«Не дать погаснуть лампаде древнего благочестия»

О деятельности нашей общины в одной из губерний центральной части России по сохранению деревень, где были старообрядные (единоверческие) храмы

Бывший СССР  Проблемы церковной жизни 
0
471
Время на чтение 11 минут
Фото: предоставлено автором

Хочу рассказать о деятельности нашей общины в одной из губерний центральной части России по сохранению очагов древнего благочестия. Имеются в виду те деревни, где до октябрьского переворота были старообрядные (единоверческие) храмы. В «Московском Церковном вестнике» в начале 2000-х годов вышла статья, в которой перечислялись те населенные пункты, где имелись такие храмы. Было очень интересно узнать, а что осталось от этих храмов, жив ли еще кто в этих деревнях, молится ли по старому чину, сохраняя двуперстие?

На будущий год в августе месяце исполнится 20 лет со времени нашего первого приезда на N-скую землю. Члены нашей общины совершили более полусотни поездок на эту землю. Обычно наши прихожане приезжали сюда на престольные праздники: на праздник Казанской иконы Божией матери, на Николу, на Рождество, на Пасху. Первой деревней, в которую мы приехали, была деревня И. До 1917-го года здесь было более 500 домов, сейчас осталось только 12. Часть деревни – староверы (их потомки – безпоповцы), другая часть – единоверцы («мирские»). И единоверческая церковь и старообрядческая были разрушены еще до войны. Слово «единоверие» здесь незнаемо, староверы здесь имели свою моленную, которая действовала до конца 50-х годов. Настоятелем ее был Григорий Пименович. У его могилы и могил его родственников я совершил молебен св.мч. Уару, к которому мы обращаемся за молитвенной помощью не о членах нашей Церкви. Приехали мы сюда, как уже было сказано, 20 лет назад, 20 июля 2002 года, под праздник Казанской иконы Божией Матери – престольный праздник в деревне. Тогда здесь еще работал магазин, у которого стайка пожилых женщин ожидала приезда машины с продуктами. Мы им объявили, что через час на месте разрушенного храма будет совершаться молебен Богородице. Естественно, мы совершали его по старому обряду. После молебна высокий пожилой мужчина с большой окладистой бородой, по виду типичный старообрядец, сконфуженно сказал: «Как-то вы не так молитесь». Больше он ни разу с нами не молился. Жил он в большом добротном доме, у него было образцовое хозяйство. Были ульи с пчелами. Часто из окон его дома слышалось пение духовных стихов с аудиокассет и громкое чтение молитв. Он был неоднократно женат. Семейная жизнь, однако, не удалась из-за его жесткого характера. По его словам, ему часто снятся сны о конце света; к нему неоднократно приходила Богородица, что вызвало у нас подозрение о нахождении его в прелести. Старостой деревни тогда была, ныне уже покойная, раба Божия Нина. Жила она вместе со своей сестрой-инвалидом. Поскольку она была крещена безпоповским наставником, то над ней я совершил чин присоединения к Православной Церкви и довершил ее крещение всеми теми молитвами и священнодействиями, которые положено совершать в Таинстве крещения. К сожалению, Нина страдала пристрастием к алкоголю. Как-то после бани они с подругой хорошенько выпили, и по дороге домой Нина упала и сломала шейку бедра. Долго лежала на морозе, сильно при этом переохладившись. Поразительно, что и находясь на одре болезни, она не переставала злоупотреблять спиртным. Скончалась она в больнице. Напротив Нины жила Римма. Она тоже была из безпоповцев, и над ней я тоже совершал чин присоединения к Православной Церкви и довершение крещения. Дома Нины и Риммы и еще нескольких жителей деревни были мной освящены. Римма ненамного пережила Нину. Она сильно заболела, прошла химиотерапию и, недолго прожив после этого, умерла. Большим событием в жизни деревни была установка поклонного креста на месте разрушенного храма. У этого креста в летнее время многократно, а в зимнее эпизодически, мы совершали наши моления. И еще большим событием была передача руководством сельского округа заброшенного домика, в котором была устроена моленная. Было очень отрадно для души, когда после многих десятилетий эта заброшенная деревня вновь стала оглашаться колокольным звоном. Сердце ликовало при подходе к моленной, в окнах которой мерцало множество лампад. Ежегодно приезжая сюда, в этой моленной я совершал суточный круг богослужений, исповедь и причастие. На сегодня общинка моленной насчитывает семь человек. Возглавляет ее раба Божия Александра – она же на сегодня и староста деревни. Александра венчалась со своим мужем Виктором в больничном храме, приписанном в то время к нашему Берсеневскому храму. В их большом доме мы останавливались чаще всего. Во главу угла Александра ставит молитву. По субботам, по воскресениям, по большим праздникам она вычитывает молитвы и каноны. Молится об усопших в деревне. Их семья была ведущей в деревне, на них все смотрели. Вместе с Виктором Яковлевичем они помогали, чем могли. К Александре все приходят за советом. Радостно, что есть такие люди. И поэтому деревня преображается. Александра – типаж русской женщины, добрая энергичная. Ее муж (несколько лет назад он умер) был очень живым человеком, много трудился по устройству дома, на огороде. В доме – как в городской квартире: вода проведена, все удобства есть. Стараниями Александры и ее мужа Виктора Яковлевича водопровод в деревне раньше работал 1-2 раза в неделю, а сейчас круглосуточно. Проведено электричество, телефонная связь. Александре очень хотелось бы, чтобы старообрядцы вошли в общину и молились вместе, а не отдельно. Посещая эту деревню, мы испытывали и радости, и скорби. Радости от тех позитивных подвижек, которые произошли. Скорби – от того, что сделать не удалось. По-прежнему в деревне процветает пьянство, в некоторых домах продают паленую водку. Умерла раба Божия Александра, которая так и не стала моим духовным чадом. До конца своих дней она торговала некачественным спиртным, оправдывая себя тем, что надо же чем-то жить. В деревне осталась только одна безпоповка – Клавдия. Во время одной из поездок мы приходили к ней домой и беседовали о присоединении к Православной Церкви. Та сначала колебалась, но после слов, что иначе батюшка не будет отпевать, она согласилась. Когда же я пришел в условленное время, дверь никто не открыл. Грубый мужской голос послал нас, «богомолов», куда подальше. Так мы и ушли ни с чем. Несмотря на это огорчение, уехали мы из деревни радостные. Потому что многое удалось сделать. В моленной причащалось восемь человек, и еще двоих – Геннадия Васильевича и Нину Ивановну я причастил на дому. Геннадий Васильевич уже был мною присоединен из безпоповцев, а накануне первого его причастия, я совершил над ним довершение крещения. Всю жизнь он проработал на железной дороге, был награжден многими грамотами. В последние годы супругов подкосила смерть их сына, которому не было и сорока лет, нашли мертвым на улице – умер от опьянения. Приезжая в И., я с большим удовольствием прогуливался по окрестным полям и лесам. В последнее время ситуация в деревне существенно изменилась. Несколько москвичей приобрели здесь дома. Поселилось несколько человек, бежавших в глухомань от грядущего антихриста.

