Патриарх-москаляка и Союз православных демагогов

Политическая демагогия украинского антигосударства постепенно начинает становиться официальной «мовой» и УПЦ

Автокефалия на Украине  Украинская православная церковь (УПЦ МП) 
0
1088
Время на чтение 11 минут
Фото: СПЖ

1. Духовное разложение УПЦ после совершённого на Феофанийском соборе раскола набирает ход. «Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство» (1 пр. св. Василия Великого, см.: Правила Апостолов и Святых Отцов с толкованиями. М., «Сибирская благозвонница», 2011, с.344). Поэтому, объявив «самостийность» от РПЦ как своей Церкви-Матери, новые украинские раскольники следом принялись ниспровергать уже каноны Вселенской Церкви, так как они обличают совершенное ими преступление.

В частности, правила Двукратного собора объявляются не действующими в отношении УПЦ их «специалистами по каноническому праву». Для этого используются приемы классической демагогии. Если нельзя опровергнуть оппонента весомыми аргументами и достоверными фактами, как известно, нужно скомпрометировать его личность. В данном случае – это личности участников Двукратного собора. Что и делает киевский «канонист» Константин Шемлюк (какие же все-таки выразительные фамилии у наших украинских «партнёров»: Арахамия – словно латинское название какого-то паука, Тягнибок – словно имя какого-то языческого идола, Подоляк…).

«Исторический период, когда был проведен Двукратный Собор, для Церкви (Константинопольской) был достаточно неприглядным. Патриархи менялись каждые несколько лет, причём исключительно по прихоти императоров» (Запрещает ли Двукратный собор не поминать патриарха).

Другое дело – идиллический контекст Феофанийского собора, не бросающий и тени сомнения на ортодоксальность его решений.

Следующий компромат, который Константину Шемлюку удалость нарыть на одноименный ему собор 861 года, заключается в том, что «Двукратный Поместный Собор Константинопольской Церкви состоялся в мае 861 года под председательством патриарха Фотия. В нем участвовало 318 епископов, включая папских легатов».

А в Первом Риме, как известно, дела уже давно шли к великой схизме, «филиокве» уже имело хождение на местах и прочие уклоны.

Затем, «акты Собора не сохранились, так как были сожжены сторонниками патриарха Игнатия в 869-м. Однако [справедливости ради нужно признать после того, как рядом приведенных сведений до присяжных заседателей доведена моральная небезупречность свидетеля] семнадцать правил Двукратного Собора входят в состав Книги правил Православной Церкви и, таким образом, являются документами ее канонического права».

Стало быть, опровергать все-таки нужно будет само содержание правил Двукратного собора либо истолковать их таким образом, чтобы они не обличали напрямую решения Феофании и практику УПЦ.

Однако возможности формирования у суда присяжных негативного образа главного свидетеля по делу еще не исчерпаны, и украинский «канонист» Шемлюк (в которого словно вселился Арахамия с Тягнибоком в придачу) вдруг изрекает уже окончательно порочащий сторону обвинения научно-исторический факт.

«Собственно, сам Собор был созван для усмирения империи, потому что верующий народ разделился – одни епископы, священники и миряне поминали во время богослужений патриарха Фотия, другие – патриарха Игнатия. Такой раскол в Церкви привёл к настолько сильной вражде в государстве, что, по словам греческого канониста Зонары, “доходило до меча и убийств”. Собственно, из-за этих беспорядков и распустили первую сессию Собора. <…> Таким образом, интересующее нас 15-е правило было принято в контексте уже существующего раскола в Константинопольской Церкви, когда часть церковного народа поминала одного патриарха, часть – другого, а вопрос сакральности патриаршего предстоятельства выглядел не вполне очевидным».

Это и означает, что с Русской Церкви священная борьба церковного Майдана за незалежность перекидывается уже на Вселенскую Церковь. Потому что все Вселенские и равночестные им Поместные соборы (на которых принимались правила, вошедшие в каноническое право Церкви) собирались исключительно в «неприглядные» исторические периоды, когда случался какой-нибудь раскол или появлялась очередная ересь, производившая смуту в народе, для противодействия которой каждый раз и созывался собор, на котором выносились решения, отделявшие истину ото лжи, единство от раскола, верных от неверных. Соответственно, укоры Двукратного собора со стороны представителя УПЦ в том, что он собрался в каком-то непригодном для выяснения истины «историческом контексте», направлено против Вселенской Церкви как таковой, которая, повторим, только в таком контексте и ни в каким другом созывала все свои святые соборы, «вопрос сакральности которых» для шельмоватых феофанийцев отныне «выглядит не вполне очевидным».

