Христианская проповедь не должна быть топорной

О фильме «Ярослав. Тысячу лет назад»

0
618
Время на чтение 4 минуты
Фото: из открытых источников

Павел Тихомиров: От просмотра фильма ожидал «фэнтези» в духе убожества роскино для подростков, но был приятно удивлён. Ясно, что перед нами вовсе не иллюстрация учебника по Истории Отечества (о чём поговорим ниже), но некое произведение, призванное настроить зрителя на определённый лад. На лад Русской Религиозности.

Однако, судя по обсуждению фильма в соцсетях, более-менее «прославянски» настроенные наши граждане из числа некогда денационализированных коммунистами русских людей, которые теперь нарабатывают идентичность, - обсуждая фильм, лишь в очередной раз демонстрировали ненависть по отношению к Христианству.

Возможно. это – в числе прочего многого – стало причиной появления такого горького утверждения: «В верхах есть запрос на Православие. В низах – нет».

Алексей Ощепков: Сразу скажу. Фильм «Ярослав» хорош тем, что, во-первых, создатели работали в парадигме классического исторического кино, а не модного околоисторического фэнтези, во-вторых, не было стремления подражания Голливуду, использования сюжетных ходов их голливудских фильмов.

Как, например, в фильме «Александр. Невская битва», где повторили любовную линию из «Первого рыцаря».

То, что фильм «Ярослав» этого избежал - это безусловно плюс.

А так, могу сказать, что у масс нет не только запроса на Христианство. Массы отучены голливудской традицией кино, как аттракциона, от восприятия исторического кино как такового.

Люди привыкли уже к полусказочной условности, которая во всей красе представлена, например, в фильме «Легенда о Коловрате».

Фильм «Ярослав» действительно – не иллюстрация к учебнику по истории. Реальной фактологии будет куда больше в фильме «Ярослав Мудрый» 1981 года. А «Ярослав» 2010 года больше знакомит зрителя с основными мотивами, которые характеризуют ту историческую эпоху: это Крещение Руси, которое было далеко не быстрым процессом, как то может показаться, борьба с работорговлей, освоение русскими новых земель в Поволжье, фильм приурочен к тысячелетию города Ярославля; наконец, становление такого выдающегося правителя и просветителя Русской земли, каким был князь Ярослав Мудрый, сын и наследник Владимира Святого.

Павел Тихомиров: Пока хотелось бы остановиться на наиболее часто критикуемых эпизодах фильма. Критикуемых с исторической точке зрения. Ну, вот к примеру сцена с медведем. Ярослав зарубил тотемного зверя, и кудесник заявляет, что, дескать «Такова воля Велеса!»

Мне кажется – это очень удачная находка сценариста.

А то, что согласно легендам медведь был зарублен при иных обстоятельствах, так ведь задача искусства не воспроизвести некую летописную версию, а встроить этот факт в интересный и яркий контекст.

Леонид Болотин: Конечно, никакого племени медведей не было, но на Стрелке Волги и Которосли с протокой Медведица было поселение Мерян Медвежий Угол, где в небольшом распадке жил тотемный медведь, который местными почитался как живой Волос или Велес.

Когда Князь Ярослав Владимирович пришел туда с дружиной, мерянские волхвы или кудесники натравили на Князя прикормленного медведя, и Князь зарубил его секирой. Отсюда печати и клеймы Ярославля: медведь на задних лапах с секирой на плече. Когда российская городская геральдика стала оформляться, такое изображение стало при Императрице Екатерине Великой официальным гербом Ярослава.

В 1966-1968 годах я жил в Ярославе, и школьником слышал легенду о медведе и Князе Ярославе от ярославцев самых разных социальных статусов — от работяг, шоферов и пожилых пенсионерок, от мальчишек нашего двора и одноклассников до представителей местной творческой элиты, с которыми общался мой Отец. Среди них были главные инженеры заводов, директора совхозов, искусствоведы, сотрудники музеев, реставраторы, краеведы.

Неподалёку от нашей школы № 4, если перейти через Ильинскую площадь с Ильинским храмом, по соседству со Стрелкой был (и есть, наверняка) небольшой стадион, где мы сдавали нормы БГТО. По рассказам местных, стадион располагается как раз в том самом распадке, овражке, где когда-то было капище Волоса и жилище тотемного медведя.

