Искусственный интеллект (ИИ) научился писать проповеди. Как сообщает New York Post, американские священнослужители разных конфессий озабочены и разозлены возможными последствиями нового навыка ИИ, пишет Лента.ru.
Тед Брюер, исследователь Нового Завета и ответственный редактор христианского сайта «Пересмешник», в декабре 2022 года написал о своем эксперименте с ИИ: он попросил ChatGPT написать рождественскую проповедь. Его запрос был очень подробным: проповедь должна была строиться на Евангелии от Луки, в частности на его словах о рождении, а также в ней должны были присутствовать цитаты из работ Карла Барта, Мартина Лютера, изречений Иринея Лионского и выступлений Барака Обамы. Чат выдал ему результат, соответствующий всем заданным критериям. Брюер признал, что эта проповедь превосходила некоторые из тех, что он слышал в церкви.
В конце 2022 года раввин из Нью-Йорка Джошуа Франклин предупредил прихожан, что прочтет чужую проповедь на тему доверия, уязвимости и прощения. Завершив речь, он предложил аудитории угадать, кому принадлежит прочитанный им текст. Когда люди не смогли ответить, он признался, что автором был чатбот ChatGPT, которому Франклин дал задание создать проповедь из тысячи слов.
Раввин из Нью-Йорка Джошуа Франклин завил, что «теперь, когда вы аплодируете, меня охватывает страх. Я считал, что водители грузовиков потеряют свою работу из-за новых технологий куда раньше раввинов. Искусственный интеллект может казаться разумным, но вопрос в том, может ли он проявлять эмпатию? Нет, до этого пока не дошло».
Представители разных конфессий сходятся в одном: хотя ИИ может писать связные тексты нужной формы на заданную тему, им не хватает человеческого тепла. Технологии не в состоянии собрать людей вместе, проявить настоящее сочувствие и создать атмосферу общности, без которой не может существовать ни один приход, будь то мечеть, церковь или синагога. Еще одна причина беспокойства священства — возможный соблазн для молодых служителей писать проповеди, прикладывая к работе минимум усилий. Ведь проповедь, по их мнению, — это кульминация воскресной службы и зачастую лучшая возможность для духовного лидера обратиться к пастве.
Глава исследовательского комитета по этике и технологиям в Южном Баптистском департаменте
Джейсон Такер отметил, что «некоторые молодые пасторы могут чрезмерно полагаться на подобные технологии и закрывать глаза на недостатки их работы. Многие священники перерабатывают, устают, страдают от тревожности. Легко представить, как один из таких священнослужителей подумает: "Я просто не в силах успеть все, что должен сделать", — и начнет выдавать проповеди ИИ за собственные».
О последствиях распространение ChatGPT рассуждает в интервью «Русской народной линии» кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
В Церкви проповедь не является единственным видом деятельности священника. Наше благовестие многогранно и многопланово. Пояснение и поучение – одно из направлений нашего служения Богу. У нас, православных, помимо Священного Писания есть Священное Предание. Поэтому Православная Церковь в этом отношении разительно отличается от протестантов, у которых кроме проповеди больше ничего и нет. Собственно, протестантские деноминации являются, скорее, клубами, где обсуждаются то, что написано в Библии, причем часто каждый проповедник на свой лад, как ему привиделось.
И, конечно, если задать ключевые темы и слова для проповеди, то искусственный интеллект составит текст в соответствии с правилами грамматики. И текст ИИ будет мало отличаться от проповеди протестантского пастыря, потому что там нет духовной глубины, нет благодати. В православном понимании Церковь – Богочеловеческий организм, который живёт Таинственной жизнью: Таинства Церкви являются основной для собрания верующих. Церковный народ рад послушать простого батюшку, который говорит от сердца серьёзные, мудрые, поучающие слова. Православные люди духом почуют фальшь проповеди не от Евангелия, а от ИИ! Поэтому нам не грозят всякие придумки ИИ.
Пастырь знает своих прихожан, их горести и радости. Он произносит проповеди, может быть, не совсем складно, порой не в формате классических литературных изысков, особенно в сельских храмах, но зато от сердца и от данной ему Богом благодати священства. Моисей и то говорил про себя, что косноязычен, однако за ним весь народ шел в землю Обетованную! А многие краснобаи ничего не достигли своим пустословием.
Батюшку прихожане любят, несмотря на то, что он может сказать что-то вопреки правилам грамматики. Помимо слов происходит невербальное взаимодействие между людьми, между прихожанами и священником. Поэтому мы не боимся внедрения искусственного интеллекта в богослужение ‒ Церковь эти попытки отвергнет!
Однако передоверять судейство или вождение машины искусственному интеллекту – опасно! Кто будет отвечать за судебные ошибки или нарушение правил дорожного движения в случае сбоя в программе ИИ? Удаленный оператор или программист? А может быть молния в небе сверкнула и программа ИИ уже пошла с нарушением? Может быть неожиданное воздействие – подземный толчок, электромагнитные импульсы или ещё что-нибудь. Тем паче, что ныне полно людей, способных перехватить и «перешить» программу. Поэтому игры с ИИ опасны! Я провозгласил бы принцип цивилизационной достаточности: не мы для машины, а машина для нас.
В этом смысле мы, граждане России, можем ставить для себя некие ограничения: давайте использовать возможности ИИ только в узкой области: на заводах или в военной сфере. Например, робот выполняет функции управления производством, военной техникой, особенно в зонах повышенной опасности. Надо использовать принцип цивилизационной достаточности и понимать, что мы живём на Земле для спасения души, а не для достижения здесь райского комфорта.
Мы живём, опираясь на кодекс нравственности, этических норм, духовно-нравственных ценностей. А технические новшества сегодня есть, а завтра может и не быть. И что? Мы окунёмся в беспросветное уныние и бросимся в пропасть? Нет! На этом жизнь не заканчивается. Наши бабушки и дедушки пережили в Великую Отечественную войну ‒ очень тяжелые времена, жили в очень скудных условиях, но даже в самые тяжелые времена умели радоваться и ценить жизнь. Лучше сосредоточиться на исправлении самой нашей жизни в соответствии с Заповедями Божьими, а не на том, чтобы расширять сферу применения искусственного интеллекта.
Я однажды говорил в интервью «Русской народной линии» о том, что духи злобы могут вмешаться в деятельность искусственного интеллекта. Какой дух поселится в искусственном интеллекте?
«Злой дух сделает всё, чтобы человечество было унижено и доведено до положения зомби. Зомби-человек будет принимать печать антихриста ради своего пропитания и на всё будет согласен. Искусственный интеллект может оказаться тем зверем, о котором говорится как о некоем предтече антихриста», - отмечал я в 2020 году.
Поэтому, может, следует в центрах управления ИИ служить молебны и окроплять святой водой, вознося молитву «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́…». В данном месте мне кажется, это было бы вполне уместно, чтобы враги Божии там никоем образом не свили бесовского гнезда. Будем следовать во всем наставлению апостола и евангелиста Иоанна: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин.4:1).
1. ИИ может КАЗАТЬСЯ разумным