itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мечты Сталина об океанском флоте

«Бывают всякие хотения, но не всё можно реализовать…»

Иосиф Сталин 
0
417
Время на чтение 9 минут
Фото: из личного архива автора

7 сентября 1937 года Правительство СССР приняло государственную программу строительства большого (океанского) Военно-Морского Флота на период 1938-1943 годов, которой не суждено было осуществиться. Но битва за её реализацию шла до самой смерти И.В. Сталина.

Иосиф Сталин не только мечтал, но он и пытался строить военный океанский флот. Воплотить свою мечту в реальность он не смог из-за ряда объективных обстоятельств и, в частности, из-за рано начавшейся Великой Отечественной войны.

Историки мира, особенно в разгар «медового месяца» между США и Союзом (война с Японией в 1945 г. – В.К.) удивлялись этому стремлению «дядюшки Джо». А между тем, самый короткий и удачный ответ на этот вопрос кроется в словах Ричарда Хамбла, который сказал: «Линейный корабль-дредноут был прямым историческим предшественником атомной бомбы, символом самого высокого военного статуса державы, наиболее мощным и мобильным инструментом силовой политики, который когда-либо знал мир. Любому государству мира, претендовавшему на полноправное участие в мировых делах, требовались линейные корабли и тяжелые крейсера». И хотя это было сказано об уроках Первой мировой войн, суждения Р. Хамбла вполне справедливо и по отношению к тому, что происходило и двадцать лет спустя. Об атомной бомбе ещё не думали, а сильный флот – вот он!

Американцы сделали правильные выводы из уроков Второй мировой войны, сделав ставку на авианосцы. Мы опять плетёмся в хвосте, но мечтаем к 2020 году иметь полноценнее авианосцы, но ничего не делаем для этого. История повторяется, но уже в виде фарса. Как в 30-х годах прошлого столетия, мечтая об океанском флоте, думали только о кораблях, а не об их обеспечении, а, как известно, флот начинается с берега. Так и сегодня интересно получается: планы строительства авианосцев вынашиваем, а о береговой инфраструктуре для их базирования не думаем. Даже для нынешнего флагмана российского ВМФ ТАВКР «Адмирал Кузнецов» нет базы – находясь в Североморске, крейсер стоит на бочке, а это не дело.

Восстановление флота началось с проведением военной реформы 1924-1929 гг. Надо признать, что в Гражданской войне и в ходе интервенции военный и гражданский флот фактически были разграблены. Но не только были потеряны корабли, не менее плачевное состояние было и с кадровым составом… Выручил Комсомол и «Червонные короли», офицерские кадры царского военного флота, перешедшие на сторону революции. Они занялись образованием молодёжи, желающей служить в ВМФ. Подготовка личного состава требовала не менее длительного времени, чем обновление материальной части. Это объясняется сложностью морской службы, необходимостью приобрести специальные технические познания и воспитать особую выдержку и моральную стойкость.

В постановлении ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 года «О состоянии обороны СССР», в частности, указывалось, что «оценка состояния Вооружённых Сил СССР и перспективы развития , данные предыдущим постановлением (май 1927), были совершенно правильны, что нашло своё выражение в непрерывном росте боеспособности Красной Армии за истекшие два года».

Мотивом к ускоренному строительству океанского флота, несомненно, стало явно выраженное стремление Советского Союза играть заметную роль среди держав-гарантов существующей системы международных отношений. Эта тенденция во внешней политике Советского Союза постоянно усиливалась, особенно, после того как в 1934 году он был приглашён в Лигу наций.

В начале февраля 1936 г. первоначальный вариант плана развёртывания «большого флота» был готов. Первым нормативным актом, определившим его основные параметры, стало постановление СТО (Совет труда и обороны) СССР от 27 мая 1936 г. Месяц спустя очередным постановлением СТО СССР был определён примерный состав боевого ядра флотов после реализации программы 1936–1947 годов. (Разработка проекта 23 линейного корабля типа «Советский Союз» велась КБ-4 Балтийского завода (с 1939 г. ЦКБ-4) в условиях острого дефицита времени – ТТЗ было утверждено 3 августа 1936 г., закладка корабля осуществлена 15 июля 1938 г., технический проект утверждён правительством 13 июля 1939 г. При этом полностью отсутствовали опыт проектирования столь крупных кораблей, отсутствовали достоверные материалы по иностранным линкорам, не были завершены опытные работы, а также работы по вооружению и энергетике. И всё же работы начались. – В.К.). Сегодня, к сожалению, не то что начаты работы, но нет даже никакого документа, не то, что программы кораблестроения.

