Как себя чувствуют в нашем обществе религиозные смыслы

При всём внешнем благополучии дело спасения находится в упадке

1 Павел Тихомиров 
944
Время на чтение 21 минут
Фото: Из личного архива автора

Не так давно Русская народная линия обратила внимание на результаты исследования Института социологии РАН, посвященного оценке населением присутствия религии в публичном пространстве. Ученые обнаружили, что россияне опасаются «роста клерикализма». Это стало предметом обсуждения на Круглом столе Русского собрания (мнения участников вот и вот).

Участники обсуждения заметили, что не очень понятно, что считать ростом клерикализма. Само это слово для русского уха звучит неприятно, с заграничным привкусом: «клерикал» проигрывает «священнослужителю». Клерикализацией можно и запугать. А вот слово «рост» имеет по преимуществу положительные коннотации. Рост – это хорошо. Почему же значительно число жителей нашей страны боится роста влияния религиозных организаций?

В исходном материале был такой пассаж: «Несмотря на активное возвращение религии в публичную сферу, присутствие религиозных смыслов, контекстов и лидеров в общественно значимых сферах, данные мониторинга фиксируют, что российское массовое сознание остаётся в большей мере секулярным, а религиозный проект не представляется доминирующим при оценке будущего». На мой взгляд, данное утверждение носит противоречивый характер. Одновременно утверждаются доминирующая светскость и наполнение публичной сферы религиозными смыслами, к тому же с потенцией к росту. А может быть, ощущение «роста клерикализма» – только иллюзия; мы выдаем желаемое за действительное, а в реальности никакого роста и нет?

Эта мысль побудила меня провести своё маленькое исследование.

Судить о наполнении религиозными смыслами публичного пространства можно, например, по отражению в новостях соответствующих тем. Я взял 15 ключевых слов и посмотрел частотность материалов с ними в русскоязычной прессе, обрабатываемой агрегатором Яндекс.Новости. Случайным образом был выбран месяц июнь (как ближайший к настоящему уже закончившийся месяц). Сравнивались данные за пять лет – с 2018 по 2022 год.

Результаты сравнения представлены в таблице ниже.

 

2018

2019

2020

2021

2022

Результат 2022 к 2018 в %

Раздел 1

             

благочестие

27

27

16

16

46

170

 

благоговение

24

23

18

18

16

67

 

святость

127

123

94

94

84

66

 

благодать

337

442

437

358

374

111

 

милость

400

393

374

294

382

96

 

Итого по разделу 1

915

1008

939

780

902

99

 
           

102

Средний процент

               

Раздел 2

             

поститься

115

84

44

55

60

52

 

прощение

298

297

401

378

288

97

 

покаяние

130

154

232

115

100

77

 

исповедоваться

42

37

61

30

41

98

 

креститься

36

53

49

42

46

128

 

Итого по разделу 2

621

625

787

620

535

86

 
           

90

 
               

Раздел 3

             

причастие

60

78

118

67

67

112

 

миропомазание

3

4

5

8

7

233

 

Богородица

97

123

96

100

119

123

 

святцы

9

4

7

10

4

44

 

монашество

99

72

141

128

87

88

 

Итого по разделу 3

268

281

367

313

284

106

 
           

120

 
               

Всего

1804

1914

2093

1713

1721

95

 

Слова условно распределены по 3-м разделам. Первый раздел – это слова «религиозного настроения». Они используются представителями всех ведущих конфессий, представленных в России. Три слова из пяти в этом разделе показали отрицательную динамику (благоговение, святость, милость). В случае с милостью падение было бы ещё больше, не придись на июнь 2022 г. реплика Дмитрия Медведева: «Нет у нас сейчас никаких отношений с США. Они в точке нуля по Кельвину. И размораживать их сегодня не надо. И переговоры с ними пока вести не надо. Это вредно для России. Пусть сами прибегут или приползут и попросят об этом. И ценят это как особую милость». Эта цитата попала во множество СМИ. Агрегатор Яндекс.Новости собрал 58 её упоминаний.

Понятно, что «милость» в устах Медведева звучит иронично. Подлинная милость выглядит иначе. Но вычитать эти упоминания из итога было бы неправильно. На самом деле, ведь по каждому из слов наряду с тематическим присутствует и «не то» употребление. Люди могут называть святостью, благоговением и благодатью довольно странные вещи. Более того, в некоторых материалах эти слова подаются как что-то отрицательное. И это тоже в данном случае неважно. Ведь нас интересует само присутствие этих понятий в публичном пространстве. Если их используют так или иначе (пускай иронично или вообще с отрицательным знаком), значит, они имеют определенный вес. А статистика всё выровняет – в одном месяце вырастет частотность одного слова, в другом – другого. Например, резкий рост в 2022 г. употреблений слова «благочестие» связан с проведением двух фестивалей, в название которых было оно попало. Но это тоже говорит о внимании к данному понятию.

Общий вывод по разделу «слов религиозного настроения» – стабильность. Суммарный результат в 2022 году составил 99% от 2018 года. При этом, если посчитать среднее по всем итоговым результатам (то есть рассматривая слова как равные, безотносительно к количеству их употреблений), то мы получим 102%. Ни роста, ни падения.

