Справедливость в сопоставлении с любовью

Великая русская цивилизация скоро освободится от западного ига

1 Ладога 
705
Время на чтение 15 минут
Фото: из личного архива автора

ВВЕДЕНИЕ. Есть два понятия, критически важных в жизни человека. Особенно для человека русского. Это любовь и справедливость.

Настоящая статья продолжает ряд публикаций автора, в которых он пытается раскрыть христианский смысл понятия справедливости (см.: 1, 2, 7, 8, 9, 10, 11, 12). И в этом предварительном анализе, прежде всего, выяснилось, что любовь и справедливость не следует смешивать – это две координаты, по-разному характеризующие человеческое бытие (см.: 1, там следует обратить внимание на рис.1).

Задача данной статьи – постараться углубиться в смысл этих понятий и выяснить, почему Господь учредил обе эти добродетели, а не оставил одну – любовь.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Часто определяют справедливость фразой «suum cuique» – «каждому свое». Она была сформулирована в римском праве и в Византии перешла в Кодекс Юстиниана. Но такое определение явно недостаточно, ибо не указывает, как, по каким критериям определяется то, что предназначено тебе по справедливости.

Поэтому православное богословие подходит к справедливости несколько с другой стороны. А именно: Господь, после грехопадения, дал людям Естественный закон, (под законом в данной статье всегда понимается нечто должное, подлежащее выполнению). Причем указано, что «дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2:15). Этот закон и предполагает нормы справедливости. Можно сказать и иначе: Естественный закон, данный людям в акте творения, после грехопадения остался в душах людей хоть и поврежденным, но не уничтоженным. Отметим, что понятие Естественного закона встречается не только у ап. Павла, но и у святых отцов, в частности, у Иоанна Златоуста. Естественный закон играет важную роль в католической версии христианства.

Укажем на важнейшие свойства справедливости.

Прежде всего, справедливость есть главное в Естественном законе, данном нам, грешным. И потому справедливость есть должное. Господь требует от нас, от всех людей выполнения справедливости. И Он жестко наказывает за несправедливость.

Далее, поскольку понятие о справедливости закладывается Господом в душу каждого, то, – удивительное дело, – все так или иначе признают справедливость. И поэтому уровень справедливости характеризует степень конфликтности общества. Решенное, принятое по справедливости вызывает протест только у безнадежных эгоистов. Справедливое общество – общество здоровое, годное к развитию и процветанию.

Заметим, что в Новом Завете для ссылки на справедливость обычно используется слово «дикеосине» (правда), которое одним из основных значений имеет «справедливость». Но «дикеосине» имеет смысл и более широкий. Поэтому под «праведностью» (дикаэос») и в Новом Завете, и в святоотеческой литературе понимается совокупность основных христианских добродетелей.

ЛЮБОВЬ. Любовь к ближнему – под этим понимается не любовь родителей к детям, не мужчины и женщины, не принадлежность к нации, а любовь прохожего к впавшему в разбойники (Лк. 10:30-35). Любовь – это не чувство приязни, а внутренняя установка помочь нуждающемуся, вне зависимости нравится он тебе или нет. Это то, что человек отдаёт другому абсолютно свободно, добровольно. Она, по ап. Павлу, вне закона.

Христос говорит: Заповедь новую даю вамда любите друг друга (Ин. 13:34). В чём новизна этой заповеди Христа? Ведь есть же ветхозаветная заповедь «возлюбиши ближняго своего яко сам себе (Лев. 19: 18)». Да в том-то и дело, что любовь тут вбита в закон и, следовательно, теряет главную свою ценность – добровольность; любовь тут становится принудиловкой. Не так у Христа. Он даёт новую заповедь: любить ближнего не по закону, а потому что Сам Христос показал эту уникальную любовь, пожертвовав Своей жизнью. И Христос тут же даёт разъяснение этой новой заповеди: «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Тут яснее ясного сказано, что главный признак христианина – любовь к ближнему. И только за такую любовь христианин вознаграждается Царством Христовым. Только такая любовь спасает. И если внимательно посмотреть на естественный закон, то окажется, что настоящей любви к ближнему мы там как раз не найдём. Естественный закон говорит о должном, а любовь – это сверхдолжное.