О планах грандиозного военно-морского строительства страна была поставлена в известность 28 ноября 1936 г., когда начальник Морских Сил РККА В.М. Орлов, выступивший с речью на Чрезвычайном Всесоюзном Съезде Советов, заявил: «…Учитывая международную обстановку, происходящие события в окружающем нас капиталистическом мире, мы должны построить, и строим теперь настоящий, большой флот, включающий в себя корабли всех классов и находящийся на самом высоком техническом уровне»

Не подлежит сомнению, что в середине 1930-х годов начался очередной тур гонки военно-морских вооружений (отказ в ограничении в этой сфере после первой мировой был оформлен англо-германским морским соглашением 1935 г. – В.К.), и наиболее активно в неё включились вероятные противники СССР – Германия, Италия, Япония. Минус в этой гонке для Союза был в том, что он не достиг того самого «технического уровня», о котором говорил Владимир Орлов. Но несмотря на это политическая цель была поставлена и взята на контроль лично М.В. Сталиным.

Совещание командующих флотами, проведённое в середине 1936 года под руководством Сталина, показало, что высший командный состав Военно-Морских Сил единого мышления в отношении путей развития «большого флота» не имеет и не представляет себе, каковы будут цели и характер стратегического применения ВМФ после реализации плана строительства «большого флота».

Многие морские начальники были воспитаны в духе «малой войны на море», а армейские вообще не понимали роли флота в большой политике, они не понимали политических целей руководства страны, за что и поплатились в 1937-1938 годах. А между тем события в Испании (1936) и начало агрессии Японии против Китая (1937) наглядно показали роль ВМС. Именно в это время президент США Ф.Д. Рузвельт заявил: «Пактам веры нет. Главная гарантия – это сильный флот…. Посмотрим, как выдержат японцы морское соревнование». Это высказывание было ответом на предложение Советского правительства Америке 21 июня 1937 г. заключить союз против Японии.

Ближайшие месяцы показали, что это были не пустые слова. 21 января 1938 года Конгресс США принял закон об увеличении боевого и численного состава ВМС в два раза, а 17 мая 1938 года была утверждена программа строительства «флота двух океанов», на реализацию, которой было выделено 1,1 млрд. долларов. Результат – США выиграли у Японии битву за Тихий океан.

Всё это поддерживало решимость Сталина «собрав по копеечке» построить собственный «большой флот». К началу 1938 г., когда уже не могло быть сомнений в том, что Германия из наиболее привлекательного потенциального союзника СССР, превратилась в самого опасного вероятного противника, создание мощной группировки на Балтике считалось, прежде всего «крупным политическим и военным фактором».

За 7-10 лет предполагалось увеличить суммарное водоизмещение корабельного состава ВМФ более чем в 11 раз. Предельно сжатые сроки, отведённые на строительство огромного флота, оказались абсолютно нереальными. Но, несмотря на это, И. Сталин взялся за строительство флота действительно «по-сталински».

Не все руководители флота верили в реальность планов. Например, на совещании руководящего состава ГМШ (Главный морской штаб) и Военно-морской академии 7-12 октября 1940 г., отвечая на вопрос о перспективах строительства ВМФ, к этому времени сроки строительства линкоров 23 и 23БИС, уже переносились несколько раз, адмирал И.С. Исаков сказал: «…Бывают всякие хотенья, но не всё можно реализовать… Мы находимся на революционном этапе большого строительства, строительства большого флота, когда нет ни одного свободного стапеля в Союзе… Пришлось узурпировать все стапеля торгового флота, не строя ни одного торгового судна». И. Исаков напомнил присутствующим также и о том, что «с ремонтом дело обстоит неудачно».

Несмотря на объективные трудности с реализацией программы кораблестроения, советское руководство во главе с И.В. Сталиным продолжало настойчиво искать пути решения этой проблемы в кратчайшие сроки. Не может быть сомнения в том, что в это время И. Сталин разными способами устранял тех, кто долгие годы выступал против «реакционной теории владения морем». Ярким свидетельством коренной перемены во взглядах на роль и место флота среди других видов вооружённых сил стала серия статей, в которых открыто провозглашалось, что ВМФ СССР не только может, но и должен применяться в качестве универсального инструмента глобальной внешней политики, что сегодня нам наглядно демонстрируют США.

Постановлением ЦК ВКП(б) от 31 декабря 1938 г. была образована Военно-промышленная комиссия «с задачей мобилизации и подготовки промышленности как оборонной, так и необоронной для полного обеспечения планов и заданий Комитета обороны по производству и постановке РККА и Наркомморфлота средств вооружения». В 1939 г. на базе Наркомоборонпрома было создано 4 новых наркомата: авиапромышленности, судостроения, боеприпасов и вооружения.