Алексей Ощепков: Сцена с медведем вписывается в общую канву выдуманного сценаристами племени «медведей»: мнимый «тотем» не жалеет и тех, кто поклоняется ему. Князь же избавляет язычников от их заблуждений. Понятно, что этим хотели показать режиссёр и сценаристы – придать повествованию больший дидактический христианский смысл.

Насколько это оправданно в данном случае – вопрос спорный. Этот момент может быть воспринят зрителем как пропагандистский. Христианская пропаганда не должна становиться топорной и очевидной для всех. Тут очень легко получить обратный эффект, о чём можно судить по гневным комментариям на данный фильм в сети. Зритель привык отторгать явную пропаганду.

Мы как-то поднимали тему: справедливо ли по отношению к скандинавам употреблять термин «варяги», как это сделано в кино. Харальд, показанный в фильме, - это зять князя Ярослава Владимировича и известный поэт средневековой Норвегии. И называть ли его варягом - вопрос очень спорный. На Руси бытовало подзабытое уже слово «урмане», что значит буквально «норманны», скандинавы.

И то, что урмане - это не варяги можно судить по контексту повествования Иоакимовской летописи, где сам Рюрик назван варягом, а его жена Ефанда или Алвинда - княжной урманской (норманнской).

Этот момент, кстати, немногими берётся во внимание, хотя, по сути, снимает необходимость спора норманнистов и антинорманнистов.

Под варягами тот же ак. Сахаров (историк) понимает мощный конгломерат славян Южной Балтики времён раннего средневековья. Из этих варягов происходил Рюрик, женившийся на скандинавской княжне Алвинде. Поэтому, кровь викингов у русских князей всё же была, но не было викингов как основателей государства.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3.

На Руси бытовало подзабытое уже слово «урмане», что значит буквально «норманны», скандинав

Как слово "норманн" могло попасть на Русь? Разве это самоназвание?. Так из могли называть, вероятно, германцы не "сАмой северной" Европы. Какие-нибудь там "миттель- или зюйдманны"?

2.

А чем плоха историческая легенда? Почему непременно нужно стараться сделать не так, как писали летописи или считают серьезные ученые? Создается впечатление, что сценаристы, режиссеры просто стесняются российской истории, или даже ненавидят ее. А как еще можно объяснить стремление во что бы то ни стало сделать не так, как писали летописи. Как угодно, лишь бы не так. Чем же лучше авторская отсебятина с влесовым волхвом эпизода в сказании о граде Ярославле?
Ну и про ношение меча (постер фильма) за спиной сказано было слишком много. Почему сценаристы натойчиво не хотят помещать мечь у пояса - Бог весть. Кто-то, видимо, очень хочет, чтобы образы правителей России были болше походи на фэнтезийных петрушек, а не на исторических деятелей.
Глеб / 31.03.2023, 08:02

1. 1

Возможно. это – в числе прочего многого – стало причиной появления такого горького утверждения: «В верхах есть запрос на Православие. В низах – нет».

Надеюсь , что уважаемые авторы понимают, что такое целевая аудитория. Так вот население России в основной массе это потомки крепостных крестьян. И если этим людям не понятны, ваши монархические устремления, то это вполне обьяснимо. Может для народа России станут важны другие аспекты Христианства , кроме утверждения монархизма.
учитель / 31.03.2023, 07:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Евгеньевич Болотин
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
Рождество Святителя Николая Чудотворца
Память 29 Июля / 11 Августа
10.08.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Все статьи Леонид Евгеньевич Болотин
Павел Вячеславович Тихомиров
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
20.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
«Нью-Йорк Таймс» готовит новое инфополе
05.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Алексей Николаевич Ощепков
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 2
19.11.2024
Россия и англосаксы
Перспективы мира и конфронтации между Россией и англосаксонским Западом
18.10.2024
Крестопад, или Добро должно быть с кулаками
О пределах толерантности в вопросах веры
16.10.2024
Популярная музыка в эпоху массового Интернета и Искусственного интеллекта
В продолжение статьи  Александра Г. Рубио «Упадок Рок-музыки» в издании Chronicles Magazine.
14.10.2024
Национальная и цивилизационная идентичность
О межцивилизационной сути украинского конфликта
09.10.2024
Все статьи Алексей Николаевич Ощепков
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12