Мне близка эта древняя обитель. В студенческие годы (вторая половина 70-х годов) я часто приходил сюда – бродил среди могил, рассматривал сохранившиеся барельефы храма Христа Спасителя. Лазил по монастырским стенам. Запомнился приезд Патриарха Пимена в день памяти свт.Тихона – на его захоронение для совершения панихиды. Когда открылся Данилов монастырь, его первые насельники приезжали в Донской на службы в Малый собор. Будучи рукоположенным в сан иеромонаха (1987 год), я служил здесь по целым седмицам. Внутри храма мы повесили небольшие колокольчики, в которые от души трезвонили в воскресные и праздничные дни (потом были повешены колокола на колокольне). Душой всех служб был регент Иван Сергеевич (впоследствии архимандрит Даниил (Сарычев) +2006 г.).
В конце 16 века здесь было поле. В 1591 год крымский хан Казы-Гирей стремительно продвинулся сюда, двигаясь без остановок. Тогда основные наши войска находились на севере. Правителем России в это время был царь Фёдор Иоаннович, его правой рукой был Борис Годунов. Русское воинство расположилось станом на этом поле. На месте Малого собора был походный храм.
Благодаря заступничеству Богородицы русское воинство одержало победу. Донская икона была принесена сюда из Благовещенского собора Кремля. Эту икону именовали «Ратная». Перед походом на Казань перед ней молился царь Иоанн Грозный. Только треть ханского воинства вернулось в Бахчисарай. Хан был ранен.
Фёдор Иоаннович повелел устроить здесь монастырь. Поначалу все строения, кроме собора, были деревянными. Территория обители составляет шесть гектар. Башен в монастырских стенах двенадцать. Малый собор был освящён сначала в честь похвалы Богородицы, а в 1593 году – в честь Донской иконы. Через 100 лет по инициативе сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен Большой собор. Его строительство шло 14 лет. Одна из причин затягивания строительства была та, что дерево, заготовленное для иконостаса, Пётр повелел передать на строительство флота на Плещеевом озере. На первом ярусе собора находится Сретенский храм (1712 год), являющийся усыпальницей грузинских царей – такой усыпальницы нет в Грузии. Обитель была культурным центром грузинской диаспоры в Москве. Во время правления Петра I в Москву со своим семейством переселился царь Арчил. Вместе с ним прибыло ещё 150 семей – всего около тысячи человек.
Архимандрит Лаврентий, грузин по национальности, стал настоятелем монастыря (именно он освящал Сретенскую церковь). Во время войны в Сретенском храме было бомбоубежище. Всего на территории монастыря 11 храмов, в том числе 3 новых (один из них посвящен Всероссийскому Патриарху Тихону). Все храмы сохранились, разобрана была лишь часовня, находившаяся за воротами обители. После закрытия монастыря здесь расположился Музей архитектуры. Подлинник Донской иконы в 1930 году был передан на хранение в Третьяковскую галерею. Писал эту икону либо лично Феофан Грек, либо кто-то из его школы.
Главными святынями обители являются список Донской иконы конца 16 века и мощи Патриарха Тихона. Мощи святителя были обретены в 1992 году (канонизирован он был в 1989 году). На иконе Богородицы, находящейся с правой стороны иконостаса, серебряная риза. По сторонам иконы изображены Иоаким и Анна. Иконостас был написан в петровское время мастерами во главе с Карпом Золотаревым. Расписан собор был итальянским мастером. Всего в росписи запечатлено 60 библейских сюжетов. Нижний ярус росписи утрачен из-за воздействия отопления. Чугунным плитам пола почти 300 лет. В соборе располагаются несколько икон современного письма в каноническом стиле: преп.Сергия Радонежского с житийными клеймами, «Отрада и утешение», «Всецарица», «Иверская» и «Скоропослушница». Недавно в соборе появился мощевик Киево-Печерских святых. Один раз в год - на праздник Донской иконы Богородицы – из Третьяковской галереи в обитель привозят Донскую икону. Ее встречает духовенство и Семёновский полк.
Рядом с главными вратами обители расположен двухэтажный каменный корпус – здесь после освобождения из заключения жил Патриарх Тихон. Первое время Патриарху не разрешали выходить из помещения. Затем он мог выходить на стену и молча благословлять народ. Находился он здесь в информационной блокаде. Известия получал в основном из советских газет. Патриарх просил разрешения послужить на Пасху и на Светлой Седмице, однако в этом ему было отказано.
Относительная свобода наступила с июня 1923 года.
Почти 7,5 лет он находился во главе Русской Церкви. Умер Святейший в праздник Благовещения, а хоронили его на Вербное Воскресенье (примечательно, что ветка вербы в гробу не истлела за столетие).
Когда Патриарха хоронили, люди стояли в очереди, чтобы попрощаться с ним, по 3-4 часа. Невозможно было сделать поклон. Когда тело переносили в Малый собор, милиции не было.
Когда были обнаружены его останки, то истлела только часть саккоса и костяная панагия.