Реализацию планов строительств «большого флота» предполагалось начать одновременно с планом развития народного хозяйства в третьей пятилетке (1938 – 1942 гг.). Но начало второй мировой войны коренным образом изменило стратегическую обстановку на всех морских театрах СССР. Усложнение стратегической обстановки немедленно выявили отсутствие чётких представлений относительно новых официальных взглядов на общие основы применения ВМФ.

Ссылаясь на постановление от 19 октября 1940 г. ( 19 октября 1940 г. СНК СССР принял постановление о запрещении закладки новых линейных кораблей и тяжёлых крейсеров – В.К.), авторы военно-исторических трудов 1960- 1980-х годов утверждали, что накануне войны советское руководство во главе с И.В. Сталиным стало свёртывать строительство «большого флота». Однако сегодня, когда в широкий научный оборот введены данные о финансировании большой военно-морской программы, правомерно утверждать, что, несмотря на то, что в начале 1940-х годов лидеры государства и руководство Наркомата ВМФ стали более реалистично оценивать сроки её реализации, но не в коем случае от неё не отказались. Жизнь показывала, что планы И.В. Сталина, как и все расчёты, положенные в основу перспективных задач и состава «большого флота», были далеки от реальности. Специалисты вполне осознавали это уже тогда. Но всё же командование ВМФ уже готовилось к освоению новых оперативно-важных районов Мирового океана. В частности, 16 апреля 1940 г. Нарком ВМФ обратился в Правительство с просьбой разрешить подводным лодкам ТОФ осуществлять дальние походы в Тихий океан, Жёлтое и Восточно-Китайское моря.

Факты свидетельствуют о том, что И.В. Сталин не только предвидел затруднения, с которыми придётся столкнуться в ходе строительства «большого флота», но и пытался заблаговременно принять меры, чтобы не допустить задержки с реализацией своего плана. Были попытки получить в США проекты, материалы и оборудование для строительства 2-3 линкоров (1936) под предлогом помощи американским ВМС «держать в рамках японцев», но эти попытки не увенчались успехом. Обсуждался вопрос с Германией о покупке у неё (1939) 3-х тяжёлых крейсеров типа «Принц Ойген», а также комплекта проектно-технической документации на постройку кораблей этого класса…

Одновременно продолжалось ускоренное развитие собственной судостроительной промышленности. Только завод в Молотовске (Северодвинск) в 1947 году должен был обеспечить одновременную постройку четырёх линкоров, шести тяжёлых крейсер, 34 лидеров и эсминцев, а также 10 вспомогательных судов снабжения и других вспомогательных судов. Замете, тогда речи о строительстве на нём подводных лодок речи не шло, этим занимались другие заводы.

Морской вопрос неизменно поднимался И. Сталиным на всех его встречах с руководством союзных государств. Так, например, требование - пересмотреть международно-правовой режим черноморских проливов, было выдвинуто им 8 февраля 1945 г., во время бесед с Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем на Ялтинской конференции. Кроме того, в качестве предварительных условий вступления СССР в войну с Японией он потребовал признания прав Советского Союза на Порт-Артур, возвращения Южного Сахалина и передачи всех Курильских островов.

Как бы сегодня не критиковали личность Иосифа Виссарионовича Сталина, надо признать, что это был государственный человек, ясно видящий будущее нашей Родины. Но известно, то все мы смертны, и его преждевременная смерть в 1953 году не позволила завершить его грандиозные планы по строительству флота.

Последующие руководители государства опять отодвинули флот на второй план. И только активность двух великих Главкомов ВМФ, не стесняюсь этого выражения, позволила развиваться советскому ВМФ, не благодаря а вопреки, противодействию первых лиц государства. Деятельность Адмиралов Флота Советского Союза: Николая Герасимовича Кузнецова и Сергея Георгиевича Горшкова позволила Советскому ВМФ выйти на океанские просторы, а по мощности к концу 80-х годов прошлого столетия стать вторым флотом в мире после США. Но демократический переворот 1991 года в одночасье без боевых действий разметал всю нашу морскую мощь, о которой так пеклись предшествующие поколения. Только за пять лет ВМФ потерял три четверти корабельного состава и продолжал терять корабли каждый последующий год, не пополняясь новыми кораблями…, поэтому сегодня мы имеем то, что имеем.