Однако, как было сказано, обоснование юридической несостоятельности правил Двукратного собора «неприглядностью» его антуража недостаточно для защиты подсудимого, поскольку эти правила входят в Книгу правил Вселенской Церкви. Поэтому от argumentum ad hominem circumstantiae (объяснения точки зрения оппонента его личными обстоятельствами) демагог Шемлюк переходит к правильному толкованию правил, или, что то же самое, подстрочному переводу их на украинский язык.

«Здесь нужно подчеркнуть, что “отступление от общения” с патриархом следует понимать как разрыв с ним евхаристического общения».

Почему это «следует понимать» именно так, украинский специалист по каноническому праву не сообщает, хотя в правилах Двукратного собора не только ничего не сказано о тождестве прекращения поминовения и «разрыве евхаристического общения», но даже отсутствует само слово «евхаристическое». Правила говорят только о раскольнической практике самовольного прекращения поминовения легитимного иерарха, именно само это непоминовение классифицируя как «отступление от общения» с ним («аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии» (15 пр.); «дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию» (13 пр.); «отступит от общения с ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном тайнодействии» (пр.14) см.: Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. М., «Паломник», 2000, с.846-852). И поскольку в УПЦ сложилась именно такая «парадоксальная ситуация», необходимо предать правилу какой-нибудь иной смысл.

«Таким образом, отказ поминать имя патриарха (который можно считать расколом) является следствием или выражением нежелания совместно с патриархом причащаться. Другими словами, само по себе непоминовение патриарха, если не было объявлено о разрыве евхаристического общения, расколом не является» (Запрещает ли Двукратный собор не поминать патриарха).

Что и требовалось доказать. Отказ поминовения патриарха «можно считать» расколом (как это сделали отцы Двукратного собора), но на самом деле это «расколом не является». Общение (единство) все равно сохраняется на мистическом «евхаристическом» уровне (то есть, просто по факту продолжения совершения таинства раскольником). А кого при этом поминать – это вообще дела не касается, это право выбора свободной личности. Получается, что вся историческая справка «экспертного заключения» (экскурс в «неприглядные» обстоятельства Двукратного собора) не пригодилась, поскольку вдруг выяснилось, что нет самого состава преступления. Более того, если «само по себе» прекращение поминовения не является расколом в случае УПЦ, то оно не являлось им и в ситуации, сложившейся в Константинопольской Церкви во время Двукратного собора, потому что там тоже никто с транспарантами «За разрыв евхаристического общения!» на царьградском Майдане не митинговал.

Таким образом, логика «канониста» УПЦ оказывается обратной логике отцов Двукратного собора. Если те собрались в условиях совершившегося в Церкви раскола для его преодоления, вынесения однозначного определения, которому должны следовать все члены Церкви, желающие сохранять единство с ней, то лукавство феофанийца доходит до того, что он, по сути, предлагает рассматривать сам этот раскол в Константинопольской Церкви времен Двукратного собора как прецедент для нынешнего случая УПЦ, где тоже сложилась «неприглядная» практика двоякого поминовения. Но если для канонического права Церкви (правил Двукратного собора) это и является признаком раскола, то для канонической «парадоксальности», которую отстаивает «канонист» Феофании (после того, как его незалежная мысль сделала диалектический кульбит) этот факт непоминовения патриарха в эпоху Вселенских соборов нужно рассматривать как доказательство допустимости такой практики в Церкви.

«Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подъискиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: "да, это не худо". У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью» (святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. Неделя 3-я по Пятидесятнице – свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. Изд. 4-е. М., «Правило веры», 2009, с.162-163).

2. Вторит Шемлюку другой постоянный автор «Союза православных демагогов» Кирилл Александров в своей статье «Пошла ли УПЦ по филаретовскому пути?».

Уже в самом названии мы видим тот же риторический прием, который использовал первый (Запрещает ли Двукратный собор не поминать патриарха). Соответственно, как отсутствие вопросительного знака в первом драматическом вопрошании означало отрицательный ответ (Двукратный собор отнюдь не запрещает прекращать поминать патриарха-москаляку каждому сознательному гражданину Незалэжной, ведомому голосу своей совести), так и во втором случае в самой форме вопроса уже задан правильный ответ (УПЦ и близко не пошла по филаретовскому пути).

