Снова сесть за клавиатуру и вернуться к теме, затронутой в моей последней статье «Мастер и Маргарита – читать», меня заставил один комментарий. Не помню, кто его написал, так как я попросил удалить статью с портала по причине – видимо, мне не удалось донести свои мысли читателю. Возможно, поэтому мне написали: «Считает себя православным и призывает читать роман М. Булгакова…».
Почему Церковь не рекомендует чтение романа «Мастер и Маргарита» – об этом был первый блок моей статьи. Затем я пытался рассказать, что, на мой взгляд, не удалось раскрыть создателям спектакля «Евангелие от Воланда», и почему многие критики считают невозможным передать «дух автора» этого произведения ни на сцене, ни на экране. В третьем блоке я делюсь своим мнением с молодым поколением, питающим интерес к роману: «Перед тем, как идти на спектакль, прочтите прежде произведение, если вы ещё этого не сделали, так будет понятней и интересней». Ну, да ладно, оставим это…
Так вот, меня заинтриговало высказывание одного оппонента в комментариях, что книга Ивана Солоневича «Россия в концлагере» перекликается с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита». И тут я задумался – в чём же он заметил родство этих произведений? Для начала купил книгу в электронном виде и начал читать. Проанализировав события, описанные Иваном Лукьяновичем, и, сравнив их с происходящим на страницах булгаковского романа, первое, что мне пришло в голову – Ленин и есть тот Воланд, который писал евангелие от сатаны кровью праведников на протяжении 70-ти лет. А Маргарита – советская власть на балу у сатаны. Этот бал и описывает И. Солоневич в своей книге «Россия в концлагере» со всеми подобающими подробностями. Библейские события с позиции сатаны преподносит нам автор романа «Мастер и Маргарита». Но для чего он переплетает их с происходящим в советской России в XX веке?
Да, Церковь не благословляет к чтению роман, и я согласен с этим заключением. Первое восприятие после его прочтения – интересная захватывающая книжица мистического жанра. Но многие считают произведение Михаила Афанасиевича «шкатулкой с секретом». Этот секрет раскрыть не всем под силу, есть и ложный «шифр» к разгадке – неправильное истолкование прочитанного – остерегайтесь. Роман, как торт «Наполеон» – многослойный – на сцене и в кино возможно созерцать только верхний слой, воспринимая, как обычную мистику, но поправлюсь – интересную. Сейчас много на экранах фильмов мистического жанра и они пользуются колоссальным успехом (например «Гарри Поттер»). Но «Мастер и Маргарита» не стоит ставить в один ряд с этим чтивом. В прошлой статье я сделал акцент – как светское произведение «Мастер и Маргарита» заслуживает внимания, Церковь не призывает наложить табу на театр и кинематограф…
Но в чём сборник «Россия в концлагере» перекликается с Библейскими событиями? Солоневич описывает страшный голод, охвативший Россию в 20-30 годах прошлого века. Порой даже не ясно было, где больше умирало людей – из-за недоедания в лагерях или на воле? В книге описаны сюжеты, об изголодавшихся детях, выпрашивавших у изнеможённых от недоедания заключённых хоть что-нибудь поесть – душераздирающие сцены. Вот тут-то всё наболевшее писатель адресует вождю пролетариата, дескать, довёл страну своими экспериментами до ужаса бытия, а на картине «Ленин и дети» его представляют «добреньким – любящим деток». Солоневич сопоставляет сюжет картины, как мерзкую пародию на Евангельские события: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 12).
Святые отцы нас учат – кто копирует Бога с точностью до наоборот – дьявол! Взять крестные ходы с одной стороны – демонстрации с другой. Хоругвям противопоставили кумачовые знамёна. Иконам – портреты членов ЦК КПСС, и в заключение – нетленным мощам святых угодников Божиих – мумию Ленина. Это и подметил И. Солоневич, об этом и написали мне в комментариях.
Конечно же, советская власть – она тоже не случайность – это попущение Божье для нашего вразумления по нашим грехам. Золото, то есть вера, очищается огнём. Перед самой революцией святой праведный Иоанн Кронштадтский призывал русский народ и интеллигенцию покаяться, в противном случае Россия зальётся кровью – так и произошло. Все жертвы красного террора – это мученики, пострадавшие за имя Христово. Можно представить, сколько святых воинов противопоставил своему войску дьявол. Зло и ненависть – оружие, поражающее, прежде всего, своего хранителя. Революция отсеяла плевела от зёрен – кто с достоинством пронёс свою веру в Бога чрез её пламя, тот сел одесную Отца Небесного, а кто смалодушничал, тот пошёл с козлищами…
Русский поэт Сергей Сергеевич Бехтеев писал:
Блажен, кто Родину не предал,
Кто на Царя не восставал,
Кто чашу мук и слез изведал,
Но малодушно не роптал.
Я полагаю, эти строки актуальны и сегодня…
Итак, вернёмся к роману. Я не хочу делать какое-то заключение – лепить свой ярлык на произведение «Мастер и Маргарита», я просто излагаю свои мысли. То, что я посмотрел спектакль «Евангелие от Воланда», не жалею, мне интересно было узнать насколько удастся создателям постановки донести до зрителя ту атмосферу, которая витает на страницах романа. Об этом я и писал в предыдущей статье…
Если мне доведётся посмотреть постановку романа в представлении других театральных трупп, я снова пойду. Мне тоже приходится снимать кино, поэтому театр и кинематограф я люблю. В обращении к И. Сталину М.Горький писал: «Булгаков мне „не брат и не сват“, защищать его я не имею ни малейшей охоты. Но он – талантливый литератор, а таких у нас не очень много». И я присоединяюсь к сказанному.
