Вчера отмечался Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Накануне в ТАСС прошла конференция, посвящённая борьбе с матерной бранью. Заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В.Ломоносова Владимир Славкин считает, что законодательный запрет употребления нецензурной лексики не будет иметь успеха, поскольку возникнут сложности с юридическим оформлением этой меры, сообщает ТАСС.
«Надо отметить, что попытки запретить [мат] законодательным образом успеха иметь не будут. Если Госдума издаст закон о запрете использования нецензурной лексики, то, по логике законодателя, нужно в тексте этого закона перечислить все слова и их производные, которые недопустимы в употреблении», - сказал Владимир Славкин.
По его мнению, гораздо уместнее бороться со сниженной лексикой в публичном пространстве, не допуская ее появления в литературе, театре и на телевидении. «Бороться с этим нужно в публичном пространстве, чтобы нецензурная лексика, сквернословие не попадали в эфир, радио, телевизионный, на сцены театров. И в литературе эти слова допустимы, только если они обслуживают некий художественный замысел. Здесь нужно различать широкую литературу на весь народ и дружеские стихотворные послания, в которых Александр Сергеевич (и не только) употребляли сниженную лексику», - отметил преподаватель.
Его коллега, заведующий кафедрой русского языка РГГУ Игорь Шаронов, отметил необходимость борьбы с употреблением мата и в образовательной среде, назвав такую лексику «туалетной». Однако не нужно для этих целей создавать специальные образовательные курсы, считает он.
«Что касается школы, да и университета - должны быть какие-то разговоры о том, что это действительно лексика, которая снижает представление о мире, которая "плохо пахнет", немодная. Такое массовое не запретное, а именно пренебрежительно-негативное отношение к этой лексике со стороны старшего поколения, именно воспитателей, именно преподавателей. Делать это на уровне учебных планов - "давайте посвятим спецкурс тому, что мат - это плохо" - мне кажется, что это не сработает», - сказал Шаронов.
О душепагубности мата рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» директор Мемориального Музея-Квартиры св. прав. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Я не питаю никаких иллюзий о том, что можно победить нецензурную лексику. К сожалению, мат был, есть и будет. Вспоминаются слова из советского кинофильма «Невероятные приключения итальянцев в России» «мафия бессмертна». Тоже можно сказать и о мате. Он мне напоминает какой-то словесный вирус, который неотступно преследует человечество всю его историю.
Но это не означает, что мы должны смириться и признать его право на существование. Нужно бороться с матерной бранью так же, как мы боремся с любым грехом, невзирая на его полную неискоренимость, боремся и иногда побеждаем его в себе.
Мат, несмотря на всю его смысловую грубость, является одним из самых утончённых проявлений греха в человеческом социуме, прежде всего, своей не материальностью. Мат — это слово, а слово — форма нашего мышления и сознания. Именно в этом сложность борьбы с матом. Он не оставляет отпечатков пальцев. Борьба с матом – это, прежде всего, внутренняя невидимая брань.
Но чтобы бороться, нужно знать врага. Откуда же происходит этот феномен?
«Обсценная или ненормативная лексика», «нецензурная брань» – это термины, лишь внешне описывающие это явление по отношению к литературному языку. Более точно его определяет краткое народное словцо – «мат», которое происходит от слова «мать». Мат покушается на самое главное и самое святое, что есть у человека. Мать для нас это и родная мать, и Родина-Мать, и Божия Мать.
Сущность мата в оскорблении природы и образа человека. Ни в одном ином грехе так не оскорбляется образ Божий в человеке, как в мате.
Существуют разные теории происхождения и существования мата. Кажется очевидным, что у подростков – это социализация, попытка искусственного взросления, у взрослых – психологическое самоутверждение и самореабилитация. Но это поверхностные объяснения.
А как объяснить, когда в падающем самолете в последние мгновенья жизни пилоты, осознав неизбежность гибели, в отчаянье начинают изо всех сил материться, как, может быть, никогда в жизни не матерились. Об этом свидетельствуют расшифровки черных ящиков, которые невозможно публиковать без запикиваний или звездочек в тексте.
