ивер является автором знаменитых сочинений, подписанных именем Дионисия Ареопагита. Вот такой высокий уровень был задан грузинскими богословами вскоре после принятия Иверией христианства.
В результате войн с арабами в VII и VIII веках, а также непростых отношений с Византией и Хазарией, в Грузии наступил период упадка. Лишь только в конце X – начале XI веков началось объединение грузинских царств в одно государство. Дело объединения Грузии завершил царь Давид IV Строитель, отвоевавший все земли у турок-сельджуков, и перенесший столицу в Тбилиси. При царе Давиде Строителе были устроены духовные академии в Икалто и Гелати. Инициатором устроения академий был духовник царя прп. Арсен Икалтолийский. Его сподвижником являлся грузинский философ Иоанэ Петрици.
Есть основания полагать, что, в первую очередь духовное строительство, связанное с устроением национальных грузинских академий, предопределило и культурный расцвет при царице Тамаре, и духовную стойкость грузинского народа, как в период завоеваний со стороны мусульманских Персии и Турции, так и во время утверждения ересей латинства и протестантизма. Характерно, что присутствовавшие на Ферраро-Флорентийском соборе представители Грузии – митрополит Григол и посол царя Александра I Великого, наотрез отказались подписывать унию. Митрополиту Григолу даже пришлось скрываться, переодевшись в рясу обычного монаха, и изображать из себя юродивого, чтобы не быть схваченным и брошенным в темницу.
Золотой век Грузии, когда она подчинила себе весь Кавказ, а также помогла установить Трапезундскую империю, был при царице Тамаре, правнучке царя Давида Строителя. Именно при ней достигли высокого уровня философия, науки, литература, искусства, ремесла. При царице Тамаре появилась плеяда таких поэтов, как Шота Руставели, Мосэ Хонели, Саргис Тмогвели, Иоанэ Шавтели и Григол Чахрухадзе.
Есть основания полагать, что благодаря не только национальным особенностям характера грузин, но прежде всего благодаря существованию своих национальных духовных школ, обучение в которых проходили все епископы, благодаря своей национальной культуре, достигшей высшего расцвета при царице Тамаре, Грузии удалось выстоять, и в период нашествия татар, и при нашествии Тамерлана, и во время персидского, а также османского господства. Благодаря не только национальному характеру и традициям, но прежде всего церковности и культуре, Грузия не потеряла свое лицо, не утратила дух.
В соответствии с Георгиевским трактатом от 24 июля 1783 года, Россия установила протекторат над царством Картли-Кахети. Но, окончательное присоединение совершилось только в 1802 году, при императоре Александре I.
Увы, по решению Св. Синода Русской Церкви, в 1811 году, в Грузии началась церковная реформа, из-за которой она лишилась патриаршества. Каталикос Антоний II был последним грузинским патриархом в дореволюционный период. В это же время началась работа по исправлению (не требовавших исправления) богослужебных текстов. Все эти инициативы Св. Синода (поддержанные государственной властью) привели к тому, что уровень духовного образования в Тбилисской академии стал снижаться. Реформа по новогреческому образцу повредила духовные константы, установленные еще во времена царя Давида Строителя, и Грузия стала становиться другой. В нее начали проникать ереси. Культура становилась все более светской. Буржуазные отношения порождали революционные партии. Аристократия обучалась в соответствии с европейскими стандартами. Дух обмирщения стал проникать во все слои общества. Прошло всего сто лет, и о Грузии уже нельзя было сказать – «Этот народ не подвержен никакой ереси!»
А потому, сейчас, думая о будущем. Думая о возрождении Царства и о возрождении духовности, приходишь к такому скорбному выводу: «Если Бог соблаговолит возродить в России Самодержавие, то, и церковные и государственные власти, как ни парадоксально это звучит, должны будут принести перед Грузией покаяние. Потому что, это покаяние поможет в первую очередь нам самим, как в деле возрождения церковности, так и в деле возрождения культуры».
И здесь хотелось бы добавить – покаяние не есть что-то недостойное царей. Ибо, каялся император Феодосий II перед телом свт. Иоанна Златоуста. Каялся перед народом Царь Иоанн Грозный за утеснения боярские. Каялся царь Феодор Алексеевич перед телом патриарха Никона. С покаянным настроем обратился к народу И.В. Сталин в 1941 году, сказав: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры!.. К вам обращаюсь я, друзья мои!»
Поэтому, думая о будущем. Думая о возрождении России, в служении которой так много потрудился в свое время князь Георгий, нам нужно начинать с покаяния. Потому что, лишь в этом случае, живущие в России народы станут для нас братскими в действительности, а не на словах.
Александр Степанович Сороковиков, писатель, публицист, Покров, Владимирская область
Фото предоставлены автором
11. Ответ на 9, Советский недобиток:
Cообщение, которое Вас заинтересовало.Что-то маловат результат.
10. Ответ на 2, Вадим И. Шаров:
9. Ответ на 8, Человек:
Cообщение, которое Вас заинтересовало.
8. Ответ на 5, Советский недобиток:
ВЕРЬ!
- Действует сильнее, чем долгие речи наших проповедников.Какой же был результат этого воздействия?
7. Ответ на 6, Игорь Ал:
6. Отв. на 5, С н.
Спасибо... С ПРАЗДНИКОМ!
†
А ведь Он и сейчас с нами, рядом... "Иже везде сый...". Если мы /осознанно/ о Нём вспомним..! Верно?
Без Бога ведь воюем...В смысле без реальной систематической организованной доступной и понятной общенародной молитвы... Даже рекламы настоящего призыва к ЕДИНОЙ краткой ежедневной общецерковной молитве в бытовых условиях НЕТУ!
"Если взыщем Бога — ОН явится нам, и если будем удерживать Его в себе — ОН пребудет с нами"!
Но нет призывающего!!! А общие фразы... Плоды известны...
5. Ответ на 4, Игорь Ал:
ВЕРЬ!
- Действует сильнее, чем долгие речи наших проповедников.
4. Ответ на 3, В и Ш.
А вот то, что кроме этого других замечаний и возражений не нашлось -- это очень интересный факт...
Вы ведь не возражаете даже на предложение СМС-овского телефонного напоминая о присутствии Божием по грузинскому аремени... Ну, как привычное общее СМС-оповещение о грозе или о снеге...
На храмовом уровне это хоть сейчас вполне выполнимо... Верно?
Но! Низзя...
*
Да, спасибо...
С ТРОИЦЕЙ! Вот бы сегодня ВСЕЙ страной (Церковью) в 12 ч.., в любом месте В ЕДИНОЙ МОЛИТВЕ... Типа, как новогоднее поздравление Президента...
Механические телеслужбы — это другое... Верно?
3. Ответ на 1, Игорь Ал:
Скажите, а что за новый бог - Мера, закон которого нельзя нарушить? Вернее не нарицательный закон, а Закон с именем собственным.
2.