Третий раздел – это слова «православного богословия». Они принадлежат к православному миру, за его пределами используются лишь некоторые из них, и только в христианских конфессиях. С помощью этих слов мы описываем существо Православия. И мы видим, что практически все слова в этом разделе показывают рост или тяготеют к нему. Суммарный результат даёт 106% (2022 к 2018), а если устранить частотность, то эффект будет ещё сильнее – 120%.

По крайней мере, можно с уверенностью сказать, что интерес с к Православию не ослабевает. Он даже растёт, хотя, конечно, сам рост не очень впечатляет – многие цифры 2022 года меньше предшествующих лет.

А вот второй раздел показывает очевидную отрицательную динамику. Его составляют «слова религиозной практики». Мы ведь должны не только знать, что составляет нашу веру, но и поступать соответствующим образом. А поступаем ли? Мы даже не очень хотим говорить об этом. Из пяти слов – четыре упали. Два (поститься и исповедоваться) – значительно. А ведь за этими словами стоит повседневная практика духовной жизни. Прощение и покаяние показывают рост в 2020 году, но он связан исключительно с Михаилом Ефремовым, попавшим в ДТП по пьяному делу. Общество обсуждало, истинное ли у него покаяние и заслуживает ли он прощения. На июнь 2021 пришелся скандал с Ольгой Бузовой, который тоже практически в одиночку «приподнял» цифру по прощению над базовым 2018 годом.

Любопытно, что обсуждение прощения и покаяния увлекает, когда мы можем потребовать их с других, но в традиционном религиозном ключе, когда их надо приложить к себе, они не вызывают у нас интереса.

В целом анализ показывает небольшое снижение (строка «Всего»). Рост по одним позициям компенсируется потерями по другим. Об общем росте присутствия религиозных смыслов в общественном сознании говорить не приходится. Но и катастрофы нет. Нельзя сказать, что религиозные смыслы выпадают из публичного пространства.

Однако теперь можно объяснить результаты исследования Института социологии РАН. Мне кажется вполне очевидным, что стоит за «опасениями роста клерикальности». Дело упирается как раз в раздел 2. Люди боятся, что их будут побуждать развивать «религиозную практику». А они не хотят не только принуждать себя к ней, но даже обсуждать, как она должна влиять на их жизнь. Пусть религия существует. В современном обществе религиозность допускается как вариант самовыражения. Многим даже интересно расширять свои знания в этой сфере. У нас любят причислять себя к Православию. Пусть я буду православным, но только так, чтобы это не нарушало привычного уклада моего бытия. Не побуждайте меня изменяться. Религия отдельно, повседневность отдельно. Их нельзя смешивать. Поэтому массовое сознание и готово одергивать религиозные институты: их нельзя подпускать слишком близко, а то вдруг придётся отдать свою душу Христу. Современный человек к этому не готов.

А это значит, что при всём внешнем благополучии дело спасения находится в упадке. Духовный кризис набирает обороты.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Как себя чувствуют в нашем обществе религиозные смыслы

А как должны себя чувствовать при капитализме религиозные смыслы? Очевидно, что никак. Их вытеснили культ денег, потребления и удовольствий. А господам капиталофилам все хочется совместить "приятное с полезным". Но "никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф.6:24Б Лук.16:13).
Ладога / 13.07.2022, 12:51

4.

Что мешает православным России умереть за Истину, ибо "Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин.15.13) ? А мешает православным понимание своей немощи. Без этого понимания невозможно осознание своего падения, а следовательно, невозможно сделать первый шаг к покаянию. Более четкий ответ найдете в этом видео https://www.youtube.com/watch?v=mJwM0rRmaIU&t=6s С НАМИ БОГ!
Валерий / 12.07.2022, 11:30

3. Ответ на 2, Vladislav:

Мир нас пугает химерами и цифрами. Но думаю и сейчас не хуже, чем 100 или 1000 или 2000 лет назад

А почему Вы так думаете?


Апостол Павел писал: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся". То есть приближение к последним временам связано с ухудшением людей...
Андрей Карпов / 12.07.2022, 07:42

2. Не всё так мрачно

Мир нас пугает химерами и цифрами. Но думаю и сейчас не хуже, чем 100 или 1000 или 2000 лет назад -свои проблемы, свои трудности и вроде зло побеждало, а потом бац -и куда-то пропало.
Vladislav / 11.07.2022, 21:15

1. Наши союзники.

Когда то Российский император сказал,что у России только два союзника - армия и флот.Сейчас же можно сказать,что у русского народа два союзника - армия и православная церковь.Да,именно,православная церковь - изувеченная,искалеченная,загнанная в угол.Обманутый русский"православный"народ в своей массе к сожалению этого не осознает.Но западные бесы и либералы прекрасно понимают значение и силу Истины.И поэтому придумали уже совсем страшную"страшилку"- клирикотизацию.
prot / 11.07.2022, 17:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44