Мне представляется более глубокой версия, которую высказывают лингвисты, о языческом происхождении мата. Язычество основано на культе рода. В язычестве сакрализируются детородные органы, которые является предметом культа. К этой древней религиозной основе восходит весь мат. Для контакта с нечистой силой нужны были нечистые слова. Но мат не является простым набором слов для обозначения гениталий. Для этого существуют вполне приемлемые научные термины. Мат именно призывает к определенным действиям т.с. сексуального характера. Это своего рода инструкция, причем в повелительном наклонении. Именно эта семантика мата восходит к древней языческой магии. Матерные слова — это рудименты древних языческих заговоров, обрывки ритуальных текстов, направленных на возбуждение с одной стороны мужской силы, с другой стороны на наведение порчи и гибели на врагов. Именно поэтому мат имеет ярко выраженный антиматеринский характер. В язычестве оскорбить или убить врага — значит оскорбить или убить его род, его мать. В этом смысле, весьма знаменательно название мата бранью. Это весьма враждебная лексика, к которой часто и прибегают во время ссор. Этим также объясняет популярность мата на войне.
Мат — магическая лексика, оскверняющая образа человека, поэтому это мистический грех. Святые отцы учат, что «сквернословие — это яд убивающий душу» (сви.Тихон Задонский). Невозможно не согласиться с тем, что мат – сатанинское явление, по сути это молитва бесам, призывание сатаны. Дьявол желает, чтобы мы посылали друг друга подальше, проклинали друг друга, оскверняли образы своих матерей. Любой человек, умышленно или по привычке употребляющий матерные слова, должен задуматься, кому он служит и к чему призывает. Если представить в реальности все пожелания, содержащиеся в мате, то получится страшная картина ада.
Ад начинается с мата на Земле. Мат – эхо ада на Земле. Матерщинник овладел лексикой преисподней, этим потусторонним нечеловеческим языком. Почему люди его используют? По той же причине, что и грешат, слушая внушения лукавого, озвучивают его голос.
Но мы должны помнить, что уста у человека одни, и они не могут и материться и молиться одновременно. Молитва и мат — несовместимы. Лучший способ отучить человека от молитвы – научить его материться. Матерщинник не может выговорить священные Имена Бога, не может обратиться к Нему, ибо его уста осквернены матом. Этим объясняется последняя брань гибнущих пилотов. В последний момент жизни их уста не смогли призвать Имя Божие. Хотя известны и другие противоположные случаи, когда летчики призывали Имя Божие и самолеты чудесно выходили из пике.
К сожалению, в наше время ненормативная лексика стала практически нормативной. Особенно горько оттого, что она массово распространилась в молодежной среде, где выполняет функцию своего рода сленга для общения. Чаты забиты матом. Матерщина стала секретом успеха на эстраде. Некоторые певцы на мате сделали себе имя. Появились разного рода уловки, чтобы нецензурные песни обошли официальную цензуру на телевидении: просто создается клон песни, где вместо мата звучит какой-нибудь эвфемизм. А потом такой горе-певец возседает на Первом канале в конкурсе «Голос» и учит детей, как надо петь и как надо жить. Такие картинки обнуляют всю нашу школьную педагогику.
Проблема в том, что общество привыкло к повсеместному мату и довольно толерантно реагирует на его употребление. Вспоминаю забавный случай. Когда два года назад я упал с высокой лестницы у храма, приехала скорая, и медсестра, желая мне как-то помочь и облегчить боль, несколько раз повторяла: «Да вы выругайтесь, батюшка, поматеритесь, вам станет легче...» Она была удивлена, что в этой ситуации как раз наоборот нужно молиться и призывать Имя Божие. Как говорится, и смех, и грех.
Нужно ли запретить нецензурную брань на законодательном уровне? Безусловно, необходимы самые решительные законодательные акты, запрещающие мат в общественном пространстве. Здесь нужно отметить социальное бытование мата. Не видел, чтобы кто-то матерился наедине с самим собой. У государства есть два метода воздействия на граждан: кнут и пряник. Пряником здесь не поможешь. Остается только строгий запрет с чувствительным штрафом. Нужно наложить вето на публичное употребление матерной брани!
Если у нас в стране нельзя оскорблять военнослужащих, то почему позволительно безнаказанно оскорблять образ Божий в человеке?! Поэтому я бы ввёл серьезные санкции за мат в публичном пространстве. Если материшься, то вот тебе повестка – ты иноагент ада. Как говорится, «мат не наш формат!»
Нужно ли говорить, что наш великий русский язык настолько богат, что не нуждается в дьявольских подсказках. Если человек желает экспрессивно выразить свои чувства и мысли, это можно сделать вполне виртуозно на языке Владимира Даля, Александра Пушкина и Фёдора Достоевского.
Борьба с матом — борьба за наш родной язык. Она вписывает в стратегические задачи нашего времени. Поэтому в заключение хочу вспомнить актуальное сегодня стихотворение Анна Ахматовой:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
2.
1. Духовное разложение подпитывается матерщиной.