Логический путь к этому очевидному выводу лежит через те же самые тернии классической демагогии, которые использовал Шемлюк, то есть, различные формы аргументов к личности. Причем если первый шельмовал под видом «православного канониста», то второй поступает в этом плане гораздо опрометчивей и сразу раскрывает весь свой научно-популярный инструментарий: «Для того чтобы понять, есть ли разница между Филаретовским расколом 1992 г. и провозглашением независимости и самостоятельности УПЦ в 2022 г., целесообразно сравнить: личности Блаженнейшего Онуфрия и Филарета Денисенко; событийный ряд; логику событий 1992 и 2022 гг. и мотивы участников» (Пошла ли УПЦ по филаретовскому пути?).

Как мы видим, два из трёх параметров сравнения – это типичные argumentum ad hominem, то есть, логические ошибки, которые говорят нам, что перед нами человек, которому нечего или почти нечего сказать по существу дела; человек, который собирается оправдывать некое противоправное, аморальное и т.п. неприглядное действие, совершенное им или другим лицом либо сообществом, к которому он принадлежит или которому симпатизирует. Потому что только «событийный ряд» (доказательство нарушения закона или доказательство обратного) имеет значение в данном случае, где личность обвиняемого и его мотивы не является факторами, влияющими на установление самого факта преступления, и могут служить только смягчающими вину обстоятельствами.

Поэтому первый раздел статьи Александрова («сравнение личностей» Блаженнейшего Онуфрия и даже в плохом смысле слова не «блаженного» Филарета) можно было бы сразу опустить, потому что «характеристики с места жительства» (отзывы мирян и клира УПЦ) и «с места работы» (отзывы епископата других Поместных Церквей), которые предоставлены подзащитному, конечно же, рассчитаны на то, чтобы вызвать у присяжных острое желание сразу же после их оглашения отпустить его из зала заседания под аплодисменты собравшихся. Однако в дальнейшем (в силу, должно быть, все той же опрометчивости) в выступлении защиты ненароком проскальзывают некоторые факты.

Так существеннейшее обстоятельство «событийного ряда», которое защита оставляет совершенно без внимания заключается в том, что даже будущий расстрига Филарет на своем соборе 1991 года поначалу действовал полностью в каноническом поле, потому что тот собор «вынес Определение о полной самостоятельности УПЦ и просил Московского Патриарха Алексия II и РПЦ в целом даровать УПЦ автокефалию». В то время как Феофанийский собор под предводительством митрополита Онуфрия «вынес Определение о полной самостоятельности УПЦ» в одностороннем порядке. Что и означает, что «волчьим собором» собором из этих двух является в гораздо большей степени собор в Феофании, чем собор Филарета.

Тем временем защита Александрова целиком и полностью строится на «благородных мотивах» срочного провозглашения УПЦ «полной независимости» от Московского Патриархата… то есть, раскола – в канонических терминах.

«С началом вторжения РФ изменилось [буквально] все. Множество прихожан ушли на фронт, священники благословляли идти защищать свою страну собственных детей и внуков. Во многих селах есть приходы, где в ВСУ находятся почти все мужчины общины. В УПЦ возник огромный запрос на то, чтобы оборвать все административные связи с РПЦ, которые еще формально оставались, сохранив при этом евхаристическое единство, объединяющее Церковь во всем мире. 27 мая 2022 г. в Феофании собрался Собор УПЦ, который этот запрос удовлетворил, убрав из Устава УПЦ все упоминания об РПЦ и объявив о полной самостоятельности и независимости, хотя и не назвал этот статус автокефалией».

Иными словами, демагогия – это язык не только защиты Феофанийского раскола, но и самого этого собора. Потому что собор фактически провозгласил автокефалию, но «не назвал» ее «автокефалией»; совершил одно, но назвал это другим термином (синонимом, или эвфемизмом). На то были веские причины, а именно, величина «запроса» снизу. Трижды докладчик отмечает его тектоническую «огромность».

«Как уже было сказано, с началом войны в УПЦ возник огромный запрос на полное административное отделение от РПЦ. Буквально с первых дней войны это выразилось в том, что во многих храмах прекратилось поминовение Патриарха Кирилла. А Блаженнейший Онуфрий, поминая Предстоятеля РПЦ, перестал употреблять словосочетание “отца нашего”. Мотив здесь понятен: отец едва ли может одобрять убийство одних своих детей другими. И, как бы ни было горько это осознавать, отец сам отказывается от отцовства по отношению к своим детям».

