Вчера в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru.
Перед началом собрания в нижней Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя была совершена Божественная литургия.
Богослужение совершили: председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы митрополит Каширский Феогност; председатель Комиссии по организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; наместник Екатерининского ставропигиального мужского монастыря г. Видное Московской области епископ Видновский Тихон; председатель Синодального миссионерского отдела, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы епископ Луховицкий Евфимий; ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев; столичное духовенство. За богослужением молились участники собрания, которые по окончании Литургии проследовали в Зал церковных соборов.
Места в президиуме заседания заняли: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы митрополит Воскресенский Дионисий; митрополит Каширский Феогност; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа).
В собрании приняли участие ряд архиереев, игумены и игумении монастырей из епархий Русской Православной Церкви.
Открывая заседание, митрополит Каширский Феогност приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла от лица всех собравшихся.
Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с основным докладом.
«Смиренномудрие и терпение, сострадание и жертвенность, которые должны взращивать в своем сердце монашествующие, — необходимые составляющие духовной жизни наравне с молитвой. Смиренномудрие, терпение, сострадание и жертвенность. Всё трудно, но особенно трудно сострадать и жертвовать. Смиренномудрие — это то, что мы считаем благом для самих себя. Мудрый человек — это сильный человек. А вот сострадание и жертвенность — это то, что мы отдаем; а отдавать всегда труднее, чем получать или хранить. Все церковные люди так или иначе молятся, однако молитва молитве рознь. Она не должна ограничиваться вычитыванием келейного правила и присутствием на богослужениях. Молитва, к которой мы призваны, — это ум и сердце, устремленные к Богу, мысленное предстояние пред Ним и памятование о том, что все наши дела и помышления открыты Господу. Это хождение пред Богом, как говорили святые отцы и как в слове Божием сказано — и в Ветхом, и в Новом Завете. "Праведник ходил пред Богом" значит постоянно себя поставлял под Божий суд, контролировал свои мысли и действия, понимая, что эти мысли и действия видны Господу, и за них человек будет отвечать пред Богом», - отметил, в частности, в своем докладе Патриарх.
«Преуспеяние инока не измеряется, конечно, внешними достижениями. Можно исполнять все правила и ежедневно ходить на службы, но монахом по сути так и не стать. Потому что монашество — это прежде всего реальное исполнение Божиих заповедей, это неосуждение, долготерпение, несение тягот друг друга и, наконец, через незлобие и полный отказ от осуждения — стяжание заповеданной Спасителем любви к ближнему», - продолжил он.
Патриарх отметил, что послушание — это основа трезвения и умного делания, ведь Сам Спаситель сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф. 16:24). «Это отвержение себя исполняется как раз через послушание, проявляя которое, инок отказывается от своей воли и вверяет себя Богу и духовному наставнику», - добавил он.
«Пользование интернетом по возможности должно быть вне монашеской кельи. Как всем известно, преподобный Сергий Радонежский после повечерия обходил кельи и смотрел, что делают монахи. Если видел, что они молятся, читают святых отцов и занимаются рукоделием, то радовался. А если заставал за чем-то посторонним, то был огорчен и стучал в окошко. Если бы он увидел монаха, который в стенах кельи выходит в мир и живет духом этого мира, как вы думаете, обрадовался бы Преподобный или в окошко постучал? Ответ очевиден. Поэтому желаю всем вам в кельях совершать свое молитвенное правило, читать Священное Писание, Псалтирь, святоотеческие творения, жития святых. И не только читать, но потом и исполнять то, чему вы поучаетесь в уединении, преуспевать в добродетелях. От этого миру будет бóльшая польза, чем от самых блестящих интернет-дискуссий. Словом можно ранить человека, а вот любовью и примером добродетельной жизни — обратить к Богу», - сказал Предстоятель.
