1 октября 2022 года исполнилось 110 лет со дня рождения великого русского ученого Льва Николаевича Гумилёва (1912–1992). Годовщина прошла весьма скромно. Заметим, что 100-летний юбилей отмечался довольно широко. В столицах и ряде городов России тогда состоялись конференции, круглые столы, семинары. И все это – после замалчивания теории Гумилёва в советское время, поливания грязью в 1990-е годы и извращения в последующий период. (См. статью «За что критикуют Льва Гумилёва» на дзен-канале «Вход в будущее», февр. 2022 г.)
Сегодня мы можем сделать несколько выводов, касающихся наследия Льва Николаевича.
Вывод первый: учение Гумилёва востребовано! Несмотря на критику «либералов» и прочих недоброжелателей, пассионарная теория этногенеза уже давно живёт своей жизнью, и находит сторонников среди думающих людей.
Вывод второй. В связи с образованием Евразийского экономического союза про Гумилёва вспомнили не только «наверху» (как это было в 2012 г.). Сегодня многие люди обращаются к его наследию в поиске ответа на вопросы: Каково будущее Российской цивилизации? Что такое – Русский мир (по Гумилёву – Российский суперэтнос и его ближайшие союзники)? Как наладить евразийскую интеграцию на постсоветском пространстве и избежать при этом межнациональных конфликтов? И, наконец, что делать с нарастающей бесконтрольной миграцией в Россию?
Ответы на все эти важнейшие вопросы дает нам пассионарная теория этногенеза Льва Гумилёва! Среди них такой: «Для народов Евразии (Северной Евразии – от Черного моря до Тихого океана. – Авт.) объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения. Дезинтеграция лишала силы, сопротивляемости; разъединение в условиях Евразии значило поставить себя в зависимость от соседей, далеко не всегда бескорыстных и милостивых» (то есть, «соседей» по ту сторону естественных границ: Европой, радикальным исламом и Китаем). До прихода русских, все евразийские военные империи – хуннов, тюрок, монголов – с Китаем жестоко враждовали и подружиться никак не могли (с III в. до н.э.). Слишком разными были эти цивилизации. Россия с XVIII века является правопреемницей древних кочевых империй на территории Сев. Евразии. Она продолжает тот же стратегический (геополитический) курс, который нынешний тактический союз с Китаем отменить не может. Китай – это следующий после Запада вызов для России.
Поэтому, говорил ученый, надо искать не врагов – их и так много, а надо искать друзей, это самая главная ценность в жизни. Или такой ответ: если нарушен суперэтнический закон «В мире, но порознь» (т.е. пройден критический миграционный порог в 15-20 %), то при благоприятных условиях «межнациональные конфликты происходят так же естественно, как… возникновение при вольтовой дуге искры». (См. ст. «Насколько у русских хватит терпения оставаться добрыми», на дзен-канале «Вход в будущее», окт. 2022 г.)
Вывод третий. С каждым годом становится все более востребованным учение Гумилёва об антисистеме (раковой опухоли, которая пожирает этнос-жертву изнутри). На эту тему пишутся статьи, издаются книги. Например, Изборский клуб недавно издал книгу о глобальной антисистеме («глобальных элитах» и пр.) Что же касается «либеральной» антисистемы внутри России («пятой колонны»), то на сегодня – это главный вопрос, требующий оперативного решения!
Гумилёв писал об этой страшной напасти: «Антисистема вытягивает пассионарность из этноса как вурдалак, ее цель – не созидание, а… аннигиляция (т.е. полный распад. – Авт.)». Особенность антисистемы в том, что она автоматически исключается из природного саморазвития, т.е. этногенеза, поэтому возраста не имеет. Это не пластичная, как этнос, а жёсткая, противоестественная система. Нежить.
Учёный пришел к выводу, что антисистемы являются порождением этнических химер, которые складываются в результате длительного смешения несовместимых этносов (на уровне архетипов – наследственной памяти), что приводит к появлению у людей негативного мироощущения (термин Гумилёва). Яркий пример торжества коллективной антисистемы – Украина, которая сегодня пожирается драконом с тремя головами: «либеральной» (космополитической), нацистской и псевдорелигиозной. (Об антисистеме см. в моей кн. в конце гл. «Фаза надлома», Комментарий 1. Или на дзен-канале две статьи в февр. 2022 г.)