Ясно и другое: любовь – это всегда жертва. И любовь к ближнему, и любовь к Богу. Без жертвы настоящей любви не бывает. Оторви от себя что-то для тебя важное и отдай нуждающемуся – только тогда ты исполнил заповедь о новой любви к ближнему. Не бойся, отдай Богу своё сердце, пожертвуй свою душу Христу – и Он подхватит тебя и возьмет в Свое Царство.

Но любовь есть не только средство спасения. Вот что пишет Иоанн Златоуст: «Он говорит (ученикам): "кто хочет между вами быть первым, да будет вам слугою", научая смиренномудрию и любви; притом требует любви самой сильной, почему, не останавливаясь на этом, присовокупляет: "так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20:26–28), выражая, что надобно любить так, чтобы даже умирать за любимых. В том особенно и состоит любовь к Нему. Потому и Петру Он говорит: если любишь Меня, "паси овец Моих" (Ин. 21:16). А чтобы вы убедились, как велика (эта) добродетель, изобразим ее словом, потому что на деле нигде не видим ее, – и мы поймем, сколько было бы добра, если бы она везде была в избытке. Тогда не было бы нужды ни в законах, ни в судилищах, ни в истязаниях, ни в казнях и ни в чем подобном. Если бы мы любили и были любимы, то никто никого не обижал бы, не было бы убийств, ни ссор, ни браней, ни возмущений, ни грабительств, ни любостяжания, никакого зла, и самое имя порока было бы неизвестно» (Иоанн Златоуст Беседа 32 на 1 Кор.).

Оказывается, что любовь в принципе еще лучше справедливости может выстроить идеальное общество, где «не было бы нужды ни в законах, ни в судилищах, ни в истязаниях, ни в казнях и ни в чем подобном». Но в том-то и беда, что любви в жизни социальной мало, позорно мало. И более того – в будущем любви будет еще меньше. Ведь всем хорошо известны новозаветные пророчества об оскудении любви: «ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам»; (Мф. 24:7); «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24,12); «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.(2 Тим. 3:1-5).

И причина этого – вытеснение любви стремлением к собственности, богатству, мамоне. Из этого ясно, что рекомендациями Златоуста насчет построения общества любви надо пользоваться осторожно, поскольку самой-то любви в социуме нет и не предвидится.

И поэтому для устроения социума мы вынуждены пользоваться более низким – справедливостью. Все государственное законодательство должно быть основано на нормах справедливости – как распределительной, так и воздающей, – это безусловно. А уже после, если не нарушается справедливость, то можно подключать и уровень любви, основываясь на милосердии населения. Но основывать социальную жизнь лишь только на любви в нашем веке беспрестанного рысканья сатаны было бы наивной утопией.

ДВЕ ЗАДАЧИ. И справедливость, и любовь имеют в мироздании свои уникальные функции. Дело в том, что для победы христианства в этом мире Господь преследует две задачи. Первая – укрепление верующих в их достижении Царства Христова, а также проповедь и разъяснение христианского пути спасения. Для осуществления этой цели Он создал Церковь. Это главная, основная задача христианства.

Но есть и вспомогательная задача, обеспечивающая выполнение основной. Это – сохранение цивилизации, которая на своих плечах несёт христианство в истории. Сейчас это русская цивилизация. И не удивительно, что ныне она оказалась ненавидимой всем «цивилизованным» миром, который уже сбросил христианство как обветшавшую одежду. Сохранение России жизненно необходимо не только для нас, русских, но и для всего мира, поскольку она является как бы скорлупой, в которой сохраняется и развивается Церковь Христова. И если русский мир погибнет, то может случиться, что спасать в вечности уже будет некого.

Обе задачи, обе цели обязательны, и ни одна из них не может быть ради другой пренебрегаема. И Господь даёт для поддержания этих задач средства – любовь и справедливость.

Безусловно, спастись в вечности можно только любя. Но для того, чтобы любовь не пресеклась в этом мире, Господь учредил жизнь людей в рамках общества и дал справедливость как обязательный закон для ее продления. Поэтому если в деле спасения нам прежде всего требуется любовь к ближнему (которая невозможна без любви к Богу), то сохранить Церковь и народ, ее чтущий, возможно только в здоровом обществе, обществе, где справедливость является непреложным законом. Обо всем этом в статье «О началах христианской социологии».

Таким образом, если очень кратко: любовь – для спасения, справедливость – для продолжения жизни в истории. Впрочем, Новый Завет не столь категоричен: выше мы приводили цитату Златоуста, который видел в любви еще и средство устроения идеального общества.

