«Тамо седохом и плакахом»

Неделя на развалинах глубинки

Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни  Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви 
0
642
Время на чтение 10 минут
Фото: Предоставлены автором

В последние годы мы (я имею в виду членов общины нашего храма и себя) стали наезжать в глубинку только в теплое время года – после Радоницы и до Усекновения главы св. Иоанна Крестителя. В холодное время приезжать смысла мало – почти никто не приходит на службу в руинированные храмы. Снежные заносы (их не всегда вовремя чистят). Лишь в одном храме – Скорбященском с. Залазино есть возможность подтопить к службе. В идеале и зимой хотя бы один человек молился бы обедницу в воскресные и праздничные дни, а накануне чин 12 псалмов. В тех храмах, где такая молитва зимой проходила, лампады и свечи возжигались, не чувствуется затхлости, характерной для заброшенных помещений. В них легче по теплу подхватывать эстафету молитвы.

Первый храм, который мы посетили во время майской поездки в глубинку, был в с. Сергиевском. Посвящен он преп. Сергию Радонежскому. Сохранились только четверик и колокольня. Алтарь полностью разрушен, трапезная часть без крыши. Надрывная картина лежащего на боку купола с крестом. В этом году, по словам старосты, пытались купол поднять, но не хватило нескольких метров вышки (50 тысяч за её эксплуатацию были потрачены впустую). Годы идут, идеи звучат – сделать пол, устроить маленький алтарь и т. д., а воз и ныне там – только заросли вокруг храма выкашиваются. В селе 22 дома, детей всего четверо. В трех домах живут таджикские семьи – в них по 8 детей. Как говорится, ничего лишнего – только арифметика … Староста сказала, что никого не смогла упросить помочь подготовить храм к нашему приезду – пришла только таджичка. Она сказала: «Я помогу тебе, хотя нам нельзя». И еще: «У нас один Аллах, а у вас вон сколько изображений». Спрашиваю у одной прихожанки – дачницы: «Вы причащались?» (Я наложил на нее епитимью). Она: «Да, причащалась. Сказала своему духовнику, а тот: причащайся – ты в этих грехах каялась, ты просто забыла». Сетует, что предыдущий священник, опекавший храм, часто приезжал, вникал во все детали, а новый вот уже больше года ни разу не появился.

После вечерни в Сергиевском посетили церковь св. вмч. Димитрия Солунского в с. Дмитровском. За 20 лет наших приездов в этом храме мы не видели ни одного местного жителя. Внутри храма все усеяно кусками штукатурки, затхлость и заброшенность. Радует только голубой купол со сверкающим крестом (их установил один наш прихожанин). С пением пасхальных стихер прошли вокруг храма. Неприятно, что появились свежие захоронения вплотную к стенам. Это и не удивительно: если храм заброшен, если в нем не звучит молитва, если нет хозяина.

Утреня прошла в большом Преображенском храме с. Михайлова Гора. Целый собор с пятью куполами (центральный еще больше наклонился – того гляди, рухнет). Двое местных жителей молились с нами. Один из них, в прошлом следователь, а ныне начальник службы безопасности крупной мармеладной фабрики, говорил, что он на ногах с пяти утра до 11 вечера, но в храме отстоять службу в течение двух часов ему было чрезвычайно сложно. С пением Пасхального канона прошли по селу. Два других канона – Недели о слепом и предпразднеству Вознесению параллельно читали в храме. Удивительно, что все три канона закончили читать одновременно – мы вошли в храм с пением светильна «Плотию уснув», а в храме в это время читались заключительные светильны двух прочих канонов. Рядом с большим храмом – маленький деревянный в честь святителя Николы. Построен он был в 90-е годы местным священнослужителем. Когда мы начали появляться в Михайловой Горе, этот храм открывался только для соборования и для Великого освящения воды на Богоявление. Наши появления и первые уставные службы здесь подвигли местных бизнесменов – владельцев мармеладной фабрики, на его ремонт. Мы изготовили новые престол и жертвенник, приобрели купель для крещения. Местный архиерей совершил чин малого освящения храма. Через некоторое время священник, строивший храм, сменил замок на его дверях … Но главное другое – он стал регулярно, раз в месяц, приезжать сюда служить Литургию.

