«Конец света» как глобальная проблема нашего времени

О темпоральном алгоритме исторической динамики мировой реальности

0
813
Время на чтение 8 минут
Фото: Из личного архива автора

«И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём, что времени уже не будет» (Апок. 10: 5-6).

Начало XXI века ознаменовано в развитии человеческого сообщества явлением информационной унификации совместной жизни людей и её превращением в глобальный социум, управляемый универсальной закономерностью мировой истории – рождением и гибелью её творений. Действительным свидетельством реальности такой логики мирового процесса стали глобальные проблемы современности – социально-политические и финансово-экономические, производственно-экологические и духовно-нравственные, охватывающие своим пагубным влиянием все мировое сообщество. Все эти проблемы напрямую угрожают будущему человечества, убеждая современников в правильности давнего мнения, что ничто не вечно под луной и всё, рожденное когда-нибудь, должно исчезнуть. Идея «Конца Света», возникшая некогда в недрах религиозно-мифологического сознания, становится сегодня всё в большей мере научно просчитанной концепцией, раскрывающей конечные тренды мировой истории. В наступившем столетии данная гипотеза может стать последним экспериментально подтверждённым фактом современной науки.

Эмпирически зримые контуры действительно глобальной закономерности мирового развития были намечены в материале живой природы Ф. Энгельсом, увидевшим здесь действие закона постоянства ускорения биотической эволюции в историческом течении времени: «По отношению ко всей истории развития организмов надо принять закон ускорения пропорционально квадрату расстояния во времени от исходного пункта». Установленная германским мыслителем эмпирическая закономерность с некоторым уточнением в формулировке может быть экстраполирована на всю доступную нашему наблюдению Вселенную: по отношению к истории мировой реальности следует принять закон циклического ускорения эволюционного процесса пропорционально двойному расстоянию по времени от исходного пункта». Время при этом трактуется нами в соответствии с логикой критической философии И. Канта как всеобщая форма чувственной определённости наличной действительности в её внутреннем единстве, выступающая сущностным основанием общего хода мировой эволюции. «Посредством внешнего чувства, – указывал И. Кант, – … мы представляем себе предметы как находящиеся вне нас, и притом всегда в пространстве…Внутреннее чувство, посредством которого душа созерцает самое себя или своё внутреннее состояние… представляется во временных отношениях».

В соответствии с конечной формулировкой выявленной Ф. Энгельсом зависимости выстраивается количественная прогрессия эмпирически очевидной темпоральной динамики мировой эволюции в её ретроспективной направленности от настоящего к прошлому. Исходной мерой этой исторической ретроспекции служит интервал времени в 1 век (100 лет). Отложим последовательно 6 отрезков мирового времени, из которых каждый последующий в ретроспекции (а в реальной истории – предшествующий) этап будет охватывать удвоенное время предыдущего. Сумма элементов данного числового ряда – 1, 2, 4, 8, 16, 32 – составит 6300 лет, указывая в своём итоге на такой узловой момент истории человечества, как становление на рубеже V–IV тысячелетий до н. э. раннеклассовых цивилизаций Востока – Древнего Египта и Месопотамии. Если к полученной сумме в 63 столетия прибавить десятикратное увеличение 6-го шага нашей прогрессии (320 веков), то полученная величина в 38300 лет будет соответствовать историческому возрасту «Человека Разумного», определившего идеальные перспективы социально-исторической практики человечества и создавшего современную техногенную цивилизацию.

Повторим ту же процедуру, но уже с единицей измерения, равной десятикратному увеличению 6-го шага первого числового ряда (32000 лет): 32, 64, 128, 256, 512, 1024. Сумма этих величин обозначит отрезок мировой истории длительностью в 2016000 (2 миллиона 16 тысяч) лет. Согласно данным современной антропологии, примерно 2 миллиона лет назад на Земле появились первые представители человеческого рода, возник вид «Человека умелого» (Homo habilis). Если сложить полученный результат (2016000) с десятикратным увеличением 6-го шага данного числового ряда (10240000) и возрастом «социализированного человечества» (38000), то величина в 12294000 (12 млн 940 тысяч) лет будет указывать на период существования в истории земной фауны такого ископаемого вида антропоидов, как «рамапитек», отделившего в эволюции живых существ около 12 миллионов лет назад «Человека» от ныне существующих человекообразных обезьян, ставшего прародителем человеческого рода.

