Специальная операция России по защите Малороссии взывала яростную реакцию Запада. Эта реакция имеет три направления в своей агрессии: военное, экономическое и общественное. Военное направление представлено в поставках нацистскому режиму в Киеве военной техники, военных специалистов, военных технологий и военной информации. Экономическая агрессия против России заключается в попытках ее финансовой и торговой изоляции, с целью вызвать резкий рост расходов и резкое снижение доходов, обанкротить нашу экономику. Третье направление – атака на общественное мнение и настроения внутри России, чтобы подавить моральный дух, психологическое состояние общества, его единство, вызвать раскол, подорвать и размыть социальную базу основания власти, чтобы государство рухнуло в этот размытый общественный котлован.
Несомненно что государственная власть России имеет возможности и контролирует военный и экономический ответ на западную агрессию, оно создало штабы на всех уровнях власти, которые последовательно и верно организуют военные меры и экономическую мобилизацию. Это все происходит довольно быстро и эффективно в связи с тем что за последние 20 лет российская власть создала крупные государственные корпорации, выстроила вертикаль, контролирует стратегические ресурсы и бюджет, имеет широкое влияние на все экономические субъекты, ну а армия традиционно является авангардом и мобилизационным ресурсом государства.
В общественной сфере тоже есть результаты, в виду того, что за последние 5-10 лет государство активно выдавливало из политической жизни или ограничивало влияние различных экстремистов, иностранных агентов, вместе с их информационными и сетевыми ресурсами, и при этом развивало свои официальные ресурсы, после начала операции еще не происходило никаких значимых попыток внести нестроения в общественную жизнь, никому не удалось совратить какое-то количество народа на противостояние государственной политике. И в этой связи, буквально на днях, Президент России сказал: «…по мере осознания того, что военное и экономическое давление на Россию невозможно, на первый план у Запада выходит другая задача – расколоть российское общество, разрушить Россию изнутри. Но и здесь заминка, не получается. Наше общество проявляет зрелость, сплочённость, поддерживает наши Вооружённые Силы, поддерживает наши усилия, направленные на обеспечение, безусловное обеспечение безопасности самой России и на поддержку граждан, проживающих на Донбассе».
Это действительно так, однако, здесь есть несколько нюансов. Как мы знаем из истории сплоченность и зрелость общества не являются константами, а являются подвижными субстанциями. Дело в том, что народ – это очень большая масса людей, подвижная как в плане поколений, так и в плане демографии, а в реалиях России, еще и по национальному, религиозному и другим критериям. Следующий нюанс заключается в том что последствия развязанной против России экономической войны будут наступать волнами. Первую волну, которая должна была обрушить нашу финансовую систему, Правительство отбило, но ценой достаточно серьезных потерь, по признанию многих высоких правительственных чиновников в размере 8-10% ВВП, это очень серьезные цифры.
Вторая волна, которую Правительство ожидает, должна случиться с наступлением лета, именно на этот период приходится исчерпание стандартного 3-4 месячного запаса в экономике по товарам, комплектующим и другим ресурсам для нормального функционирования экономических субъектов и домохозяйств. То есть эта волна будет направлена уже на сферу производства и потребления, то есть на экономические основы, на сам фундамент экономики. Правительственные штабы сейчас активно работают над тем чтобы восстановить поступление в страну необходимого и обеспечить своими внутренними ресурсами экономический механизм. Но эта работа более сложная, чем поднятие ставки по кредитам, остановки торгов на бирже или фиксация валютного курса. Есть определенные риски. Если по каким-то причинам эта работа будет сорвана или не принесет необходимого результата, то страна столкнется с очень серьезными экономическими нестроениями, которые, несомненно, перекинутся на социальную сферу. И вот здесь и будет экзамен для сплоченности и зрелости нашего общества. Это всегда был очень суровый экзамен для любого государства, когда большие массы людей оказываются выброшенными из нормальной жизни практически одномоментно. И когда это случается в неотмобилизованном обществе, то последствия бывают очень тяжелыми, вплоть до катастрофических. Поэтому общественную мобилизацию надо проводить уже сейчас, до, а не после экономических потрясений.
Выше было сказано, что государство проводит определенные меры общественной мобилизации, но они носят в основном административный или социально-экономический характер, вкупе с централизованной информационной политикой. То есть власть стягивает общество по линии власть-народ, причем исключительно сверху. Но для настоящей устойчивости необходимо проводить мобилизацию в горизонтальной плоскости, внутри самого общества, собирая и спаивая воедино его различные куски, завязывая уже этот единый организм на государство. Надо делать так, чтобы всем было ясно и понятно, что мы все нужны друг другу, что нам необходимо единство, чтобы каждый понимал свою задачу, необходимость, ценность, которые в свою очередь зависят от поддержки других и от других. Несомненно, что это достигается единством целей и идей, то есть национальной идеей, которая стандартно внедряется государством посредством идеологии через государственно-общественный и внутриобщественный диалог. И в современной России есть такой опыт – принятие конституционных поправок, которые действительно круто изменили государство. Тогда Президент очертил основные контуры конституционной реформы, а государственные и общественные институты провели большую детальную работу по ее воплощению в массе конкретных статей и положений. Сегодня требуется такая же работа, но в области укрепления общественного единства и даже мобилизации общества перед лицом колоссальных трудностей, которые надвигаются на Россию, да и на весь мир.
В этой связи представляется актуальным и очень важным в самые кратчайшие сроки провести съезд общественной мобилизации. И скорее всего самой перспективной и авторитетной площадкой для этого является Всемирный русский народный собор. И ввиду складывающихся обстоятельств он должен стать чрезвычайным и внеочередным. Он также в этот раз должен быть максимально представительным, народным, направленным на выработку общей конкретной программы. Необходимо свести к минимуму формализм, бюрократизм, критиканство, оценки участников по статусности. Должна быть создана атмосфера братского соработичества по поиску и выбору предложений и необходимых решений для общества и государства.
Александр Вячеславович Руденко, член Совета Московского отделения «Русского Собрания»