Справа у стены Малого собора находится захоронение верного келейника Патриарха – Якова Полозова. С ним Патриарх познакомился, когда был архиереем Северной Америки – Яков здесь был на заработках, работал сторожем. В Америке будущий Патриарх пребывал с 1890 по 1907 годы.
Яков был келейником, секретарем и охранником Патриарха. Два раза он находился в заключении. Во время первого заключения его супруга преждевременно родила ребенка. Яков объявил голодовку, его поместили в психиатрическую клинику – когда он из нее вышел, то супруга его не узнала.
Перемещаясь, он присаживался на очередной пенёк и плакал. Есть версия, что целью покушения в 1923 году был не Патриарх, а его келейник Яков – это было сделано с целью подрыва духа Патриарха Тихона. Рядом с захоронением Якова находятся захоронения его супруги и сына. В настоящее время готовится канонизация этого верного помощника Предстоятеля Церкви.
Рядом с резиденцией наместника обители (с 2020 года им является митрополит Феогност) находится храм-усыпальница в честь святителя Иоанна Златоуста.
На трети территории обители расположился некрополь. Сначала мне очень нравилось бродить среди захоронений обители, но со временем из-за обилия масонской символики, отношение изменилось. Нет ничего лучшего, чем ряды высоких белых восьмиконечных крестов, которые я видел в Подмосковье – в Гуслицах. Справа от входа в Малый собор – захоронение родственников А.С.Пушкина.
Когда вскрывали гробницу Патриарха Тихона, то сначала обнаружили пустой склеп, затем захоронение нескольких архиереев и именитых людей – жертвователей обители. Некрополь возникает в результате эпидемии чумы 1771 года. В самом низу был склеп 2 на 3 метра, облицованный белым камнем. 67 лет останки Патриарха находились под спудом.
За годы своего патриаршества, Святейший Тихон последние 3 года своей жизни провел именно здесь, в Донском монастыре – сначала в заточении, а затем проживал здесь добровольно, вплоть до своей кончины.
Донской монастырь в последние годы Патриарха Тихона был, по сути дела, центром управления Русской Православной Церковью.
Его знакомство с обителью, когда он был еще архиепископом Виленским, началось в 1915 году, когда в годы Первой Мировой войны сюда было эвакуировано церковное имущество и святыни западных епархий. Они были поставлены в Малом соборе Донского монастыря – это и чудотворная Холмская икона Божией Матери и мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.
Встреча Патриарха Тихона братией Донского монастыря отражена в росписях проездной арки западных монастырских ворот.
После своего освобождения Патриарх Тихон поселился в Донском монастыре в том же самом корпусе, который занимал ранее.
В первые дни после своего освобождения Патриарх Тихон посвятил совещаниям с епископатом – эти архиерейские совещания проходили в Большом соборе Донского монастыря.
Москвичи прекрасно знали, в какое время Патриарх выходит на прогулку, потому что он продолжал прогуливаться по верхней галерее, соединяющей корпус и Тихвинский храм. Люди собирались внизу и ждали, когда он выйдет и их благословит.
Народу было настолько много, что даже трамваи не могли двигаться, в первое воскресенье после освобождения.
В тот же вечер после освобождения, то есть 1 июля, Патриарх пригласил к себе в покои женщин, которые в течение тех месяцев, когда он был под стражей, благоустраивали его быт – стирали белье, покупали продукты, содержали повара. И как рассказывает Михаил Ефимович Губонин, археограф, списатель жития Патриарха Тихона - Патриарх терпеливо усадил всех за стол, просил не безпокоиться и сказал так: «Сидите и не вставайте, вы мне послужили за последнее время, когда все покинули меня, вы ни на один день не оставили своих забот обо мне. А я теперь хочу послужить вам в самой малости, чтобы хоть немного отблагодарить вас за все. А вы сидите и угощайтесь, никого мне в помощники не нужно».
И добавил: «Всё духовенство оставило меня, а вы поддержали своими постоянными заботами, и я не забуду этого до конца своей жизни».
Он сложил руки на груди и, поклоняясь своим гостям, произнес: «Спаси вас Господи, спаси вас Господи». И оборачиваясь в стороны, делал поясные поклоны. Все были взволнованы, сидели и чуть не плакали. Чаепитие продолжалось два часа, в течение которых Патриарх без устали угощал своих дорогих гостей. Сам наливал из самовара и разносил каждому чашки с чаем, потчевал вареньем, пирогами с рисом и сладкими с яблоками. С каждым он успел поговорить, каждому сказать ласковое или шутливое слово. И ко всем вообще старался проявить своё тёплое внимание и радушие.
Один священник сказал, что «от Святейшего уходишь духовно умытым».
Патриарх говорил: «Лучше сидеть в тюрьме. Я ведь только считаюсь на свободе, а ничего сделать не могу – я посылаю архиерея на юг, а он попадает на север, посылаю на запад, а его привозят на восток».
