Не так давно Русская народная линия обратила внимание на результаты исследования Института социологии РАН, посвященного оценке населением присутствия религии в публичном пространстве. Ученые обнаружили, что россияне опасаются «роста клерикализма». Это стало предметом обсуждения на Круглом столе Русского собрания (мнения участников вот и вот).
Участники обсуждения заметили, что не очень понятно, что считать ростом клерикализма. Само это слово для русского уха звучит неприятно, с заграничным привкусом: «клерикал» проигрывает «священнослужителю». Клерикализацией можно и запугать. А вот слово «рост» имеет по преимуществу положительные коннотации. Рост – это хорошо. Почему же значительно число жителей нашей страны боится роста влияния религиозных организаций?
В исходном материале был такой пассаж: «Несмотря на активное возвращение религии в публичную сферу, присутствие религиозных смыслов, контекстов и лидеров в общественно значимых сферах, данные мониторинга фиксируют, что российское массовое сознание остаётся в большей мере секулярным, а религиозный проект не представляется доминирующим при оценке будущего». На мой взгляд, данное утверждение носит противоречивый характер. Одновременно утверждаются доминирующая светскость и наполнение публичной сферы религиозными смыслами, к тому же с потенцией к росту. А может быть, ощущение «роста клерикализма» – только иллюзия; мы выдаем желаемое за действительное, а в реальности никакого роста и нет?
Эта мысль побудила меня провести своё маленькое исследование.
Судить о наполнении религиозными смыслами публичного пространства можно, например, по отражению в новостях соответствующих тем. Я взял 15 ключевых слов и посмотрел частотность материалов с ними в русскоязычной прессе, обрабатываемой агрегатором Яндекс.Новости. Случайным образом был выбран месяц июнь (как ближайший к настоящему уже закончившийся месяц). Сравнивались данные за пять лет – с 2018 по 2022 год.
Результаты сравнения представлены в таблице ниже.
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Результат 2022 к 2018 в % |
||
Раздел 1 |
|||||||
благочестие |
27 |
27 |
16 |
16 |
46 |
170 |
|
благоговение |
24 |
23 |
18 |
18 |
16 |
67 |
|
святость |
127 |
123 |
94 |
94 |
84 |
66 |
|
благодать |
337 |
442 |
437 |
358 |
374 |
111 |
|
милость |
400 |
393 |
374 |
294 |
382 |
96 |
|
Итого по разделу 1 |
915 |
1008 |
939 |
780 |
902 |
99 |
|
102 |
Средний процент |
||||||
Раздел 2 |
|||||||
поститься |
115 |
84 |
44 |
55 |
60 |
52 |
|
прощение |
298 |
297 |
401 |
378 |
288 |
97 |
|
покаяние |
130 |
154 |
232 |
115 |
100 |
77 |
|
исповедоваться |
42 |
37 |
61 |
30 |
41 |
98 |
|
креститься |
36 |
53 |
49 |
42 |
46 |
128 |
|
Итого по разделу 2 |
621 |
625 |
787 |
620 |
535 |
86 |
|
90 |
|||||||
Раздел 3 |
|||||||
причастие |
60 |
78 |
118 |
67 |
67 |
112 |
|
миропомазание |
3 |
4 |
5 |
8 |
7 |
233 |
|
Богородица |
97 |
123 |
96 |
100 |
119 |
123 |
|
святцы |
9 |
4 |
7 |
10 |
4 |
44 |
|
монашество |
99 |
72 |
141 |
128 |
87 |
88 |
|
Итого по разделу 3 |
268 |
281 |
367 |
313 |
284 |
106 |
|
120 |
|||||||
Всего |
1804 |
1914 |
2093 |
1713 |
1721 |
95 |
Слова условно распределены по 3-м разделам. Первый раздел – это слова «религиозного настроения». Они используются представителями всех ведущих конфессий, представленных в России. Три слова из пяти в этом разделе показали отрицательную динамику (благоговение, святость, милость). В случае с милостью падение было бы ещё больше, не придись на июнь 2022 г. реплика Дмитрия Медведева: «Нет у нас сейчас никаких отношений с США. Они в точке нуля по Кельвину. И размораживать их сегодня не надо. И переговоры с ними пока вести не надо. Это вредно для России. Пусть сами прибегут или приползут и попросят об этом. И ценят это как особую милость». Эта цитата попала во множество СМИ. Агрегатор Яндекс.Новости собрал 58 её упоминаний.