На следующий день на Отдание Пасхи, после обедницы в Никольской церкви с. Змеево приехали в пос. Приозерный, где у Поклонного креста (это самый большой крест, установленный нами) совершил молебен свв. равноап. Кириллу и Мефодию. Несмотря на мелкий дождь, четыре местные жительницы молились вместе с нами. Был день моего Ангела, но главное – Святейшего Патриарха Кирилла – ему я посвятил свое слово. В местном кафе «Два льва» была трапеза. Присутствовал местный благочинный – с ним мы находимся в постоянном взаимодействии. Хозяйка кафе – езидка по национальности (я думал, что она армянка, и запустил весь свой скромный запас слов на армянском языке). На трапезе подробно рассказал о том, что сделано нами за 20 лет – получился своеобразный отчет. Благочинный очень благожелательно и заинтересованно на все реагировал.

После трапезы поспешили к Поклонному кресту в с. Кава. Когда 8 лет назад на Вознесение (здесь это престольный праздник, крест установлен на месте разрушенного Вознесенского храма) я впервые совершал здесь молебен, присутствовало несколько десятков человек – сейчас не было никого! На следующий день был один мужчина и тот не местный; пару раз появлялись дети. Когда накануне названивали старосте деревни (она была и ответственной за поклонный Крест), то на третий день взявшая трубку ее родственница раскричалась: «Надоели, звоните и звоните, отстаньте!» Вот это самое неприятное – когда идет не поступательное движение вперед, а откат, по сути, к нулю. После водосвятного молебна, с пением 7, 8 и 9 песен канона Вознесению, прошлись по селу. Грустно, видимо, здесь придется завершить нашу деятельность. Странно – и как эта пассивность сочетается с планами администрации построить здесь часовню …

На следующий день посетили школу на родине преп. Никона (Воробьева) в с. Микшино. Посещение школы – это стратегическое направление, здесь непременно нужно бывать. Когда-то наша община опекала лучшую школу столицы – N 19 им. Белинского. Со смертью директора занятия прекратились. Отрадно, что пусть в глубинке, в селе, но школа нами опекается.

Вечерня в Покровской церкви с. Пиногощи. Сохранился четверик и колокольня, трапезная часть почти разрушена. Интересен был рассказ после службы местной жительницы о своем житье-бытье. Запомнилось, что единственный местный фермер не смог продать свою пшеницу из-за конкуренции с пшеницей с Украины (он продавал за 15 руб. за кг, а пшеница с Украины была в два раза дешевле). В этом году он засеял только 50 га пшеницы (в прошлом году – 300). Одна из причин такого положения та, что у него остался только один механизатор в хозяйстве – и тот в течение месяца в самый разгар посевной кампании беспробудно пил. Вот такие печальные реалии… Картину безотрадности дополнило руинированное по причине пожара здание правления фирмы этого фермера, которое я освящал несколько лет назад. Пока готовились к службе, я присел на берегу пруда, слушал по радио Сергея Михеева. Осока по берегу, ржавые конструкции, пустые глазницы домов с провалившимися крышами – все выглядело довольно безотрадно. На следующий день на Литургии никого из местных не было – опускаются руки, кажется, что все наши усилия по возрождению храма тщетны. Но, о чудо! В конце Литургии в храме появился мужчина. Перекрестившись, он положил сумку с вещами – я подумал: тащат в храм Божий всякую ненужную рухлядь. Оказалось, однако, что приехали рабочие, чтобы продолжить ремонт храма.