Хотелось бы сказать о монахине Любови. Она приезжала на Берсеневку, хотела стать духовной сестрой и принять духовничество, а потом начались какие-то искушения. Ей показалось, что батюшка молод, а она в возрасте, как она с ним будет решать свои вопросы. Нашла себе старше священника. Пару лет тому назад она обратилась ко мне с вопросом: где можно поселиться подальше от цивилизации. Я посоветовал деревню И. Ей здесь понравилось, и мы надеялись, что она и еще несколько человек, приехавших с нею, вольются в местную общину. Тем более что м. Любови нравился старый обряд, у нее было много старопечатных книг. Когда же она заявила, что они собираются строить в деревне храм, мы очень обеспокоились. Я снял свое благословение на их поселение в И., но было уже поздно. Она поселилась в доме покойной старосты Нины. М. Любовь совершенно прекратила с нами отношения, не приходила в моленную, когда я там совершал богослужения, и вообще перестала поминать Патриарха. Для нее стал авторитетом Иерусалимский Патриарх Ириней, находящийся в заключении. Она по-прежнему молилась по старым текстам, основательно занялась обустройством своего гнезда. Большие проблемы у нее возникли с причащением. Ее духовник проживает на Украине, к старому обряду относится негативно. Ей трудно к нему приезжать. Парадоксально, что те несколько человек, которые поселились с м. Любовью, оказались адептами разных религиозных направлений. Среди них Игорь – сторонник лишенного сана епископа Диомида и несколько старообрядцев Белокриницкой митрополии. М. Любовь в прошлом была экономом одного женского монастыря.

В 2010 году в деревне произошла трагедия – психически неполноценный сын одной из поселившихся в И. старообрядки убил себя, ударив ножом в грудь. Перед этим он закрыл своих близких в доме и, когда они вырвались, то увидели его, истекающего кровью. «Мама мне больно», – были его последние слова. Приехала скорая, но было уже поздно.… После этого трагического случая мать со старшим сыном уехали из деревни.