P.S. Как Православная Церковь относится к «Божественной комедии» Данте? В рубрику «Вопросы к Татарстанскому духовенству» на сайте «Православие в Татарстане» пишет Алексей из Казани, я предлагаю фрагмент ответа редакции: «Бесспорно, Данте Алигьери является одним из величайших писателей. Неповторимый художник пера, он по праву считается основоположником литературного итальянского языка. Однако читать Данте необходимо не только специалистам, занимающимся изучением истории и культуры Италии…». Прошу заметить – никакой шумихи по поводу рекомендации читать произведение, которое противоречит Православному учению. Но Данте Алигьери – мировой классик, так же, как М. Булгаков, и читать – не значит присягать. Пока что я не ушёл в монастырь, и светская жизнь мне не чужда… Да помилует меня Господь.
Владимир Анатольевич Малёванный, продюсер, режиссер, писатель, Краснодарский край
140. Ответ на 139, Русский Иван:
И ещё о происхождении слов - русиш Иван продемонстрировал, как возникло слово "чирикнуться". Чирикал, чирикал, и всем всё стало понятно.
139. Туляк
138. Ответ на 135, Наблюдатель:
Сам термин "Социальное государство" не означает, что это должен быть непременно капитализм.
Вообще-то, в нынешнем его употреблении, это лукавый термин, который якобы обозначает исключительно социальную направленность нынешнего российского государства. На самом деле, конечно, направленность его частно-капиталистическая, потому что именно частного капитала интересы это государство и блюдет (и очень хорошо блюдет) в первую и главную очередь. При этом, по остаточному принципу, кое-что перепадает и простому народу в виде выполнения государством некоторых соц.обязательств: пенсии, пособия, льготы и т.д., в основном по минимуму. Вот это "кое-что" и именуется громким названием "социальное государство". Разница с социализмом в том, что там нет частного капитала и государство, целиком и полностью, работает только на интересы трудового народа (за отсутствием других), а следовательно и как-то особо именовать государство, что оно мол социальное, нет никакой необходимости. Хватает общего термина "социализм".
В чем мы с Вами, видимо, точно сходимся, так это в том, что промышленность, доступ к природным ресурсам и основные капиталы должны быть в руках государства, а не каких-то частных лиц или тем более иностранных компаний, и доходы от всего этого должны распределяться в интересах всего общества, для чего должны быть и соответствующие инструменты.
А как это будет называться: государственный социализм или государственный капитализм - вопрос совершенно вторичный.
"Государственный капитализм' - это ведь чисто условный термин для лучшего понимания, как устроена экономика при социализме, мол одна единственная корпорация работает на весь народ. Но для того, чтобы устроить такой гос.капитализм, требуется сначала отстранить от власти частный капитал. Потому что сам он, ни по принуждению, ни, тем более, по собственному желанию, власть никогда и ни за что не отдаст и никакого гос.капитализма никому устроить не позволит.
137. Ответ на 134, Константин В.: довольно!
136. Ответ на 129, Константин В.:
Меня беспокоит совершенно другое. Догматики не осознают, что борьба между Россией и Западом проходит не в классовой, а в культурной плоскости. Ее истоки попросту старше, чем классы пролетариев и буржуазии. Между прочим, на Западе это отлично понимают.
Догматики не осознают, далее, что антагонизм на самом Западе давно приобрел иные формы, что благодаря "услугам" неомарксистов классовая теория "успешно" применяется для эмансипации любых самых девиантных меньшинств. "Отмена культуры" на Западе - тоже детище неомарксизма. Бесполезно отвечать на эти явления с позиций "классического" советского марксизма, он не имеет соответствующих инструментов.
Довольно странное для "эрудита" заявление (кроме пункта о культуре, это отдельный вопрос, подсветкой которого служит, например, факт того, когда Пушкин стал действительно народным поэтом). В советское время то, о чём Вы говорите, называли фрейдомарксизмом (неомарксизм - слишком широкое понятие, в данном контексте воспринимается идеологически заряженным, как обвинение Маркса в порождении всяких ужасов). О фрейдомарксизме в советское время издавалось много работ, причём в большинстве иностранных. Как мы знаем, это не помогло. Главная причина гибели СССР, как и гибели Российской Империи, - предательство элит.135. Ответ на 126, Алекс. Алёшин: важна сущность
Сам термин "Социальное государство" не означает, что это должен быть непременно капитализм. В чем мы с Вами, видимо, точно сходимся, так это в том, что промышленность, доступ к природным ресурсам и основные капиталы должны быть в руках государства, а не каких-то частных лиц или тем более иностранных компаний, и доходы от всего этого должны распределяться в интересах всего общества, для чего должны быть и соответствующие инструменты.
А как это будет называться: государственный социализм или государственный капитализм - вопрос совершенно вторичный.
134. Ответ на 124, Алекс. Алёшин:
"Нэп есть особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капитализма, при наличии командных высот в руках пролетарского государства" (Сталин). К 1931 г. частник уже не был заметен в товарообороте. Что осталось? Нэп задумывался Лениным как арена борьбы между капиталистическими и социалистическими элементами. Социалистические одержали победу, нэп исчерпал себя.
133. Ответ на 120, Русский Иван:
В имени Владимир второй корень изначально писался через "ять". Он происходит вовсе не от слова "мир", а от германского корня "мер", означающего величие. Таким образом, Владимир значит "великий своей властью".
132. На 128 комментарий: Маразм крепчает
131. Ответ на 115, Туляк: