На фоне Специальной военной операции на Украине и фундаментального конфликта России и Запада очень остро встал вопрос национальной идентичности, выработки национальной идеологии. В связи с этим, думается, будет востребована дискуссия, возникшая между двумя авторитетными отечественными правоведами, докторами юридических наук и крупными государственными деятелями бывшим заместителем председателя Государственной Думы С.Н. Бабуриным и бывшим заместителем главы ФСИН А.М. Величко. Поводом к дискуссии стало выступление С.Н. Бабурина на V-м Международном семинаре (на расстоянии) «Чанган и Рим: встреча двух культур. Шелковый путь и евразийская солидарность», организованном Центром евразийских исследований Римского университета «Тор Вергата» совместно с Университетом политических наук и права Северо-Запада Сиань. Сегодня мы предлагаем вниманию читателя доклад С.Н. Бабурина, а затем опубликуем статью А.М. Величко. И надеемся на отклики наших читателей, которые подключатся к обсуждению столь важных проблем.
В октябре 2021 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что ныне человечество находится в кризисе подходов, принципов, определяющих само существование человека на земле, что этот кризис имеет не только цивилизационный, но даже концептуальный характер. Возрастает роль этической основы всего развития современных государств (Путин В.В. Выступление на заседании клуба «Валдай», 21 октября 2021 г. // [электронный ресурс] – URL [обращение 18.11.2021]). Оттого важно определить духовно-нравственный смысл трансформации современных государств, которые были и остаются основным фактором стабильности мирового порядка.
Особую роль играет осмысление миссии России в прошлом и настоящем. Исторически и географически Россия не просто оказалась местом пересечения пути из Китая (Цинь) в Европу и из Европы в Китай, но стала в прошлом и настоящем пространством взаимопроникновения, борьбы и сотрудничества цивилизаций Запада и Востока.
Китай, как и Россия, никогда не был мононациональным государством. Ему посчастливилось собрать за столетия все народы одного цивилизационного корня в единое государство, созданное не столько властью, сколько единством культуры и традиционных верований, образа жизни. Современный Китай потрясает нас, его соседей гармоничным сочетанием высших достижений современных научных технологий с крепостью традиционной нравственной культуры. «Концепция основных ценностей – это и есть своего рода нравственность, нравственность как отдельного человека, так и всеобъемлющая нравственность, то есть нравственность страны, нравственность общества, – подчёркивает лидер современного Китая Си Цзиньпин. – Без этого страна не может процветать, человек не может добиться успеха. Если у нации, у государства нет общей концепции основных ценностей, нет единого мнения о нормах поведения, тогда эта нация, эта страна не может двигаться вперёд» (Си Цзиньпин. О государственном управлении / Пер. с кит. 3-е изд. Т. 1. Пекин, 2018. С. 233). Именно архетипы китайского национального самосознания позволяют этой великой стране успешно проходить самые тяжелые внешние испытания.
Срединное государство. Обычно за этим определением видят Китай (на мандаринском диалекте «Чжуньго»), однако применительно к Китаю этот термин стали применять лишь с 1911 г., когда начали отождествлять Поднебесную Империю со Срединной. Более уместно относить характеристики срединного государства к Российскому Царству, затем к Российской Империи, в котором только и встретились, причудливо соединяясь, Восток (Китай) и Запад.
Несколько принципиальных замечаний о Западе.
Было время, когда Европейская культура зарождалась и превращалась в Европейскую цивилизацию. Центром и культурно-историческим стержнем Европейской цивилизации был Рим. В Древнем Риме тому была причиной централизованная власть цезарей, опиравшаяся не только на военную силу, но на динамично развивавшиеся правовую систему и систему самого эффективного в то время государственного управления, на духовную жизнь. В Средние века и Новое время центром западной цивилизации стал католический Рим, Рим сильной централизованной духовной власти.
Ныне Запад уже иное. Под влиянием секуляризма Просвещения, убрав из центра духовно-нравственных координат Бога, отринув Христианство с его библейскими заповедями, Запад поднял эгоизм человека до религиозного культа, уничтожая традиционные семейные и культурные ценности, отрицая смысл раздельного существования мужчины и женщины. К сожалению, в этот грех впали даже отдельные иерархи католической Церкви. Та Европа, к которой мы привыкли, которую почитали праматерью русской культуры, умирает. Через одно поколение она изменится и этнически, став одним их ключевых исламских регионов.