Опять начинаем говорить о мощном флоте. Много хотим, но только хотим и ничего не делаем. Закупленные французские «Мистрали» не увеличат мощь флота, а только создадут головную боль…. А причина, на мой взгляд, та же. Что и в 30-е годы прошлого века – И.В. Сталин хотя и утвердил программу «большого флота», но не позаботился о выработке единой концепции его боевого использования. Не создавалась и достойная инфраструктура для «большого флота». То же имеем и сегодня, даже в худшем виде – нет чёткой морской доктрины и единой морской концепции, нет единой кораблестроительной программы…. Здесь уместно напомнить ещё раз слова Адмирала Флота Советского Союза, Ивана Степановича Исакова, сказанные им в 1940 году: «…Бывают всякие хотения, но не всё можно реализовать…». Надо думать, и соизмерять. Да к тому же и государственная система сегодня другая.

Вадим Тимофеевич Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3.

Продолжение.

Радикально менял расклад на мировой океанской шахматной доске в нашу пользу. Ну а вся необходимая инфраструктура, со временем, конечно же, приложилась бы. Как говорится, коли сказал А, говори и Б. Уж Сталин этот момент не упустил бы.
Алекс. Алёшин / 23.08.2022 20:35

2.

Сталин мыслил глобально, он видел СССР лидером будущего мира, той доброй и созидательной силой, к которой должны были тянуться народы Земли за поддержкой, защитой и руководством. Могучий океанский флот должен был стать силовой составляющей Сталинского Плана Преобразования Мира. Он позволял в полной мере обеспечивать политико-экономические интересы СССР в любой точке земного шара и защищать торговые коммуникации в мировой рублёвой зоне, создаваемой Сталиным в противовес зоне долларовой. Наличие такого флота сводило к минимуму неоколониальные поползновения мировых империалистов, а СССР выступал в качестве защитника и гаранта безопасности любой страны мира, пожелавшей выбрать дружбу с СССР в качестве альтернативы подчинению США. Поэтому, даже не ввод в строй, а только лишь спуск на воду всей этой непобедимой армады радикально менял
Алекс. Алёшин / 23.08.2022 20:28

1. "Как бы сегодня не критиковали личность Иосифа Виссарионовича Сталина..."

Все эти диванные горе-критики вместе взятые и мизинца Сталина не стоят. Этот человек, исполняя Промысл Божий о России, такой Крест нёс на своих плечах, что любой из этих критиков на его месте был бы просто раздавлен, погубив тем самым и самого себя, и Россию. Сталин в самый жуткий час Русской Истории вытащил Россию и Русский народ из такой мрачной бездны и пропасти и привëл к такому прежде небывалому расцвету и могуществу, что мы, ныне живущие, до сих проедаем его наследие. Только неблагодарные Хамы в подлинном библейском значении этого слова могут поливать помоями имя Сталина. Вечная Память и Царствие Небесное рабу Божьему Иосифу! Спасибо ему за всё!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Вадим Кулинченко
Третьей революции не будет?
Размышления на актуальную тему
17.11.2022
Мастера провокаций
Гибель броненосца «Мэн» 134 года назад
16.11.2022
Слово о бондарях
Забытые профессии
09.11.2022
Второй раз в виде фарса
О сборище бывших депутатов в Польше
08.11.2022
Единство ли?
История России - сплошные Смуты, гасителем которых являются народные массы
29.10.2022
Все статьи Вадим Кулинченко
Иосиф Сталин
За Родину! За Сталинград!
80 лет назад началось контрнаступление Красной Армии под Сталинградом – операция «Уран»
19.11.2022
«Артиллеристы, Сталин дал приказ!»
К 80-летию со дня начала контрнаступления советских войск под Сталинградом
19.11.2022
Станки – оружие в войне за суверенитет
Как Сталин создавал станочный арсенал страны
17.11.2022
Всё уже было
Польская армия на Украине
04.11.2022
«Импортный манёвр Сталина»
Урок вождя для современной России
02.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
2022 год стал для нас 1941-м
Новый комментарий от Тюменец
24.11.2022 15:25
«ОДКБ его спасло, а взамен мы что имеем?»
Новый комментарий от Георгий Н.
24.11.2022 15:00
Украина как европейская Цитадель и русское дыхание
Новый комментарий от Калужанин
24.11.2022 13:32
«Накапливание валют на длительные сроки сегодня безрассудно»
Новый комментарий от Андрей Карпов
24.11.2022 12:34
«Решение позволит защитить наших детей от тьмы»
Новый комментарий от Андрей Карпов
24.11.2022 12:25
На Западе происходит невероятное: там начали увольнять за ложь о России
Новый комментарий от Советский недобиток
24.11.2022 11:46