Народная музыка уже давно крайне редкий гость на российском телевидении. После трагической смерти в июле 2001 г. замечательного музыканта, гармониста, композитора, народного артиста России Геннадия Заволокина, создавшего на 1-ом канале ещё в 1986 г. по-настоящему народную телевизионную программу «Играй, гармонь любимая!», её значение и место постепенно снижали. Если в 2018 г. она всё-таки ещё звучала по субботам с 9.00 до 9.45 на том же 1-ом канале, то в 2020 г. ей оставили те же 45 минут, но по воскресеньям и с 6.55 до 7.40. Таким образом, задвинули аж на 6.55 утра в воскресенье, когда люди отсыпаются после трудовой недели. А совсем недавно расщедрились и передвинули начало на пять минут позже – на 7.00 и до 7.45, оставив при тех же 45 минутах. Впрочем, боюсь, что, если бы не преданность миссии и делу Заволокина-отца его дочери Анастасии и сына Захара, передача могла бы вообще исчезнуть. А ведь это совершенно уникальный раскрепощенный импровизационный концерт людей, влюблённых в Россию, в свои малые родины, в знакомую с детства музыку, мелодии, ритмы, сюжеты и слова песен. Гармонь воистину всероссийский, всенародный инструмент, на нём играют, под него поют и пляшут не только русские, но и татары, кавказцы, горные алтайцы, белорусы и многие другие, причём не только люди провинции, но и москвичи с петербуржцами, в общем всей громадной России. А вокруг гармонистов, баянистов собираются люди с балалайками, домрами, гитарами, губными гармошками, дудочками, всевозможными ударными инструментами. А ноги всё время просятся в пляс. Русский народный ансамбль Геннадия Заволокина недаром назвался «Частушка», действительно «частушка-веселушка». Он и сейчас есть. И музыканты поют и приплясывают. И вокруг гармонистов народ «от мала до велика», буквально от двух-трёх до 85 и более лет, поёт и пляшет. И насколько же всё это естественно, доброжелательно, здОрово и здорОво, «по-народному и сообща». Воистину, здесь правит дух общинности, соборности, социальной справедливости!
В воскресенье 29 января 2023 г., когда в 7 ч. утра началась и 45 минут длилась передача «Играй, гармонь любимая!», в 19 ч. начался седьмой сезон программы «Три аккорда», которая построена как конкурс: девять исполнителей и четыре члена жюри. И один раз в неделю все девять участников поют свои песни и получают оценки в баллах от членов жюри. В этот раз судьями оказались: энциклопедист в сфере авторской и бардовской, блатной и тюремной лирики и сам незаурядный автор-исполнитель, поэт, а также предприниматель и благотворитель, награжденный высшей наградой РПЦ, Александр Новиков; в молодости автор блатного жанра, впоследствии врач, бизнесмен, бард, народный артист РФ, экс-депутат Госдумы, орденоносец Александр Розенбаум; музыкант, бард, заслуженный артист РФ, кавалер ордена «За заслуги перед отечеством» Сергей Трофимов и известная поп-певица в жанре шансона, жительница США и России Любовь Успенская. Ведет передачу большой весельчак, известный киноартист и шоумен Максим Аверин. Почему-то эту передачу часто называют «Русским шансоном». Я достаточно раз смотрел её, чтобы усомниться в таком названии. Гораздо более подходят названия «Блатной шансон» или «Одесский шансон». Репертуар здесь весьма специфический: «Гоп-стоп», «Курю, мама», «Рюмка водки на столе», «Мамы, прячьте девок», «Фраер», «Мурка», «Лимончики» (то есть миллиончики) и т. п.
