Кто хоть раз встречал в своей жизни рассвет, тот знает, как первые мгновения чудесного видения покрывают забвением бессонные часы его ожидания.
Христос - рассвет мира, Им воссияла радость. Но прежде рассвета была ночь, прежде весны - зима. Главному нашему Православному празднику - Воскресению Христову - предшествует Великий пост. Время, когда мы стараемся увидеть и осознать свои грехи и свое падение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет пост бесценным даром Божиим. Ибо «с этого видения, - замечает преподобный Макарий Египетский, - и начинается все христианство».
Увидевший себя по шею в болоте греха соединяет свою молитву с одним-единственным воплем: «Господи, Иисусе Христе, спаси мя погибающего».
Только с того момента, когда человек видит свое падение, он начинает призывать на помощь Спасителя - Врача.
Истинный Врач предложил нам в качестве лекарства постоянный плач и шествие тернистым путем Евангельских заповедей. Заповеди Христа признают многие, даже атеисты их считают частью сокровищницы общечеловеческой морали. Но только здесь, в Православной Церкви, открывается их смысл. Каждая заповедь показывает человеку его болезнь, обнаруживает его неспособность сделать что-либо в совершенстве своими собственными силами. И тогда человек со смирением встречается со своим Спасителем, Господом Иисусом, который Сам исцеляет и направляет его.
Теперь становится понятным, почему мы призываем Иисуса Распятого на помощь. Внешний мир надеется получить помощь от какого-нибудь сверхмудрого реформатора. Писание именует его Антихристом. «Анти» - это значит «вместо» - вместо Христа. Увы, мы живем в мире, где понятия «греха», «страсти», «духовной смерти» считаются устаревшими. Наш мир просто не желает видеть и слышать о них. А это значит... миру не нужен... Спаситель. Точнее ему не нужен Спаситель Иисус Христос. А вот по спасителю от безработицы, войн, голода, болезней мир, конечно же, просто изнывает. И это настораживает. Настораживает то, что мир, уставший от социальных потрясений, уже готов принять подателя земного счастья, в своих обетованиях ни в чем не похожего на истинного и единственного Спасителя. Пути Христа и Антихриста ведут в разные стороны: один на крест, к распятию страстей и греховных побуждений, другой - к земному благополучию, самодовольству и покою. Эти два пути, говоря иначе,- путь покаяния и путь греха. Тяжело и горько идти первым, легко и приятно - вторым. Вот, оказывается, на чем зиждется наше нежелание и неумение видеть свою гибель без Бога. Мы порой меняем вечную радость на временные наслаждения. И тогда у нас на нашем ложном пути есть лишь один выход - возвращение, то есть покаяние и исповедание своих заблуждений.
О том, что перед человеком открываются только два пути: путь Креста и широкий путь, - свидетельствует и опыт подвижников Церкви. Еще пророк Моисей получил от Господа разъяснение: «Жизнь и смерть предложил тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19).
А вот как размышляет протоиерей Олег Стеняев о выборе пути: «Два пути - жизни и смерти - лежат перед каждым из нас и по сей день. Один - путь исполнения заповедей Христовых, путь праведности и благочестия, другой - путь греха и беззакония. Но какой из них выбирает человек, каким следует, к какому концу приходит? Что отвращает его от вечной и блаженной жизни и неудержимо влечет к вечной смерти? Соблазны, многочисленные соблазны, от которых всегда было "горе миру"» (Мф. 18:7).
Постоянное напоминание о том, что весь мир находится в прелести и заблуждениях, всегда было, есть и будет главным предметом церковной проповеди. Важно осознать, что сосуд нашей души разбит, и по кусочкам он разлетелся в разные стороны. Увы, лебедь ума устремляется ввысь, рак похоти пятится назад, а щука плоти ищет покоя в необъятных водах наслаждений. Наша телега так и стоит на месте. Лебедь, рак и щука никогда не договорятся между собой. Бессилен человек сам что-либо делать.
Увы, человек стремится лететь на другие планеты, но редко готов сойти в глубину своего сердца. Страсти так усыпляют совесть нашей души, что она уже не способна видеть ни Бога, ни себя, ни греха. Не Творец скрывается от души, а сама душа бежит от Творца, Он же всегда пребывает рядом с ней, стучась в ее закрытые двери. Но мало кто отворяет Ему двери своей души.
Если задаться вопросом: «Кто может радоваться воскресению Спасителя?» - у многих ответ вызовет удивление: погибающий. Кто объемлется радостью при виде спасательного круга в море - загорающий на пляже или утопающий в морской пучине? Ответ очевиден. Радоваться воскресению Спасителя может только понявший своё падение, увидевший свои грехи «как песок на берегу моря», по выражению преподобного Пимена Великого. Ликовать о его воскресении может только рыдающий о смерти своей души.
Нынешний Великий Пост - время покаяния. Настоящим христианином может быть тот человек, который долго и упорно борется с корнем греха, гнездящегося в его сердце. Нам необходимо очиститься, чтобы достойно встретить воскресшего Христа. Чтобы Он вселился в наши сердца и мы никогда не расставались с Ним.
Ожидаемое нами Торжество из Торжеств - Светлый Праздник Воскресения Христова - приносит особую радость, непохожую на ту, которую предлагает нам мир. В мире многие вещи и понятия подлежат рациональному осмыслению и объяснению, - Пасхальная же радость непостижима для неверующих людей. И как ни покажется странным, она, эта радость, будет приуготовляться великой печалью и плачем души.
Епископ Орский и Гайский Ириней