Иными словами, автор хочет сказать, что масштаб социально-политического фактора может быть таким, что из светского перерасти в сакральный (церковно-канонический и богословский)... Так взял за горло общественный «запрос» на раскол, что деваться просто некуда было, хочешь не хочешь, а надо было «прекращать употреблять словосочетание “отца нашего”»… То есть, если завтра «запрос» еще увеличится в объеме, то и словосочетание «Отче наш» можно будет перестать употреблять, по тем же «мотивам»: какой же это «Отец», Который Сам «отказывается от отцовства по отношению к своим детям» (разумеется, «сохранив при этом евхаристическое единство, объединяющее Церковь во всем мире»).

Таким образом, политическая демагогия украинского антигосударства, тотальная ложь легиона Арахамий и Тягнибоков, Подоляков и Арестовичей, постепенно начинает становиться официальной «мовой» и УПЦ, после провозглашения ею раскола на Феофанийском лжесоборе. «Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, яко оне мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати тело Христово» (13 правило Двукратного собора) (Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями… С.847).

Александр Вячеславович Буздалов, публицист, Пенза

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Хочешь жить – умей молиться! Вместе со всеми...

"Вот и теперь, если бы нашелся новый Иона, который смог бы призвать наш народ, и прежде всего христиан, к всеобщему покаянию и хотя бы к однодневному посту, то и мы избавились бы не только от смертоносного вируса, но и многих других бед. Так что, каким будет 2021 год, зависит от нас - наше благополучие, как и наши скорби и беды, находятся в наших руках".
*
Если бы нашелся новый Иона, который смог бы (рекламно) призвать ВЕСЬ наш многомиллионный верующий народ, и прежде всего христиан, к ежедневному ВСЕОБЩЕМУ молитвенному ПОКАЯНИЮ ~ 12 ч. в любом месте, хотя бы к простейшей, на несколько секунд, мысленной, доступной для любого немощного в вере, кратенькой взаимомолитве: ~ "Вспомним /действительно вспомним!/ о присутствии Божием: - ГОСПОДИ, СПАСИ НАС /ГРЕШНЫХ/, ПОГИБАЕМ", то м/б и мы избавились бы многих наших бед? На б'ольшую молитву ни осознанности, ни внимания у многих просто сил не хватит...
Но... не проверишь... НЕТ ИОНЫ!!! Организация молитвенного единства христиан друг о друге в Боге и возможная помощь Божия по ОБЩЕНАРОДНОЙ молитве УЖЕ МНОГО ЛЕТ находятся руках церковной ИЕРАРХИИ.
Народ плохой... Не молится почему-то.?! Жизнь... ОШИБАЮСЬ? Возможно... Не проверишь...
Сант / 07.07.2022, 13:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Буздалов
«Вскормленный в неволе…»
Легализация украинских раскольников и русских расстриг вроде Кураева – это разменная монета для иуд
12.04.2024
«Парадокс китайского мандарина»
Будучи искренно убеждённым, что он изжил все «законные заблуждения юности» и «вернулся к почве», гностический сверхчеловек Нового времени остаётся в демонических сетях всё того же Отступления
21.07.2023
Вторая Крымская
Глава из книги «Вера и война»
19.07.2023
Пиар войны́, или Новая Атлантида против народов мира
О войне за гегемонию Атлантов
11.07.2023
Пугачевский бунт Пригожина
Глава ЧВК «Вагнер» захотел сам «делать историю»
26.06.2023
Все статьи Александр Буздалов
Автокефалия на Украине
«Зеленский и его банда решили, что теперь у них развязаны руки»
Киевский режим арестовал наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Арсения
25.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
У Драбинко в ПЦУ миссия?
Похоже, его наезд на старика Денисенко имеет целью облегчить переход УПЦ к раскольникам
17.04.2024
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Почему запрет и объявление Эстонской Церкви Московского Патриархата террористической организацией реально?
16.04.2024
Все статьи темы
Украинская православная церковь (УПЦ МП)
ПЦУ или тюрьма
О казусе о.Данилевича: СБУ поставлена чёткая задача по уничтожению УПЦ
15.04.2024
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07