Потому и призвали в 2016 г. в Совместном заявлении Папа Римский Франциск и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к единению христиан во имя спасения Христианского мира, к борьбе против секулярной нетерпимости, за крепость семейных ценностей. Семья, подчеркнули предстоятели двух крупнейших христианских церквей, основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак – это школа любви и верности. Папа и Патриарх высказали своё глубокое сожаление о том, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания. Более того, они особенно выделили те надежды, с которыми был воспринят процесс европейской интеграции, начавшийся после столетий кровавых конфликтов и предостерегли против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность. «Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией» (Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла, 13 февраля 2016 г. // [Электронный ресурс] URL [дата обращения: 20.11.2021]).
Зарождавшийся рационализм западного мировоззрения, ослабил Великий Рим, привел его к духовно-нравственному перерождению, после чего центр Европейской цивилизации переместился в Византий (Константинополь). Тысячу лет просуществовала Византийская империя, дав толчок многих национальных культур и государств в Европе и Азии, но и она в силу комплекса причин погибла. Её цивилизационное знамя подхватило Московское Царство. Не случайно, уже Ивана III Великого стали величать Царём (Кесарем), а его внук Иван IV Грозный вступал на престол царской коронацией. Москва заняла в Христианском мире место «Третьего Рима». 300 лет назад, после побед Петра I Великого в Европе, Россию на западный манер признали Империей. Но это был лишь вынужденный жест европейской дипломатии, ибо уже со времен Ивана Великого Россия заняла место Срединного государства, соединяющего традиции Востока и Запада.
Это не просто слова. Россия, сама Русская цивилизация состоялась как цивилизационный союз славянских, тюркских, угро-финских, кавказских и иных народов, объединённых христианскими ценностями и русским языком. «Само объединение почти всей территории современной России под властью одного государства, – писал в 1920 г. Н.С. Трубецкой, – было впервые осуществлено не русскими славянами, а туранцами-монголами. Распространение русских на Восток было связано с обрусением целого ряда туранских племен, сожительство русских с туранцами проходит красной нитью через всю русскую историю» (Трубецкой Н. О туранском элементе в русской культуре // Русский мир: Сборник. – М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 738-739). Русская культура по мнению многих исследователей вобрала в себя славяно-византийские и пришедшие из Китая начала взаимопомощи и солидарности, приоритета духовного над земным. Туранская психика сообщает нации культурную устойчивость и силу, утверждает культурно-историческую преемственность и создает условия экономии национальных сил, благоприятствующие всякому строительству, был уверен Н.Трубецкой (Там же. С. 757).
На просторах России всегда сталкивались Запад и Восток, Рим и Цинь.
Большевизм есть такой же плод двухсотлетнего романо-германского ига, как московская государственность была плодом татарского ига. Большевизм показывает, чему Россия за это время научилась от Европы, как она поняла идеалы европейской цивилизации и каковы эти идеалы, когда их осуществляют в действительности (Там же. С. 765). Весь ХХ век, через внутренние трансформации и Великую мировую войну 1941-1945 гг., Россия избавлялась от западного гнета, но конец ХХ века стал для России очередным моментом мировоззренческого кризиса и торжества чуждых её архетипам идеалов.
Лишь конституционная реформа Российской Федерации 2020 г. вернула нас на свой национальный путь развития, закрепив не только историческую и правовую преемственность от Советского Союза, но и важность патриотического воспитания, семейные ценности, брак как союз мужчины и женщины (ст. 72 Конституции РФ), наследование от предков идеалов и веры в Бога (ст. 67.1).
Это – духовно-нравственные принципы восточного общества, которые столетиями сохранялись и сохраняются народами России. Да, они отделяют реформируемое ныне российское государство от демократической однополой Европы, вновь сближают с традиционным Востоком. Но для России это не принципы и идеи Востока, это её собственные принципы, которые её за столетия и формировали.
Россия и в Европе ныне ориентируется на силы консервативно-традиционалистского направления, не на Лондон и Париж, а на остающийся христианским Рим. Отсюда и надежда народно-патриотических сил России, опираясь на традиционные духовно-нравственные принципы государственных трансформаций, создать нравственное государство и построить новый общественный строй, который будет лучше и эффективнее капитализма и социализма. Россия возвращает свою сущность и вновь сможет быть партнёром очищенного от духовных деформаций Рима и совершенствующего социализм со своей национальной спецификой Китая.
Библиография
- Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр. Т.П. Емельяновой. М.: Академический проект, 2011. – 396 с.
- Скуратов Ю.И. Евразийская природа России и некоторые современные проблемы развития государственно-правовых институтов. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012.
- Си Цзиньпин. О государственном управлении / Пер. с кит. 3-е изд. Т. 1. Пекин: Изд-во лит. на иностранных языках, 2018.
Бабурин Сергей Николаевич, Президент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры, доктор юридических наук, профессор