В воскресенье 29 января общий характер концерта также тяготел к криминально-нэповскому духу: Валерий Ярёменко изображал лихого карманника, Наталья Самбурская так умело разбиралась с фраером-«мусорком», что впечатлённая Любовь Успенская посоветовала ей с подобным репертуаром посещать места заключения, где она будет иметь успех. Умненькая Екатерина Гусева страдала из-за предателя-возлюбленного, который соблазнился цековскими пайками и благами своего негодяя тестя худших советских времён (песня Александра Галича «Тонечка»). А мне думается, лучше было бы пройтись по современным тестям – чиновникам и олигархам. Александр Олешко, почему-то с причёской, усиками и костюмом американской кинозвезды 1920-х в роли шикарного авантюриста, спел «Крутится-вертится шар голубой». Виктория Дайнеко в наряде девушки с «пониженной социальной ответственностью» (недаром Александр Новиков вспомнил про улицу красных фонарей) воплощала как будто неодушевленный персонаж «Дусю – агрегат»… Но самым шокирующим номером программы оказалось заключительное появление народной артистки РФ Ларисы Долиной, которая в мужском костюме в широкую светлосерую и черную полоску (кстати, несмотря на элегантность, тем не менее, напоминавшем полосатую одежду заключенных) и в шляпе вдруг запела: «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла… Гоп-стоп, теперь расплачиваться поздно. Посмотри на звезды, посмотри на небо, посмотри на это море – видишь это всё в последний раз… Мир блатной совсем забыла, и «перо» за это получай!.. Ну-ка позовите Герца, он прочтет ей модный, очень популярный в нашей синагоге отходняк… Гоп-стоп, у нас пощады не проси. В общем, не тяни резину, я прощаю всё. Кончай её, Семён!... Я сказал: Кончай её Семён!».
Между прочем, в какой-то из прежних сезонов «Трёх аккордов» Гоп-стоп исполнял сам его автор Александр Розенбаум. Он исполнял его с ироническим перебором, даже ножик вынимал и произносил: Сэмен. А Лариса Долина хладнокровно отдаёт приказ, но отдаёт его два раза подряд и произнося имя палача по-русски: Семён. Оценивая её исполнение, все члены жюри поставили ей высшую оценку – «туза», рассыпаясь в похвалах и с откровенной неизбежностью. Только А. Новиков отметил, что данная песня всё же мужская, и сказал: «Никогда больше эту песню не пойте!». И тут же получил заученный горделивый ответ: «Мне никто не имеет права приказывать!» «Я даю совет» – пояснил Новиков и ради первого выступления Долиной в этой программе всё-таки поставил ей высшую оценку в виде туза. Зря, гордыня, как известно, главный грех! Должен сказать, что в «Трёх аккордах», как и в прочих российских конкурсах в сфере музыки (в том же «Голосе») нет никаких внятных критериев выносимых судьями оценок. И, кстати, именно Александр Новиков в своё время справедливо осуждал клановость и кумовство в шоу-бизнесе. И именно он чаще всех пытается обосновывать свои оценки. Однако, пока «мне понравилось» или «не понравилось» – единственный критерий оценок у наших членов жюри. В данной передаче всё закончилось совместным исполнением «Гоп-стоп» дуэтом А.Розенбаум и Л. Долина в джазовой манере. Я смотрел и думал: а ведь это два народных артиста России, имеющие весомые государственные ордена и премии, члены правящей партии «Единая Россия», входящие во всякие государственные и общественные комитеты, палаты и комиссии, причём в солидном возрасте мудрости. Может, уже не стоит петь блатные шлягеры. Вот читаю в интервью Л.А. Долиной: «Песни выбираю по зову сердца, но красивая мелодия и хорошие стихи должны быть обязательно. Я очень требовательно подхожу к репертуару!» (Панорама ТВ. Петербург. 2023. №1. Стр. 10).
Программа «Три аккорда» длится 2 часа (19.00-21.00), а программа «Играй, гармонь любимая» – 45 минут (7.00-7.45). Они выходят в воскресенье. Если поменять их местами, пользы для русской культуры, для национальной идентичности и духовно-нравственного оздоровления и развития нашего народа будет, несомненно, больше. Так сказал мой приятель, прочитав мою статью.
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, действительный член Петровской академии наук и искусств
4.
3.
2.
1.