ТРИ ОБЩЕСТВА. Поставим теперь вопрос: что выше у Бога – справедливость или любовь? Собственно, мы уже ответили: конечно же, любовь. Ибо справедливость – это должное, а любовь христианская – сверхдолжное. И поэтому неудивительно, что именно призывами к любви заполнены все проповеди, вся христианская литература, все учение.

Однако, поскольку исполнение справедливости требует Господь по Своему закону, она должна быть выполнена в первую очередь, прежде любви. Сначала исполни справедливость, а уже потом призывай к любви. Попытки перескочить через справедливость и сразу перейти к любви в этом падшем мире не приводят к успеху. Поэтому наш народ ясно видит в справедливости некую константу, которая не может быть обнулена. И когда это все же в истории происходит, народ требует восстановления справедливости – вплоть до бунта и революции.

И все же, Церковь, вслед за Христом, призывает, прежде всего, к любви. И она, безусловно, права. Ибо любовью человек спасается в вечности. Правда, евангелист Иоанн утверждает, что спастись можно и правдой: «Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» (1 Ин. 3:7). Общество, достигшее определённого уровня любви можно назвать «обществом любви», хотя это земное общество и в прямом смысле его так называть нельзя. Оно дает наилучшие возможности для спасения человека (хотя жизнь даже в таком «сотериологически-ориентированном» обществе сама по себе не гарантирует спасения).

Мы можем указать лишь одно общество, безусловно попадающее в «зону обществ любви». Это основанная апостолами Иерусалимская христианская община, описанная в Деяниях апостольских. Однако, как мы видим, и в этом обществе справедливость оказалась востребованной. Мы имеет в виду эпизод из Деяний Апостольских, когда вдовицы эллинистов оказались обделёнными в раздаянии благ (Деян. 6:1). И чтобы устранить эту несправедливость и пресечь аналогичные случаи в будущем, апостолы, чтобы «пещись о столах», учредили институт диаконства.

Среди других обществ, по-видимому, попадающих в эту зону можно указать на Крестовоздвиженское Трудовое братство, основанное Н.Н. Неплюевым (см.: Апостол братской любви).

Но, как мы указывали, призыв к любви и только к любви не абсолютен. Дело в том, что жизнь человеческая совершается в рамках общества, для существования которого необходимо согласие. А оно, как мы выяснили, в нашем мире достигается в основном справедливостью. Поэтому, для того, чтобы любовь реально существовала в земной истории, она должна поддерживаться справедливостью.

Если общество ставит справедливость своей главной задачей, то его можно назвать «обществом справедливости». В эту зону попадает СССР в период его расцвета при Сталине. Было бы неправдой утверждать, что в Советском Союзе не было альтруистической любви. Была любовь и к советскому обществу и к ближним. Но любовь к Богу, увы, фактически запрещалась. И это ограничивало нравственный уровень советских людей. И, в конце концов, послужило причиной гибели СССР.

Но и тандема любовь-справедливость оказывается мало. Силы зла беспрестанно ополчаются на такое общество, стараясь его уничтожить. Поэтому оно должно быть сильным экономически, быть закованным в броню мощного государства. Иначе выжить у него нет шансов. Это означает, что обязательно присутствие третьей компоненты – материальной силы, которая в современной истории выражается в виде экономической мощи.

Если же общество, увы, эту экономическую мощь, богатство ставит превыше и справедливости и любви, то возникает «общество мамоны». Сюда попадают все капиталистические общества. Их пруд пруди. Такое общество ставит ложную цель, переворачивая установленную Богом иерархию ценностей с ног на голову. Спастись в этом обществе трудно (хотя утверждать, что совсем невозможно, было бы неверно).

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ЦЕРКВИ. Нам осталось дать небольшой очерк справедливости в Церкви. Итак, и любовь и справедливость являются главными действующими силами на духовном поле. И если любовь в большей степени способствует спасению людей в вечности, то справедливость является главным средством организации социальной жизни человечества. И та, и другая сила является мощными инструментами Господа, которыми Он управляет в мироздании.

Однако, если углубиться в теорию и практику христианского богословия, то – удивительное дело – обнаружится их полная несимметричность, так сказать, не паритетность. О любви к ближнему говорится очень много и очень красиво. Любовь трактуется как главное качество христианина. Еще больше упоминается о любви к Богу, и многократно указывается, что любовь к ближнему непрочна без любви к Богу.