Заслуга Гумилёва в том, что он не просто описал антисистемы, а дал метод, который помогает нам осмыслить это опасное явление во всей его сложности и глубине! Как на планетарном, так и на местном уровне, будь то наднациональные структуры («Фининтерн»), или какая-нибудь небольшая секта типа «бога Кузи». Учёный даже свою главную работу «Этногенез и биосфера Земли», где сформулирована его знаменитая пассионарная теория, посвятил «великому делу охраны природной среды от антисистем». (Об этом см. в книгах: «Этногенез и биосфера Земли» (об антисистеме – часть девятая: Этногенез и культура); «Конец и вновь начало» (об антисистеме – глава шестая: «Антисистемы в этногенезе»); «Этносфера. История людей и история природы» (об антисистеме – часть II: «Антисистемы в этногенезе»; «Древняя Русь и Великая степь» (об этнической химере – части первая и втора; «Тысячелетие вокруг Каспия» (глава первая, п. 10 и глава восьмая – о химере); «Струна истории» (об антисистеме – лекция 15).)
Красноречивый факт. Когда в 1989 году была отпечатана фундаментальная книга Гумилёва «Древняя Русь и Великая степь», где он вскрыл механизм этнических химер на примере Хазарского каганата и показал антисистемы древности, кто-то «на корню» скупил весь тираж (50 тыс!) и вывез на грузовиках в неизвестном направлении. Книги исчезли без следа. Понадобилось вмешательство Анатолия Лукьянова (который проявил интерес к теории этногенеза), чтобы напечатать новый тираж.
Вывод четвертый. Полностью подтвердилось предостережение Гумилёва (в конце 1980-х) об опасности сближения с Западом, о том, что Россия ему нужна только как колония и никак иначе. Чего, заметим, наши «элиты», да и не только «элиты», устремившиеся в Европейский дом, в упор не хотели видеть до 24 февраля 2022 года! Учёный говорил по этому поводу: «Я не хочу быть у немцев на галерах! Это уже было у нас не единожды». А насчет исторических контактов с Европой Гумилёв писал: «Для всех неромано-германских народов (неевропейских – Авт.) практика европеизации вредна, как переливание крови несовместимых групп».
Вывод пятый. На наших глазах подтверждается антиглобалистский тезис Гумилёва, который научно доказал, что слияние наций, – о чём раньше говорили троцкисты, а сегодня говорят глобалисты, – это сущая нелепость: «…если все люди сольются, и станут одинаковыми, то тогда и никакого движения, никакого развития культуры, и просто жизни не будет. Будет медленное угасание, и хорошо, если медленное». Ибо по железному закону больших систем только сложная (планетарная) система является жизнеспособной.
Здесь важно подчеркнуть, что пассионарная теория этногенеза – это больше чем просто теория. Она дает выход на политику, геополитику, идеологию. Именно поэтому концепция Гумилёва вызывала и продолжает вызывать яростную реакцию тех темных сил (глобальной антисистемы), которые рвутся к мировой власти. И нам кажется, что совсем не случайно любимый ученик Гумилёва Константин Иванов в 1992 году был убит ударом ножа в шею у дверей собственной квартиры. Произошло это через полгода после смерти учителя. В 2000 году возле своего дома, при загадочных обстоятельствах, был убит близкий друг и последователь Гумилева писатель Дмитрий Балашов. В 2006 году в молодом возрасте неожиданно скончался один из самых талантливых и инициативных учеников Гумилёва – Владимир Мичурин.
Вывод шестой, рабочий. Несмотря на популярность учения Гумилёва, настоящих специалистов по теории этногенеза в современной науке еще недостаточно. Концепция Гумилёва уже не поливается грязью, как это было в 90-х гг., но, зачастую, интерпретируется не совсем верно. А иногда совсем неверно. (Мы здесь не говорим о попытках сознательного извращения идей Гумилёва, и объявления его теории «ненаучной», которые не прекращаются с 90-х гг. На эту тему так же пишутся статьи, издаются книги, делаются ролики.)
Например, на одном из круглых столов к 100-летию Гумилёва, показанном по телеканалу «Культура» прозвучала мысль, что сегодня нам надо «повысить нашу пассионарность». Что, заметим, в принципе невозможно, как невозможно сорокалетнему человеку лет вернуться в свою юность. А следом было сказано, и не кем-нибудь, а известным философом, что вот де Гумилёв обещал нам в конце 1980-х «Золотую осень» (стабильную фазу инерции), а она все не наступает. Да, Гумилёв, действительно, «обещал», но потом – изменил мнение (переходный период).
Помимо того, в научной среде до сих пор можно услышать и такое суждение: в России уже наступила фаза упадка (обскурации), и надежды на возрождение нет никакой. Но это уже очевидная ошибка, так, как согласно теории этногенеза пассионарность Российского суперэтноса – средняя, и впереди у нас еще две фазы этногенеза (400-500 лет, без поправки на глобализацию). Собственно в этом и заключается главный прогноз ученого – о выходе России из болезненной фазы надлома и ее грядущем возрождении, которое, заметим, после 24 февраля 2022 г. становится уже очевидным.