Настоятель Донского монастыря архимандрит Алексий (Палицын) лично разговаривал с Патриархом Тихоном, и тот разрешил ему не поминать Патриарха в полной форме, а поминать в сокращенной – только как «Патриарха Тихона» - без титула «Московского и всея Руси».
Фактически во всех храмах и монастырях Москвы поминовение Патриарха Тихона было прекращено. Все боялись, что их закроют. Даже Свято-Данилов монастырь, который считался в 1920-е годы наиболее строгим поборником канонов. Архиепископ Федор (Поздеевский) просил Патриарха Тихона вообще его не поминать. Он ему разрешил. Патриарх вообще разрешал, если его кто-то просил. Но там полностью прекратили поминовение Патриарха, а в Донском в такие сложные дни поминали, хотя по сокращенной формуле.
На второй неделе Поста в покои Патриарха Тихона власти подселили жильца – гражданина Вознесенского. То есть они считали, что раз Патриарх Тихон арендует помещение в Донском монастыре, к нему можно подселять кого угодно. И подселили этого мужчину, который жил несколько месяцев.
В последние годы своей жизни Патриарх старался не делать никаких письменных распоряжений – только устные.
Поддержку Патриарху Тихону оказал только Патриарх Иеросалимский, остальные Восточные патриархи вступили в общение с обновленческим синодом.
Благодаря ходатайству Патриарха Тихона, братия осталась в Донском монастыре, хотя из других монастырей в Москве, кроме Данилова, всех выселили. Братия здесь продержалась до лета 1925 года – после смерти Патриарха все уже жили на ближайших к монастырю улицах.
У Патриарха был такой порядок – принимал он не более 50 человек. Иногда, вследствие изнеможения, принимал лежа на диване. Сильно постарел, выглядел глубоким старцем. Около него не было ни Синода, ни канцелярии.
Пять архиереев в Малом соборе без свидетелей опускали гроб Патриарха. Захоронение продолжалось несколько часов.
Недавно вышла книга о.Дмитрия Сафонова о Патриархе Тихоне, в которой он доказывает, что Святейший был отравлен. Один врач исповедовался в храме Илии Обыденного и рассказал, что в больницу, где лежал Патриарх (её здание сохранилось до настоящего времени), приезжала бригада врачей – это было 5 апреля – они вкололи Патриарху двойную порцию морфия, отчего он скончался 7 апреля – в праздник Благовещения.
В Малом соборе находится мироваренная печь. Раз в три года (иногда чаще – по мере необходимости) на Страстной седмице – с понедельника после молебна приготавливается специальный состав из многих ингридиентов (в них входит оливковое масло, ладан и др. вещества), приготавливается Священное миро. Дрова для этой печи возжигает сам Патриарх. Миро варится два дня. Диаконы вёслами его размешивают. Во время процесса читается Четвероевангелие. В Чистый четверг в храме Христа Спасителя Патриарх освящает миро. Печь находится в этом храме с 1949 года (храм был возвращён Церкви в 1946 году).
Кстати, сначала мироваренную печь хотели устроить в церкви св. Иоанна Златоуста. Правый придел Малого собора посвящён преп. Сергию Радонежскому. На месте склепа сейчас находится гроб, в котором находилось тело Патриарха. Над гробом красивая резная сень с житийными клеймами. Здесь же в Малом соборе находится захоронение архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского). Он погиб в 1771 году во время чумы. Его стала преследовать толпа за то, что он хотел убрать чтимый Боголюбский образ от массового поклонения ему во время чумы. Сначала он скрывался в Чудовом монастыре – здесь толпа всё разгромила. В Большом соборе Донского монастыря на Литургии он успел причаститься и затем скрылся на хорах. Мальчик увидел свисающуюся с хоров часть архиерейской мантии, толпа схватила архиерея и за воротами обители растерзала его. Есть свидетельства о том, что останки владыки были нетленными. Во время той эпидемии вымерло 2/3 москвичей. Четыре года в Москве не было митрополита. Следующим архиереем здесь стал Платон (Левшин).
Уже в наше время на Донском кладбище были перезахоронены генералы Деникин и Каппель, русский философ Иван Ильин, писатель и общественный деятель Александр Солженицын. Неподалеку от захоронения генералов находится могила известного старца нашего времени архимандрита Даниила (Сарычева) – когда он умер, ему было более 90 лет.
С декабря 2020 года наместником обители является митрополит Феогност. В настоящее время в монастыре проживает около 50 насельников
Были разные версии о судьбе останков Патриарха Тихона – о том, что гроб был сожжён, что монахи его перезахоронили. Главаря обновленцев Александра Введенского видели в таком же облачении, в каком был захоронен Патриарх Тихон. Однако известно, что подобное облачение было в трёх комплектах.
Малый собор изначально был построен в виде четверика. Позднее к нему была пристроена трапезная, боковые приделы и колокольня. Храм святителя Иоанна Златоуста был усыпальницей.
В книге И.Шмелёва «Лето Господне» есть описание Крестных ходов в Донской монастырь. На колокольне здесь звон осуществляется с помощью электроники.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России