Как я уже говорил, спиртное является причиной многих зол. В деревне жил 52-летний инвалид Александр, дочь которого торгует некачественным алкоголем. Продавала эту отраву и родному отцу, который сразу все пропивал. Вот они и напились вместе с Клавдией в тот день, когда мы пришли к ней совершить присоединение ее к Православной Церкви, что и привело к срыву нашей миссии. Александру 58 лет, 46 лет трудового стажа. Работал на сеялке, появились проблемы с легкими, получил инвалидность. Последние пять лет работал на водонапорной башне. Вспоминал времена 1990 года, когда в двух кошарах в деревне было около двух тысяч овец. Я предложил ему 500 рублей на лекарство, сразу твердо сказал - «ни в коем случае на выпивку». Категорически отказался. В чем дело? Неверующий? Нет, в Бога верует, даже неумело перекрестился. Ну что за верующие, говорит, называя конкретные имена, помолился, потом поругался, снова грехи отмаливает. А раньше, как было, придут на похороны и начинают споры, ругань между староверами и мирскими. Сам он из мирских. О, пагубная Никонова реформа! Сколько зла, разделений ты принесла в нашем народе! В И. народ разделился пополам, на староверов и мирских – то же самое во множестве других деревень вокруг. Мало того, что люди разделились, а сколько еще соблазнов произошло, как в случае с Александром.

На краю деревни жила раба Божия Валентина. Она была первой, приняла в свой дом наших прихожанок. Долго было непонятно, как она крещена – безпоповцами или в Православной Церкви. В конце концов, выяснилось, что крестили ее в Православной Церкви. Я предложил ей причаститься на дому, но она смогла сама прийти в моленную и первый раз в жизни причастилась. Ходила ко кресту на молитвы. А последние годы она не приходила, плохо себя чувствовала, хотя до моленной близко. И, вдруг, сказала: «Я дойду». И сама доковыляла маленькими шажками, что поразительно. Даже стояла на службе многие моменты. Она очень прониклась моим посещением, и это послужило большим толчком к ее приходу на причастие. Она тоже была непричащающейся. Ее причастие – большое событие для нас.

Напротив моленной в летнее время проживала 80-летняя Нина. К ней приехал внук Александр. У него произошла трагедия – умерла 30-летняя супруга, оставив двух детей четырех и семи лет. Большим утешением для него была первая исповедь и посещение нескольких служб в моленной. Виктор Яковлевич – супруг старосты деревни, рассказывал, как в молодости, работая шофером, ездил за лесом в Заволжье Нижегородской области. Места сплошь заселены кулугурами – так здесь называют старообрядцев-безпоповцев. Едем, говорит, через деревни, одолевает жажда, а все колодцы на замке. Мало того, что самих жажда замучила, стали и машины барахлить – необходимо было срочно залить водой радиаторы. Напарник Виктора Яковлевича с матом в адрес кулугуров достает кувалду и сбивает замок на одном из колодцев. Набрав воды, еще и ведро масла влил в колодец. В следующий раз, когда проезжали эту деревню, колодец был срыт. Напарник стучит в окно: дайте, мол, воды попить. Выходит женщина, выносит кружку с водой. Выпили, вернулись к машине и видим, как она эту кружку отшвыривает прочь. На Виктора Яковлевича эти случаи произвели очень негативное впечатление…

Удивительная вещь: в наш храм свт. Николы на Берсеневке пришли две сестры. Они оказались внучками священника о. Александра Тулузакова и его матушки Елены, который служил в деревянном храме деревни И. На обратном пути пытались посетить, находящийся неподалеку от И., скит Троице-Сергиевой Лавры, однако, из-за скользкой дороги до него не доехали. Заходили в заброшенные храмы в К. и Ш. Подумалось: если бы за прошедшие четверть века относительной свободы здесь бы клали, образно говоря, по одному кирпичу, и, если бы была организована регулярная молитва мирянским чином, не было бы такого бедственного положения. Нет ничего скорбнее видеть глазницы брошенных домов, их провалившиеся крыши, но особенно печальны зрелища руинированных храмов.