Следует отметить, что в недопонимании пассионарной теории нет ничего удивительного. Во-первых, Лев Гумилёв, как это бывает с большими учёными, опередил свое время! Концептуально опередил. Сегодня в головах многих людей наблюдается естественная инерция формационного и либерал-прогрессистского подхода к истории! Во-вторых, учение Гумилёва столь огромно, разносторонне и оригинально, что сразу его усвоить, и разложить по мозговым полочкам просто невозможно. Поэтому Гумилёва надо не просто «просматривать». Его надо читать, потом, перечитывать, затем, откладывать, и вновь читать. И в первую очередь – его теоретические книги: «Этногенез и биосфера Земли», «Конец и вновь начало», «Струна истории» и «Тысячелетие вокруг Каспия» (в трех последних теория и история). Всего ученый написал 12 книг.
Таким образом, пассионарная теория этногенеза находится в начале своего научного пути и еще ждёт своих исследователей и продолжателей. У нас нет никакого сомнения, что они придут! Откуда такая уверенность? – Оттуда, что зная теорию Гумилёва, мы можем смело констатировать: на данном историческом отрезке время работает на нас, на Русский мир. Сегодня мы – в начале нового созидательного периода русской истории, да и мировой тоже! Ну, а «либералы» – в конце. Чтобы там не говорили разные скептики и всепропальщики, не знакомые с пассионарной теорией этногенеза.
Пожелаем думающим людям успехов в освоении ценнейшего наследия великого учёного-патриота Льва Гумилёва, о котором можно смело сказать: на таких людях держится не только наука, земля русская держится!
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, педагог, Красноярск
39.
38. Обобщение.
37. Ответ на 36, Потомок подданных Императора Николая II: Само собой разумеется.
36. Ответ на 35, С. Югов:
35.
34. Ответ на 30, иерей Илья Мотыка:
Между политэкономией марксизма и абстракциями евразийства выбираю первое. Но диалектический материализм, для христианина не приемлем. Т.к. христианство персоналистический теизм. Давайте проговорим вслух: евразийство - навязанная белоэмигрантами идеология. Те, кто говорит о навязанном Западом марксизме, должны говорить и о фактическом западном происхождении евразийства - как по месту его рождения, так и по духу интересантов евразийства. Настоящая неубиваемая суть евразийства - замаскированная идеологическая борьба с советской властью, с СССР. Поскольку актуальна для Запада борьба с возможным возрождением советского проекта, постольку актуальна для Запада конструкция евразийства, как молниеотвода, обеспечивающего Западу безопасность от всего советского. И совершенно неслучайно, что зрительные символы евразийства обильно напитаны символикой фашистской - вплоть до "чёрного солнца".
33. Ответ на 30, иерей Илья Мотыка:
Между политэкономией марксизма и абстракциями евразийства выбираю первое. Но диалектический материализм, для христианина не приемлем. Т.к. христианство персоналистический теизм. В марксизме много лапши,для придания ему объективности, и конечно, христианство не приемлет материализм и атеизм, но кроме этого в марксизме есть главное -это вражда против Бога и против христианской цивилизации и создание нового человека, обладаемого духом антихриста, отсюда религия -это опиум для народа, отсюда кипит их разум возмущённый. Маркс и Энгельс пишут весьма недвусмысленно:"как для производства коммунистического сознания в массовом масштабе так и для успеха в достижении самой цели необходимо массовое изменение людей ,изменение, которое произойдёт в практическом действии, в революции. Революция нужна не только потому, что нельзя свергнуть правящий класс каким то иным способом, но ещё и потому, что тот класс который будет его свергать, может сделать это только в революции, избавившись от всего навоза веков и подготовившись к тому, чтобы заново основать общество." Вместо покаяния предлагается революция, вместо смирения -гордыня, вместо смиренномудрия и кротости -гнев и массовое убийство.
32.
Это не всегда хорошо. Недаром существуют глубокие и проверенные временем толкования Св. Отцрв. На них лучше всего и опираться.
31. Ответ на 24, иерей Илья Мотыка:
Иерей, в чем ты видишь превосдство марксизма? В том, что первонально создал, а потом развалил СССР? Очень убедительно. Марксизм это социально-экономическая теория. Сама по себе она мирно лежит на полке. Важно кто и как использует ее на практике. СССР построила и разрушила коммунистическая партия. Причем русская, доморощенная. Немецкие социал-демократы не ответственны за русскую практику. Интерпретация это вещь помощнее "Фауста" Гёте.Советские лидеры не несут ответственности за азиатские и латиноамериканские выверты марксизма. Синтез марксизма и шаманизма дает неожиданные результаты.
30. Ответ на 27, Vladislav:
Между политэкономией марксизма и абстракциями евразийства выбираю первое. Но диалектический материализм, для христианина не приемлем. Т.к. христианство персоналистический теизм.