Проделаем вновь тот же цикл вычислений, но уже с исходной единицей, равной десятикратной величине 6-го шага предшествующего числового ряда (10240000 лет): 10240, 20480, 40960, 81920, 163840, 327680. Сумма величин этого ряда 645120000 (645 миллионов 120 тысяч) лет указывает на историческую эпоху кардинального преобразования способов организации видов живой природы, обозначившую переход от примитивных форм жизни к сложноорганизованным, целостным существам животного мира. Если к этой величине (645120000) прибавить десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда (3276800000 лет) и возраст человечества в его максимальных границах (12294000 лет), то интервал в 3934214000 лет (около 3,9 млрд лет) обозначит в общих чертах длительность существования жизни на Земле.

Достаточно «точные» попадания выявленной циклической прогрессии в узловые точки мировой эволюции, характеризующие «социальную» историю человечества, его биосоциальную предысторию и биотическую эволюцию, позволяют в соответствии с принципом единства мировой целостности предположить, что на следующем этапе наших построений мы должны будем зафиксировать начальный момент физического возникновения Вселенной. Проделаем еще раз тот же алгоритм вычислений, но с исходной единицей, равной десятикратному увеличению 6-го шага предшествующего числового ряда (3277000000 или 3 млрд 277 млн лет): 3277, 6554, 13108, 26216, 52432, 104864. К сумме этих чисел (206451000000 или 206 млрд 451 млн лет) прибавим десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда (1048640000000, то есть 1 трлн 48 млрд 640 млн лет) и возраст существования жизни на Земле (3934214000 лет). В соответствии с эмпирической логикой мировой прогрессии физический возраст Вселенной охватит в общем виде интервал времени длительностью 1259025214000 лет (1 трлн 259 млрд 25 млн 214 тыс лет или, в сокращенной записи, 1,259·1012, то есть 1,259 помноженное на 10 в 12 степени). Установленная длительность темпорального генезиса мироздания на два порядка превышает принятую в теоретической физике ХХ века величину возраста Вселенной в 10-20 млрд лет, весьма сомнительную на фоне эмпирически наблюдаемых зависимостей в динамических параметрах мировой истории. Поэтому чем скорее физики-теоретики откажутся от «мнимых величин» в познании Вселенной, не соответствующих мировой систематике, тем более верные прогнозы смогут они предложить современному обществу относительно происходящих в действительности процессов.

Наше прочтение темпоральной динамики мировой эволюции при всей меткости математических попаданий в узловые точки исторического процесса всё же остаётся пока довольно абстрактной моделью действительной истории, требуя дополнительного подтверждения своей эмпирической основательности. Таким подтверждением будет служить более детальная качественная интерпретация её социально-исторического раздела. Проясним качественный смысл первого цикла установленной мировой прогрессии: 1 – 2 – 4 – 8 – 16 – 32. Эта последовательность обозначает продолжительность возрастных формаций в цивилизационном развитии человечества. Так, ещё живой ныне мир «индустриального общества», возникший из огня наполеоновских войн, существует в своих исторических контурах около 2-х столетий (XIX–XX вв.). Предшествовавшее ему общество «просвещенного абсолютизма» жило 4 столетия (ХV–ХVШ вв.). Средневековье, утвердившись в полноте своей религиозной идеи в арабо-исламском натиске на древний мир, охватило 8 веков (VII–XIV вв.). Античное общество, оплодотворенное эстетикой древнегреческого миросозерцания, просуществовало 16 столетий своей исторической жизни (X в. до н. э. – VI в. н. э.). Социальный уклад раннеклассовых цивилизаций эпохи бронзы («азиатский способ производства») охватил своим социальным существом 32 века мировой истории (IV–II тыс. л. до н. э.), тогда как «первобытнообщинный строй» времен Варварства растянулся на период более 30 тысячелетий – от появления современного вида «Человека Разумного» до рождения ремесленного способа хозяйственной деятельности в ходе овладения тайнами металлургического производства.

Соответствие величин геометрической прогрессии возрастным параметрам реальной истории мировой цивилизации позволяет сделать прогноз, что «посткапиталистическая» эпоха народившегося глобально-информационного общества продлится всего одно столетие, захватит лишь ХХI век. Информационный глобализм ХХI века преодолевает в своем максимуме порог времени как «протяженной» реальности и определяет мир как чистый феномен творческой силы жизни, как непрерывное пробуждение энергии сущего из «небытия», из глубин мирового «космоса». Действительным выражением скрытых энергий «космического вакуума» и становится глобальный социум, способный «разрядить» свой свободный потенциал не только в созидательном преображении действительности, но и в разрушительном взрыве термоядерной мировой войны. Поэтому «Конец Света», о котором пророчествовали древние мифы, не является столь уж бессмысленной фантазией непросвещенного ума: человечество ныне вполне способно само себя уничтожить. И произойти это «самоубийство» человечества должно уже в нашем XXI веке.