Второй деревней, которую мы стали регулярно посещать, была деревня Р. Здесь также был деревянный единоверческий храм в честь святителя Николы. В 2013 году храму исполнилось бы 100 лет. Закрыли его до войны. Когда его закрывали, местный блаженный гонял «кощунников» палкой и предсказывал, что будет плохо. В годы войны напротив храма был аэродром, а в самом храме жили солдаты. Были случаи бомбежек немецкими самолетами. После войны его разобрали. Стройматериал пошел в основном на строительство клуба в соседнем селе. Через два года после нашего приезда местный благочинный о. Иоанн освятил поклонный крест на месте разрушенного храма. После этого события, мы, надеясь, что местное духовенство будет духовно опекать эту деревню, почти перестали туда приезжать. Надежды эти, однако, не оправдались, и мы вновь возобновили наши приезды. В деревнях нас привлекает уединение, тишина. Местные староверы называют себя кулугурами (с греческого – старообрядцы). Храм был двухпрестольный, первый – святителя Николы, второй престол в деревне – праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Храм был деревянный, стоял почти в лесу на окраине деревни. Крестились двуперстно. Молились по старопечатным (старообрядческим книгам). В селе живут в основном пожилые одинокие женщины. Всего в деревне 13 дворов. Зимуют в Р. 12 человек, а в соседнем М. – 7 человек. У Владимира и Раисы в жизни была трагедия – в 1981 году в соседнем селе в драке из обреза убили их сына. Что такое людям по 81 году? Видно, что старики, у них сил нет ни постирать, ни печку истопить, ни посуду помыть, все в запущенном состоянии. Муж Раисы, Владимир курит без конца, потом у него срываются непристойные словечки. Он любит выпить, и как увидит компанию, повеселев, спрашивает: «Можно винца?» Приносит чекушку белой водочки. Раиса ему под затылок, он: «Ты чего меня по голове бьешь». Так вот у них. Раиса, как ребенок маленький. Она с детской наивной непосредственностью пересказывала нам прочитанные ею Библейские рассказы. Перепутала Ветхий Завет и Откровения Иоанна Богослова, рассказывала с чувством, как распинали Господа. Все это она пересказывала, остро сопереживая в сердце, и, видя наши умиленные улыбки, реагировала: «Что вы улыбаетесь, ничего смешного в этом нет, все это правда». В Р. была надежда на молитвенную и организационную поддержку Валентины, но она в основном любит заниматься только хозяйством в кругу своей семьи. Можно было и дом купить или сруб для моленной, который прекрасно стоял бы между двумя деревнями, но она не смогла организовать людей. Все сошло на нет, возможно, из-за семейных проблем: сын заболел... Третья деревня, которую мы посещаем в N-ской области – П. Там сохранился уникальный деревянный храм во имя архангела Михаила. Тогда в храме располагался склад. В правом углу этого храма было организовано место для молитвы. Во время наших приездов в эту деревню на молитву приходят жители соседней деревни Б. Местные жители очень слабо откликались на молитву, по-видимому, их стесняет наличие склада. На сегодня теплится лампада молитвами рабы Божьей Нины. Удивительные события рассказали давние жители деревни. Когда снимали кресты с храма, то один крест так и не дался в руки людей. Он ушел под землю. Руководитель деревни не верит в возрождение храма, но и не препятствует прохождению там молитвы и обустройству молитвенного уголка.

Одними из единоверческих храмов были церковь Пресвятой Троицы деревянная зимняя и Никольская кирпичная летняя в поселке М. Этот комплекс был построен в 1880 году, а в 1937 году разрушен. Церковь была богатая, иконы были в серебряных и золотых окладах. В 1939 году стащили кресты и передали поселковому совету. Старожилы и пожилые отгоняли детей и возмущались, а молодежь участвовала в разрушении церквей с песнями. У разрушенного деревянного Троицкого храма расположена могила единоверческого епископа Амвросия, который скончался в 1928 году. На его могиле я совершил панихиду. Однако мы получили по шапке, нам ударили по рукам и все, что касается М., заглохло. Из истории известно, что старообрядцев насильственно старались загнать в единоверие, разоряя при этом скиты. Но все-таки само учреждение единоверия со всеми ограничениями было большим шагом вперед. Ведь в значительной степени произошла реабилитация древнерусского богослужебного уклада, в лоне официальной Церкви стало возможно употреблять старый обряд. Некоторые архиереи МП рассуждают так: единоверие было учреждено в качестве снисхождения, как переходная ступень к полному слиянию с Православной Церковью. И коль сегодня оно растворилось в общей массе, то нет никакого резона его реанимировать. Так рассуждал, например, митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, отец которого был старообрядцем.

Каждого человека Господь ведет Им же веси путями. Есть тайна промысла Божия о каждом человеке. Свою миссию прихожане моего прихода видят в возрождении древнего благочестия в лоне МП, в том, чтобы давать импульсы к возвращению к нашим корням. Более шестисот храмов и два десятка монастырей, служивших до революции по старому обряду, – неплохой потенциал для единоверческого (или старообрядного) епископа. Есть возможность передачи этих храмов и монастырей для проведения в них служб по старому обряду.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Фото: предоставлено автором

Уборка алтаря в руинированном храме

У поклонного креста в российской глубинке

В умирающей деревне Тверской области

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Бывший СССР
День памяти Великой княгини Софии Палеолог
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова
20.04.2024
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35