Куда реже упоминается справедливость. И зачастую наши батюшки частенько путают ее с завистью, и потому записывают в грехи. Принципиальная разница между двумя этими понятиями в том, что зависть – чувство сугубо личное, а справедливость думает не о себе, а о всех. Тут мы встречаемся, к сожалению, с очень частым недостатком нашего богословия: оно не умеет мыслить об обществе, не замечает его, даже не понимая, что общества созданы Творцом и являют важнейшую суть человека – жить сообща.

Почему же к справедливости такое неоднозначное отношение? Думается, что дело в том, что батюшки считают идею социальной справедливости вовсе не Божьим законом, а попросту бунтом черни против Бога и Его служителей. Особенно батюшкам не нравится та социальная справедливость (пусть и неполная), которая была достигнута при Советской власти. Заметна ясная корреляция: если человек против справедливости, то он почти наверняка антисоветчик.

Но совсем уж отрицать справедливость даже ярые антисоветчики не могут. Правда, они видят только одну «справедливость» – владение собственностью (которое справедливостью как раз не является, ибо даёт массу преимуществ собственнику). В конце концов, идея частной собственности вылилась в тезис, который стал общепринятым в Церкви: владеть собственностью, даже очень большой, не предосудительно, но нельзя допускать, чтобы собственность овладела тобой, твоей душой. Однако проследить вторую часть тезиса практически нет возможности, а потому это стало неопределённой нравственной нормой, в отличие от ясной юридической нормы владения любой собственностью, в том числе и средствами производства.

  1. Надо сказать, что после того, как христианство победило в Восточной Римской Империи, многие святые отцы, в частности великий Иоанн Златоуст, боролись против страстного влечения к богатству, к которому были весьма привержены корыстолюбивые греки. Златоуст непрерывно в своих проповедях обличает их и призывает последовать апостолам, как указано выше, организовавшим христианскую Иерусалимскую коммуну с общей собственностью. Но тщетно. И более того, Златоуст, в конце концов, был сам обвинён в узурпации патриаршего престола, сослан в горы Армении, и в ссылке умер. Была разгромлена и богословская школа, которая начала образовываться на основе его воззрений. В результате учение Златоуста о собственности стало забываться вместе с заповедью не прилепляться душой к богатству. Так была открыта дорога современному капитализму. В результате чего идея справедливости стала замещаться идеей бесконтрольного владения деньгами и прочими богатствами. По этому пути пошел Запад. И надо сказать, что, к сожалению, Византия тоже пошла по тому же пути, скорректировав и богословие и реальную практику. В результате, по мнению наших русских философов А.С. Хомякова и В. С. Соловьева, Византия так и не сумела создать подлинно христианский социум (см.:Соловьев В.С. Византизм и Россия //Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1989, с.562-601 и Хомяков А.С. О старом и новом // О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988, с. 41-55) и, потеряв поэтому у Бога смысл своего существования, пала под ударами иноверцев.

Слава Богу, Византия сумела передать свою христианскую веру русским. Но русские – другая цивилизация, в основе которой лежат архетипы, отличные от греческих. И прежде всего они относятся к таким свойствам как справедливость, и общинная жизнь. Согласно исследованиям Игоря Фроянова (см.: Фроянов И.Я. Киевская Русь. СПБ., 1999), в Киевский период подавляющее большинство населения Руси были свободными хлебопашцами, объединенными в общины, что особенно вырабатывает справедливость и взаимопомощь. И впечатление такое, что русы оказались ближе к христианской имущественной этике, чем их меркантильные учителя.

В отличие от Византии, Россия уже в советский период все-таки предприняла попытку реализовать свое предназначение и создать христианское общество. Но засилье иудеев в период революции привело к трагичному парадоксу: советское общество было построено во многом согласно христианским нравственным ценностям, но отрицало Христа. После войны христианские ценности стали размываться, и такая Россия стала Господу уже не нужна.

Гибель СССР и последующее капиталистическое десятилетие стали для русской истории куда тяжелее татарского ига. Но конец виден Западное иго, кажется, заканчивается. Великая русская цивилизация скоро освободится от плена и засияет невиданным светом справедливости и любви.