«Вообще всякое блуждание мыслей, все фантазии и чувственные представления, навеянные внешними впечатлениями или порождаемые страстями и греховными наклонностями, также отрывают инока от Бога и "обесточивают" его сердце. Будем продолжать прилагать усилия к духовному возрастанию и творить добрые дела. Какие бы трудности и испытания ни встречались на нашем пути, будем твердо уповать на Господа, зная, что, если Он что-то вверил нам, то Сам даст силы для совершения этого. Сегодня за Литургией читалось Евангелие о том, как ученики страшились шторма во время плавания и как Господь пришёл к ним по водам. Бушующая стихия, среди которой на помощь человеку идет по волнам Христос, — это образ всей нашей жизни. Что бы ни происходило, будем верить: Спаситель с нами — Живой, избавляющий от всякой опасности, утишающий любую бурю», - подчеркнул Его Святейшество.
«Будем же внимать наставлению святого апостола Павла: "Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью" (1 Кор. 16:13-14). Этому призыву необходимо следовать всем христианам, наипаче же монашествующим, так как именно от насельников монастырей, от их благочестия и умения любовью побеждать вражду и нестроения во многом зависит духовное благополучие тех, кто в посещении обителей стремится прикоснуться к молитвенному опыту носителей многовековой монашеской традиции русского Православия. Аминь», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.
Затем с докладом «Опыт деятельности Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества за последний период (2016-2022 г.). Актуальные вопросы» выступил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря епископ Озерский Порфирий представил доклад на тему «Организация внутренней жизни монастыря как фундамент для духовного возрастания монашествующих».
После доклада епископа Порфирия Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы, поступившие из зала. Вопросы зачитал митрополит Каширский Феогност.
В завершение первой части заседания митрополит Феогност сердечно поблагодарил Святейшего Владыку от лица всех присутствующих за содержательные ответы и доклад, отметив их особое духовное значение для монашествующих.
Святейший Патриарх Кирилл напутствовал собравшихся в Зале церковных соборов:
«Благодарю Вас, владыка! Благодарю вас, Преосвященные владыки, отцы игумены, матушки игумении, все, кто здесь присутствует!
Для меня всегда очень приятно общаться с вами — руководителями нашего монашеского воинства. С вами, потому что вы на самой передней линии той борьбы, которую Церковь ведет с силами зла. За вашей спиной — монашествующие, опять-таки выражаясь военным языком, передовой отряд Церкви. Поэтому сохраняйте сознание особой ответственности, в первую очередь — за вверенные вам человеческие жизни — за монахов и монахинь, иноков и инокинь. С любовью относитесь к тем, кто пришел в обитель. Однако любовь не является синонимом слабости, любовь не должна быть синонимом слабости, потому что иногда нужна и разумная строгость. Но в этой строгости никогда не проявляйте чувство злобы и раздражения. Строгость и раздражение — это антиподы, потому что в раздражении проявляется наша греховная самость, некая попытка самоутверждения, и это уже греховно. А в строгости, в первую очередь к самому себе и к тем людям, которые в таковой строгости нуждаются, всегда должно проявляться наше смиренномудрие.
Боюсь утомить вас своими рассуждениями, поэтому, может быть, я бы уже завершил. Всех сердечно благодарю за участие. Еще раз хотел бы подчеркнуть важность трудов, которые каждый из вас несет для Церкви. А нам с вами, особенно в наступившие непростые времена, нужно хранить как зеницу ока единство нашей Церкви, единство нашего монашеского братства и сестричества, быть очень открытыми к людям, с любовью к ним относиться. Неизвестно, какие испытания нас ждут. И Церковь должна быть не только местом, где осуждается грех, но Церковь должна быть в первую очередь местом, где на людей изливается любовь Божия — через нас, немощных и слабых, но имеющих ответственность за души человеческие.
Вот давайте таким образом и будем нести свое служение — каждый на своем месте. Что касается различий в положении, в звании, в должностях, — так человеческое общество устроено, но ведь пред Богом мы все равны. И там не будет никаких ссылок ни на положение, ни на звания, ни на цвет клобука, ни на наличие креста или панагии. Там мы будем не физически, а духовно обнажены пред Господом. И эту картину предстояния пред Богом, когда никакие наши знания, регалии, положение, властные полномочия не будет играть никакой роли, мы должны иметь в своем духовном зрении, чтобы избегать тех ошибок и грехов, которые могли бы помешать нам с чистой совестью предстоять пред лицом Божиим. Помогай вам всем Господь в ваших трудах!»
Затем был объявлен перерыв в заседании, после которого Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви продолжило свою работу.