Обедали у старосты храма в соседнем с. Вышково (перед обедом пропели тропарь, кондак и величание Вознесению у Поклонного креста на месте разрушенной Казанской церкви). Потряс рассказ этой женщины о ночном поджоге их дома в декабре. Решил оказать посильную помощь. Попросил помощника передать деньги, но только так, чтобы был результат. Видя, что помощник просто хочет деньги передать в руки, говорю: «Нет, не то». Сам взял деньги и вложил их в сапог на крыльце нового строящегося дома. Снова прошу помощника: «Передай, что там в сапоге для Вас сюрприз». Добавляю: «Сказав, сразу отходи, а то всунут деньги обратно». Помощник возвращается бегом, а вдогонку ему кричат: «Ну что вы, ну зачем?!», и т.п.

Литургию на Вознесение служили в главном приделе Скорбященской церкви с. Залазино. Порадовались на недавно воздвигнутый крест на сверкающем куполе храма. Большой благоустроенный алтарь, впечатляющий иконостас, свежий пол. У меня на памяти мерзость запустения, которая еще недавно здесь была. Опасались, что будет осыпаться штукатурка с купола и со стен – это было только один раз в конце беседы по окончании Литургии – несколько небольших камешков упали в стороне.

Село Первитино. Зимой в здешнем Троицком храме молились под колокольней. Предложили и сейчас там молиться, но я настоял, чтобы служба (Литургия) прошла в главном приделе. В беседе после службы староста рассказала, что ее зять, побывав в храме накануне вечером, почувствовал значительное облегчение болезни ног, а после Литургии все признаки многолетней болезни исчезли. «Были и ещё разные случаи», - загадочно сказала она.

В воскресный вечер служба прошла в часовне в честь священномученика Власия в д. Бронино. Внутреннее состояние часовни с особой силой подтверждает заголовок этой статьи: покосившиеся стены, провалившийся пол, вот-вот рухнет печь. Услышал, что в Бронино на Купалу планирует приехать до 250 человек – до позднего вечера будут продолжаться игрища, главным из которых будет прыгание через костер. Язычество возрождается.

Воскресный обед прошел в кафе компании «Мармеладная сказка». Удивил объем перемен – за последние несколько лет вырос целый городок с зоопарком, банкетным залом, гостиницей, музеем с постоянно меняющейся экспозицией и пр. Обескуражило множество изваяний драконов, рогатых персонажей мужского и женского рода (говорят, что их изготавливали приехавшие с Украины мастера). На одном строении была шокирующая вывеска: «Здесь учат волшебству и зельеварению». Да, далеко зашел сдвиг в умах – вылезла откровенная бесовщина. Налицо двоеверие, характерное для первых веков после Крещения Руси. Комплекс обслуживают около 50 человек, плюс еще полторы сотни трудится собственно на фабрике. С обедом произошла путаница – трапезничаем мы в «Сказке», вдруг звонит глава сельского округа – заждалась, мол, на обед. Оказывается, помощники напутали: и директора фабрики, и главу сельского округа зовут Иринами (кстати, Ирина и староста в Первитино). Я сначала растерялся: сказать, что обед отменяется из-за возникшей неразберихи, значит осложнить отношения на будущее. Ехать сразу после одного обеда на другой – нереально. Я нашелся: «У нас возникли непредвиденные обстоятельства, нельзя ли нам приехать попозже». В итоге, через три часа у нас была трапеза на квартире главы сельского округа Ирины Борисовны. Ужин после очередного сытного обеда, естественно, пришлось отменять. Особенно понравился грибной суп и салат с гренками. На трапезе была директор школы – и она тоже Ирина! Меня прорвало: как из рога изобилия сыпались рассказы о детстве, родителях, разных казусах в церковной жизни. Развивал тему о детских комплексах, которые сказываются в последующей жизни. Вот удивляются моей энергичности и динамизму, а я зачастую чувствую себя неуверенно. Дело в том, что в школу меня отдали, когда еще не исполнилось 7 лет, а большинству в классе было около 8. Отец часто называл меня «мямликом» и «курёнком», что не придавало уверенности в своих силах. Отец никогда не садился во главе стола, приходил незаметно в комнату, где собрались гости, посидит с краюшку, опустив голову, и незаметно уходит. В последнее время я много размышляю о школьных годах, тем более что на будущий год исполнится 50 лет завершения мною среднего образования. Если бы меня пригласили на выпускной вечер в Микшинскую школу, то я бы дал такие советы: 1) воздерживаться от обидных прозвищ, «кликух». В мое время они чаще всего были производными от фамилий (Банникова – Баня, Стасюк – Стаська, Никулина – Никуля, Кузовой – Кузя, Крепких – Крепа и т. д.). Ко мне прилепилось – «Шуга» (англ. – сахар). Называть нужно по имени, данному каждому при крещении. 2) Школьный класс – это промыслительно организованная Свыше общность людей, которая в идеале должна сохраняться до конца дней земной жизни. Класс не должен разбиваться на резко очерченные микрогруппы. Кроме совместного посещения уроков должны быть и другие объединяющие начала: приглашения друг друга на дни рождения должны были бы быть нормой с первого класса. Родителям нужно проявлять понимание, содействовать таким встречам. В наше время отмечали, кроме Нового года, еще 23 февраля, 8 марта и 1 мая. 3) В классе не должно быть изгоев, неприкасаемых «кшатриев». Пренебрежительно относясь к ним, превозносясь над ними, мы самоутверждали себя. 4) Не было достаточно основательных и убедительных бесед о вредности, опасности и пагубности таких вещей, как аборты, алкоголизм, наркомания, курение, половая распущенность и пр. 5) Неплохо преподавалась история, но советский патриотизм не мог сформировать достаточно твердую почву под ногами. Русская солидарность и взаимопомощь практически не воспитывалась. 6) Не было духовной скрепы в ее православном содержании – того, что по-настоящему цементировало бы общность людей. Можно было бы еще продолжить на эту тему, но на этом пока завершу.

