В воскресенье, 7 мая, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме священномученика Ермогена в Гольянове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, сообщает Патриархия.ru.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня в евангельском чтении (Ин. 5:1-15) представлена достаточно драматичная ситуация. Это столкновение благочестия и добродетели. Несчастный не мог дойти до спасительных вод, через которые люди раз в год получали исцеление, и лежал десятки лет. Лежал потому, что у него не было сил доползти, а надо было непременно первому войти в освящающие человека воды. Но так как у него не было ни сил, ни возможности, то он лежал многие-многие годы, уже теряя, наверное, всякую надежду, что кто-то поможет ему избавиться от недуга.
Хорошо известно, что иудеи, в том числе самые благочестивые, вели себя таким образом, что, защищая свои обрядовые установления, свою законность, одновременно нарушали самую главную заповедь – о любви к Богу и к людям. И такое нарушение одной заповеди – якобы ради исполнения другой – и представлено, в том числе, в сегодняшнем евангельском чтении», – сказал Патриарх.
«Как же нужно жить для того, чтобы ни ту, ни другую заповедь не нарушать? Очень важно, чтобы любовь к Богу не становилась формальной, требующей исключительно исполнения неких действий. Вот, например, прийти в храм – хорошее действие? Да! Но если наша вера будет этим ограничиваться, то мало чем мы будем отличаться от тех же фарисеев. Вера без дел мертва есть (Иак 2:26), говорит нам слово Божие. Поэтому каждый христианин, который по милости Божией сохраняет веру в сердце, посещает регулярно Божий храм, тем более причащается Святых Христовых Таин, живет духовной жизнью, не может не творить добрых дел. Это аксиома! Пожалуйста, запомните эти слова: христианин не может не творить добрых дел, потому что вера без дел мертва есть. Если мы действительно запомним эти слова, если мы выйдем сегодня из храма с твердым пониманием того, что наша вера, наше посещение храмов мертвы, когда мы не творим добрые дела, то с этими мыслями мы несомненно изменим свою жизнь к лучшему», – подчеркнул Предстоятель.
«Итак, добродетель не является неким приложением к нашей религиозной жизни – она есть непременное условие нашего спасения. Прежде всего вера, потому что без веры мы не можем угодить Богу (см. Евр. 11:6), по слову апостола. Но и дела, без которых вера становится мертвой. И ведь это касается всех нас – и мирян, и священнослужителей. Все мы так привыкаем к тому, что религиозность стала как бы частью нашей культуры, нашей повседневной жизни, что нередко упускаем самое главное – то, что вера без дел мертва.
Поэтому, как я уже сказал, сегодня из храма нужно выйти с убеждением, что все мы должны, каждый из нас должен совершать добрые дела. В меру своих сил – Господь не требует от нас сверхусилий, Он не говорит нам: “Бросьте всё – мужа, жену, детей – и только совершайте добрые дела”. Это было бы страшным извращением заповеди Божией, и знаем, что некоторые идут по пути таких извращений, например, разного рода сектанты, которые замыкаются в самих себе, друг другу делают добрые дела, но воюют против всех остальных. Это совсем не тот путь!», – отметил Первосвятитель.
«Совершение добрых дел ни в коем случае не должно возбуждать в нас чувство полного удовлетворения: мол, я и в храм хожу, и добрые дела делаю, ну, а что еще надо? Такая установка сразу перечеркивает наши добрые дела. Мы не можем сказать, что делаем все, что достаточно для нашего спасения, подобно тому, как говорил фарисей: "Господи, благодарю Тебя, что я такой хороший, и главное, я не такой, как этот мытарь поодаль. Я пощусь, я исполняю обряды – ну и достаточно". Такого рода религиозность хуже всякого безверия. Почему? Потому что у неверующего остается шанс спастись через обращение к вере, и он, став верующим, может обрести дух Христов. А верующие, которые и в храм постоянно ходят, но живут совсем не так, как Господь велит? Этот случай гораздо сложнее, и выйти из такого состояния очень тяжело, потому что создается иллюзия духовного благополучия: “Все в порядке, я не такой, как этот мытарь”.
Поэтому, дорогие мои, наша задача заключается в том, чтобы духовно бодрствовать, чтобы внимательно наблюдать за всем тем, что происходит внутри нашей души, отслеживать и мысли, и действия, и, самое главное, сверять нашу жизнь, мысли, действия с тем, чему мы научены словом Божиим. А сегодня мы научены очень важному – как доброе дело помогает человеку спастись. Без того, кто бы взял на себя труд погрузить несчастного в спасительные воды, он не обрел бы исцеления и спасения. Пусть этот образ, который сегодня предлагает нам Святая Церковь, помогает нам с вами укрепляться в вере – той самой вере, которая становится спасительной, если она споспешествуется добрыми делами. Аминь», – завершил Патриарх Кирилл.
1. С правом на ошибку...
Образ нашего народа... И нет никого, кто бы "погрузил его" в спасительные воды молитвенного единства в единой ежедневной объединяющей народ ОБЩЕНАРОДНОЙ молитве...
Общие фразы, формальные призывы, обращения и механические тв-службы мягко говоря отнюдь не цементируют Церковь... Ошибаюсь?
Организуйте людей в единой молитве в любом месте в 12 ч 9 Мая! Хоть на несколько минут, или даже секунд...
Но только не "говорящими вместо нас телеголовами", а чтобы люди САМИ молились бы в памяти Божией! Пусть неумело, пусть кратенько...
МОЛИТВОЙ ЦЕРКВИ!
Но САМИ!, в своём ЕДИНСТВЕ друг с другом и с Богом!
По всей стране!
(Может, в форме стиха и или песни? Но такой, чтобы..!).
ПС.
Я не против очередной молитвенной телепроповеди — Вам виднее... Но почему отсутствует молитвенное единство ВСЕГО крещеного люда, осознанно не отказавшегося от Бога и Церкви!
Кто не хотет участвовать и молиться — вольному воля; но лишить ВЕСЬ народ единой молитвы о себе, своих родных и близких, живых и усопших... На передке...
Даже в День Победы...
Жизнь... Смотрите телек, идите в храмы... А даже мысленное молитвенное единство народа в любом месте реально ЗАПРЕЩЕНО и в Праздники! Нет его...
†
Народ без единства в ОБЩЕНАРОДНОЙ молитве — это народ без Бога, а народ без Бога — это, простите, не народ...
Вот нами и верят, как хотят... "Плоды" не скроешь...
Но ничего, кроме общих фраз, как всегда, не будет... Жизнь...
НЕТ ПРИЗЫВА И ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДА К ЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ УЧАСТИЮ В ОБЩЕНАРОДНОЙ МОЛИТВЕ!
Пусть откажется... А вдруг присоединится?! Не проверяли же...