Понятно, что «милость» в устах Медведева звучит иронично. Подлинная милость выглядит иначе. Но вычитать эти упоминания из итога было бы неправильно. На самом деле, ведь по каждому из слов наряду с тематическим присутствует и «не то» употребление. Люди могут называть святостью, благоговением и благодатью довольно странные вещи. Более того, в некоторых материалах эти слова подаются как что-то отрицательное. И это тоже в данном случае неважно. Ведь нас интересует само присутствие этих понятий в публичном пространстве. Если их используют так или иначе (пускай иронично или вообще с отрицательным знаком), значит, они имеют определенный вес. А статистика всё выровняет – в одном месяце вырастет частотность одного слова, в другом – другого. Например, резкий рост в 2022 г. употреблений слова «благочестие» связан с проведением двух фестивалей, в название которых было оно попало. Но это тоже говорит о внимании к данному понятию.
Общий вывод по разделу «слов религиозного настроения» – стабильность. Суммарный результат в 2022 году составил 99% от 2018 года. При этом, если посчитать среднее по всем итоговым результатам (то есть рассматривая слова как равные, безотносительно к количеству их употреблений), то мы получим 102%. Ни роста, ни падения.
Третий раздел – это слова «православного богословия». Они принадлежат к православному миру, за его пределами используются лишь некоторые из них, и только в христианских конфессиях. С помощью этих слов мы описываем существо Православия. И мы видим, что практически все слова в этом разделе показывают рост или тяготеют к нему. Суммарный результат даёт 106% (2022 к 2018), а если устранить частотность, то эффект будет ещё сильнее – 120%.
По крайней мере, можно с уверенностью сказать, что интерес с к Православию не ослабевает. Он даже растёт, хотя, конечно, сам рост не очень впечатляет – многие цифры 2022 года меньше предшествующих лет.
А вот второй раздел показывает очевидную отрицательную динамику. Его составляют «слова религиозной практики». Мы ведь должны не только знать, что составляет нашу веру, но и поступать соответствующим образом. А поступаем ли? Мы даже не очень хотим говорить об этом. Из пяти слов – четыре упали. Два (поститься и исповедоваться) – значительно. А ведь за этими словами стоит повседневная практика духовной жизни. Прощение и покаяние показывают рост в 2020 году, но он связан исключительно с Михаилом Ефремовым, попавшим в ДТП по пьяному делу. Общество обсуждало, истинное ли у него покаяние и заслуживает ли он прощения. На июнь 2021 пришелся скандал с Ольгой Бузовой, который тоже практически в одиночку «приподнял» цифру по прощению над базовым 2018 годом.
Любопытно, что обсуждение прощения и покаяния увлекает, когда мы можем потребовать их с других, но в традиционном религиозном ключе, когда их надо приложить к себе, они не вызывают у нас интереса.
В целом анализ показывает небольшое снижение (строка «Всего»). Рост по одним позициям компенсируется потерями по другим. Об общем росте присутствия религиозных смыслов в общественном сознании говорить не приходится. Но и катастрофы нет. Нельзя сказать, что религиозные смыслы выпадают из публичного пространства.
Однако теперь можно объяснить результаты исследования Института социологии РАН. Мне кажется вполне очевидным, что стоит за «опасениями роста клерикальности». Дело упирается как раз в раздел 2. Люди боятся, что их будут побуждать развивать «религиозную практику». А они не хотят не только принуждать себя к ней, но даже обсуждать, как она должна влиять на их жизнь. Пусть религия существует. В современном обществе религиозность допускается как вариант самовыражения. Многим даже интересно расширять свои знания в этой сфере. У нас любят причислять себя к Православию. Пусть я буду православным, но только так, чтобы это не нарушало привычного уклада моего бытия. Не побуждайте меня изменяться. Религия отдельно, повседневность отдельно. Их нельзя смешивать. Поэтому массовое сознание и готово одергивать религиозные институты: их нельзя подпускать слишком близко, а то вдруг придётся отдать свою душу Христу. Современный человек к этому не готов.
А это значит, что при всём внешнем благополучии дело спасения находится в упадке. Духовный кризис набирает обороты.
Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
5. Как себя чувствуют в нашем обществе религиозные смыслы
4.
3. Ответ на 2, Vladislav:
Апостол Павел писал: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся". То есть приближение к последним временам связано с ухудшением людей...
2. Не всё так мрачно
1. Наши союзники.