Поездка получилась одной из самых напряженных и насыщенных: мы выезжали на «точки» ранним утром, а возвращались поздним вечером. Были, конечно, и посиделки, и интересные беседы на званых обедах. Вспоминали, как наш водитель, когда я его попросил принести мне из пономарки ризу, вместо ризы подходит ко мне с прихожанкой по имени Лиза. В заключение приведу еще пару курьезных случаев: 1) В одном храме был сторож, который любил выпить. Его ругали, епитимью накладывали, но все напрасно. Однажды настоятель после вечерней службы зачем-то вернулся и видит нетрезвого сторожа, который лежит посреди храма и слезно повторяет: «Господи! Прости меня, зде лежащего и повсюду православного». 2) Ехал мужик на машине. Ехал, ехал, а машина возьми и сломайся. Видит мужик церковь на пригорочке. Пошел к ней – видит священника. Говорит: «Батюшка, машина у меня сломалась, можно от вас позвонить?» Батюшка: «Позвони, сын мой…только осторожно – колокол не сломай».

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Вечерня в храме прп. Сергия Радонежского в с. Сергиевское



У колокольни храма св. Димитрия Солунского в с. Дмитровское



Часовня св. Великомученика Георгия Победоносца в дер. Ананкино



С благочинным в посёлке Приозерный



Благочинный отец Николай поздравляет с Днём Ангела



На Великом входе в храме Покрова Пресвятой Богородицы в с. Пиногощи



В школе



Великий вход. Храм св. Троицы в с. Первитино

Фотоматериалы

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. 4

Святую воду не только пьют, ею можно окропить жилище, продукты питания и домашних животных. Особенно рекомендуется это сделать в праздник Крещения Господня, принеся домой из храма только что освященную крещенскую воду.
учитель / 01.06.2023, 17:25

3. 3

Услышал, что в Бронино на Купалу планирует приехать до 250 человек – до позднего вечера будут продолжаться игрища, главным из которых будет прыгание через костер. Язычество возрождается.
До того как крестили Русь , там все прыгали через эти костры как есть. Но Русь стала христианской . А вот то , что 250 человек приедет в эти забытые БОГОМ места это уже плюс. Но что можно этим людям предложить взамен костропрыгания , вот тут большой вопрос. Царебожничество у русских людей не находит положительного отклика . Тут нужна грамотная маркетинговая стратегия развития этих территорий , иначе неизбежно там даже храмов уже не останется.
учитель / 01.06.2023, 13:27

2. 2 Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в с. Дмитровском.



Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы на Дмитровском погосте.
Церковь в стиле барокко строили с 1780 по 1787 годы на средства майора Рожнова на месте одноимённого деревянного храма 1652 года. В церкви было три престола.
В 1930-х храм закрыли и вернули верующим только в 1991.
Похвальская церковь очень медленно восстанавливается благодаря неравнодушным. Стоят леса, но, как показывает практика-это вообще не играет роли.
Трапезная практически полностью разрушена, сам храм законсервирован и внутрь мне попасть не удалось, хотя, судя по отзывам на своде и стенах сохранилась классическая академическая роспись второй половины 19 века.
Но нам повезло:в колокольне мы таки нашли выжившую роспись. Как подсказал интернет, это фреска "Добрый самарянин" (к. 19-нач.20 вв,). в колокольне чудесно сохранилась лестница, по которой можно подняться на второй ярус. А оттуда открывается потрясающий вид на местность.
Фотографии хорошие выложил на Яндекс Дзен под своим подлинным ником " Учитель Праведности " , там не блокируют. Автор и сам может так делать , чтобы больше людей могли видеть , сколько заброшенных храмов в России. Один раз была удивительная история , ребята снимают видеоблог по заброшенным деревням. В одном доме нашли старую фотографию священники на фоне церкви и близко поднесли ее к видеокамере . Я мог сканировать в хорошем качестве , найти эту церковь на Яндекс Дзен и выставить фото в своем блоге. Скорее всего эта старинная фотография уже не сохранилась , потому что ребята себе ничего не берут. Но на Яндекс Дзен сохранился ее электронный образ , можно сказать " из ниоткуда".
учитель / 01.06.2023, 11:17

1. Пиногощи

Покровская деревянная церковь в селе была построена в 1758 году. Говорили, что ранее в полуверсте от этой церкви был монастырь Березовиц, а там икона Пиногожской Божьей Матери. От имени этой иконы село получило название Пиногощи.

В 1863 году в селе была построена Покровская каменная церковь, а в 1876 году - вторая деревянная Троицкая церковь. Покровская церковь имела три престола: Покрова Пресвятой Богородицы, великомученика Георгия и мученика Христофора, святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Александpa Свирского.
Раньше на Тверской земле монастыри да храмы были. Теперь сколько мигрантов таджики , езиды. Будут свои мечети строить. Сейчас в Россию с Америки и Германии 2 млн. человек хотят переселиться , чиновники не дают. Уж лучше христиан переселять , чем мечеть строить в Пиногощах.
учитель / 01.06.2023, 05:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости РПЦ
«Светильник, который продолжает светить всем»
В Санкт-Петербурге прошла конференция «Священномученик Вениамин и сподвижники»
22.04.2024
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Священная война России на Украине
22.04.2024
«Грех – наш главный враг»
По словам митрополита Варсонофия, нам придется ответить за каждый день своей жизни, как мы его прожили
22.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Все статьи темы
Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви
Спасти веру на Украине может только Русская армия
Зверское избиение митрополита УПЦ Лонгина опровергает ложь партии похабного мира о том, что ООН и Трамп спасут Православие
06.02.2024
На Владыку Лонгина совершено нападение
Митрополит Банченский рассказал подробности злодеяния
06.02.2024
«Там я увидел настоящую Россию»
Патриарх Кирилл рассказал об особом значении в своей жизни периода служения на Смоленской кафедре
03.02.2024
За что преследуют митрополита Леонида?
В условиях отсутствия официальной информации экспертам приходится только гадать о причинах
30.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02