Николай Владимирович Сомин, кандидат физико-математических наук, бакалавр теологии, православный публицист

Список литературы:

  1. Почему важна справедливость (ruskline.ru)
  2. О началах христианской социологии (ruskline.ru)
  3. Апостол братской любви (ruskline.ru)
  4. Справедливость в русской истории (ruskline.ru)
  5. Милостыня и справедливость (ruskline.ru)
  6. Заметки о справедливости (ruskline.ru). Справедливость как Божие веление.
  7. Заметки о справедливости (ruskline.ru) Любовь и справедливость.
  8. Заметки о справедливости (ruskline.ru) Справедливость и общественный строй.
  9. Оправдание справедливости (ruskline.ru)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2, prot:

Кто же против справедливости,кто будет против свободы,равенства,братства.Но дело в том,что во все времена эти демагогические лозунги использовали дельцы,провокаторы и разрушители государств.И после устроенного хаоса,как правило,наступала кровавая диктатура и беспредел.И поэтому церковь не делает акцент на справедливости,которая в принципе невозможна в этом мире лежащим во зле,а призывает каждого к совести,к ответственности,напоминая о воздаянии на Страшном суде.

справедливость или зависть? Автор пишет, что заботиться надо о неимущих... Но разве не Господь создал людей разными? Не равными, как пытаются вот уже триста лет нас убедить масоны, создатели т.н. "декларации независимости США" и убийцы французского короля, не пощадившие ни жены короля, ни несовершеннолетнего сына, нет, не равными, но разными! А о том, чтобы всё "раздать и поделить", чтобы дорогие приношения продать и раздать бедным, с таким предложением Иуда Искариот выступал. Справедливость, всем раздать, свобода, равенство, братство, все это приманки слуги врага рода человеческого использовали уже не раз. До сих пор используют, ничего нового не придумали. А зачем придумывать, если и это работает?
александрович / 15.08.2022, 15:28

2. О справедливости.

Кто же против справедливости,кто будет против свободы,равенства,братства.Но дело в том,что во все времена эти демагогические лозунги использовали дельцы,провокаторы и разрушители государств.И после устроенного хаоса,как правило,наступала кровавая диктатура и беспредел.И поэтому церковь не делает акцент на справедливости,которая в принципе невозможна в этом мире лежащим во зле,а призывает каждого к совести,к ответственности,напоминая о воздаянии на Страшном суде.
prot / 15.08.2022, 10:59

1. Справедливость .

Законы после Потопа - справедливые. Но это законы хищника и жертвы. Советская власть впитала в себя эти законы, в русскую цивилизацию была вписана культура запада, культура Науки того времени. Советская власть стала русским зверем, а западная цивилизация - немецким зверем. Сам по себе зверь - справедливое животное по природе. Но пожирает жертву. Впрочем, если жертва не согрешит, то зверь потеряет образ хищничества, вернется к первозданному, допотопному состоянию для себя.
Дело в том, что наука того времени (да и сегодня, пока еще) сформировала т. Эволюции. Как парадигму мировоззрения. Но эта парадигма - законы мира после Потопа. Более того, в научном образе это - вещь в себе. В раю - для себя. После Потопа - в себе. Пока вот ЭТО не станет разъяснено новой парадигмой, будет оставаться парадигма Призрака Бога - Антихриста. А это та парадигма, в которой мы все еще пока живем.
Справедливость в советском государстве - справедливость внутри организма-государства молодого зверя, который не есть сатана, но есть хищник по закону. Для него , для зверя того времени - пожрать жертву - необходимость по справедливость закона природы. Еще раз: это не сатана, а это образ зверя, которого самого по себе создал Бог. Но, когда в этом образ зверя был вложен дух дракона, то возникли две мировые войны в христианском мире, за то, что впитал в себя законы после Потопа без критики чистого разума.
Игорь Бондарев / 15.08.2022, 06:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Владимирович Сомин
Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа»
Лекция из цикла о русских философах
19.11.2024
Россия в XX веке
Церковь и советская власть
07.08.2024
Николай Александрович Бердяев
Лекция из цикла о русских философах
06.08.2024
Семен Франк о духовности в обществе
Лекция из цикла о русских философах
04.08.2024
Все статьи Николай Владимирович Сомин
Последние комментарии
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 20:40
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Наталья Сидорина
14.12.2024 19:56
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:28
Мы не знаем, чем все кончится
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:16
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 18:58
Улетайте в Париж, пока не наступила «нелётная погода»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 16:08
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
14.12.2024 15:20