Спасение человечества от смертельной угрозы «самоуничтожения» требует максимальной концентрации интеллектуальных ресурсов мирового сообщества в поиске созидательного выхода из «исторического тупика». Первым шагом на этом пути должно стать его оповещение о близости смертельной опасности. Чем шире будет круг лиц, оповещенных о надвигающейся угрозе, тем интенсивнее будет нарастать их интеллектуальное сопротивление фатальному исходу. Творческий ресурс человеческого сознания способен преодолеть «смертельный порог» исторического времени и вывести мировое сообщество на «безбрежные просторы» Вселенной.

Важнейшую роль в разработке стратегии спасения человечества от «темпоральной катастрофы» может и должен сыграть «Институт исследований природы времени», накопивший исследовательский опыт осмысления проблем времени. Первым шагом на этом пути должна стать критическая проверка на объективную обоснованность выявленного в данной статье темпорального алгоритма исторической динамики мировой реальности. Критическая оценка данных материалов послужит началом для позитивной разработки проекта исторического развития человечества в постцивилизационном пространстве его одухотворенного будущего, направляемого не логикой материальных факторов, а энергетикой духовного творчества.

Гореликов Лев Александрович, доктор философских наук РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2.

Надо не бояться подправить Канта. Вот, он говорит о времени и пространстве. Но Кант говоря о трансцендентном не берет за этот до опыт - волю Бога. А зря. Тогда бы он сказал, что время - это и есть сам чистый смысл, сама идея, а пространство - форма чувства. Время - мысль, а пространство - чувство. А связаны они воедино тем, что мы называем духом. Грех вносит ложь в дух. Где дух есть канон двух правд - мысли и чувства. Первая правда, по греху, оказалась второй, а вторая - первой, при этом осталась истина канона. Появилась вещь в себе - этот мир во грехе.
В мире этой вещи в себе грех стал его нормой. Дух стал оторван от пространства ложью. Ложь и есть эти миллиарды лет смысла подмененной правды канона духа.
То есть надо поменять направление в ходе линии времени, согласно которой эти миллиарды лет есть развитие мира. Потому что это не развитие мира, а это - падение первичного, совершенно созданного мира.
Игорь Бондарев / 22.05.2023, 06:23

1.

По Библии, по родословию, возраст Истории 7529 лет. Здесь же и т. Эволюции, но не как Наука говорит, а та реальность, которую Наука трактует в т. Эволюции.
Время по Канту должно быть понято по Канту, но что он сам трактует как ноумен ( вещь в себе как опыт без до опыта: наоборот). Но Кант не отождествляет до опыта с волей Бога, просто не рассматривает именно такое их тождество. Время по Канту мы должны дополнить по самому Канту, как - до опыта самого опыта времени - вечный смысл. То есть - вечность, из которой следует смысл Предназначения. В Предназначении смысл вечности есть время Истории, которая есть смысл развития вечного. Но это - без греха. А в мире есть грех. И он внес в ход Истории нарушения вечности как развития смысла вечного, вечности, абсолюта. Абсолют, вечность - тотальные. Грех внес тотальный обман во время. Все стало обречено на умирание в ничто, в смерть.
Здесь интересно то, что то, что Вы говорите и исчисляете, - надо направить не вперед по ходу развития, а признать как тотальное действие греха на время смысла Истории. То есть - наоборот будущему развитию по Предназначению.
Игорь Бондарев / 20.05.2023, 19:09
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Гореликов
Символические ключи к будущему России в ХХI веке
По следам статьи Андрея Кинсбурского «Русский органичный код образа будущего»
09.04.2024
Русская идеология как концептуальная стратегия претворения разумного будущего России
Только концептуально-теоретическое превосходство Русского мира над сатанинской мыслью Запада откроет мировому сообществу «космический путь» в разумное будущее человечества
30.03.2024
Русская научная революция
О генеральном ориентире разумного будущего России
14.02.2024
Кто поведет русский народ в будущее?
К сожалению, современная Россия крайне бедна на выдающихся личностей
10.01.2024
К вопросу о национальном самосознании
Заметки к статье Н.П.Ильина «Проблемное поле философии нации»
27.12.2023
Все статьи Лев Гореликов
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59