15 января 2020 года Президентом России Владимиром Путиным были предложены поправки в Конституцию Российской Федерации. Почти полгода продолжалась работа по их рассмотрению, дополнению и утверждению. 2 июля на всенародном голосовании граждане России 77,92% голосами поддержали эти поправки. 4 июля 2020 года с момента опубликования в официальных изданиях поправки вступили в силу.
Среди множества поправок были утверждены и поправки, относящиеся к истории, государственному строительству и политической системе, в том числе поправка в статью 68 Конституции о роли русского народа как государствообразующего народа. Эта поправка была изначально инициативой Президента России, которую на одном из обсуждений новых конституционных поправок Владимир Путин назвал «хорошим приобретением для основного закона».
Соответственно, как и всякое конституционное положение, норма о государствообразующим народе требует более детального раскрытия и утверждения в законодательно корпусе России.
Что такое государствообразующий народ? С точки зрения многих экспертов, народ в процессе своего развития может создать религию, цивилизацию, или государство. Но государство народ создает практически всегда. При этом в данном случае под народом понимается именно органическая общность, вошедшая в историю с единым языком, сложным социальным устройством, иерархией элиты и создавшая государство, цивилизацию или религию.
Государство – это система, это конструкция, выходящая за пределы народа, который инициировал её создание. Какой бы ни была идейная подоплёка государственного проекта, в него неизбежно втягиваются многие национальности, которым, так или иначе, приходится жить под его единой крышей. Это означает существование единых правил, законов, а главное – единого ментального пространства. Народы в этом государстве неизбежно и активно общаются между собой, обмениваются смыслами, но при этом главным донором смыслов выступает государствообразующий народ. В России – это русский православный народ. В результате создаётся поле общей культуры такого государства, его основа, его фундамент. Это так сказать идеологический и культурный подход к пониманию государствообразующего народа. Если фундамент разрушить, то разрушится и вся система, то есть государство. То есть вопрос о государствообразующем народе – это вопрос прежде всего о безопасности государства, стратегической безопасности. И это поважнее ядерной триады.
Существует также подходы в определениях, связанные с непосредственным историческим народным вкладом в материальное создание и развитие государства. Приведем пару таких определений: «Государствообразующий народ, это такой народ, который нес на себе наибольшее бремя трудовых, имущественных, финансовых, политических и иных обеспечений создания государства» и «Государствообразующий народ – это народ, чьими основными усилиями в исторической ретроспективе была создана, развита и отрегулирована территориальная, политическая, экономическая, культурная и этическая безопасность и целостность государства.
С самого своего возникновения Русь – Россия интегрировала в свой состав различные племена и народности. Да и сам русский этнос сложился в результате длительного процесса взаимодействия разнообразных этнических элементов, обитавших на просторах Восточноевропейской равнины. И вот в XIX в. Россия окончательно сформировалась как полиэтническая империя, включавшая в свой состав около 150 народностей. Самым многочисленным из них был русский этнический компонент, который нес основную государствутверждающую работу. Это не надо забывать, это надо исследовать и понимать. Народы России как бы определялись русским вектором – преемственностью русского пути, русской истории и русской культуры.
К сожалению, со времени распада Российской Империи отношение к русскому народу в корне изменилось. Запущенные в начальный советский период теория и практика «выравнивания», запустили процесс искусственного забвения государствообразующей роли русского народа.
До сих пор, как справедливо указывает в своей монографии «Россия и русские в мировой истории» доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая, не произошло осмысления крупнейшей национальной катастрофы распада СССР, когда 25 млн. русских, не сходя ни шагу со своей исторической земли, оказались за пределами Отечества под разными государственными флагами. Русский народ – основатель и стержень российской государственности – был насильственно расчленён. Это ли не урок всем нам – как неправильное отношение к государствообразующему народу может привести к государственной катастрофе.
До последнего времени современная Россия в своей национально-государственной политике пыталась воспроизводить те же самые принципы отношения к государствообразующему народу, что привели к развалу СССР. Хотя уже всем очевидно, что само существование Российского государства напрямую зависит от самочувствия её основного государственного элемента – русских, от того, насколько отслеживаются их потребности в экономике, культуре, образовании. И это в прямых интересах всех народов России. Нередко мы слышим обращения авторитетов других народов России к русским, о положении русских, говорят они об этом с большой тревогой и сочувствием.
Не вызывает сомнения тот факт, что для любого народа демографические показатели являются маркерами его духовного, нравственного, бытового и физического состояния. И это не какая-то новация. Жизнеспособность и развитие государства тесно связано с устойчивым демографическим развитием, гарантирующим обществу воспроизводство человеческих поколений. Эту очевидную истину в разное время настойчиво доказывали многие выдающиеся мыслители: А. Смит, Ш. Монтескье и многие другие. М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев считали сохранение и размножение российского народа «самым главным делом» и что именно в этом состоит «величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».
А современное демографическое состояние России оценивается как катастрофическое.
В течение последних двух лет в РФ вновь идет резкое падение рождаемости и рост уровня смертности. Правительство РФ опубликовало прогноз демографической ситуации до 2024 года, согласно которому население страны сократится на 2 млн человек, тогда как по принятому в свое время правительством нацпроекту «Демография» население России должно было возрастать на 1% (то есть почти на 1.5 миллиона человек ежегодно). По данным же Росстата в 2020-2024 годах смертность будет превышать рождаемость на полмиллиона человек в год.
С начала 2020 года, численность населения (не путать с количеством граждан РФ) сократилась на 251.100 человек, или на 0,17% (за аналогичный период предыдущего года - уменьшилось на 55 тыс. 800 человек, или на 0,04%). Конечно, в современных условиях все можно свалить на эпидемии, экономические кризисы и войны, но проблема возникла не сегодня, когда речь идет о поколениях, надо рассматривать вопрос системно, то есть речь идет о государственной политики и укладе жизни народа. Как увеличить народонаселение России и главное его государствообразующего народа. Это возможно только при большом количестве многодетных семей. То есть, как минимум, 50% должно быть таких семей. Причем они не могут создаваться и развиваться в городской среде, в городском укладе.
Безусловно, основой стабилизации демографической ситуации в России является именно многодетная семья. К сожалению, несмотря на все принятые меры, включая увеличение материнского капитала, ежемесячные выплаты по уходу за детьми, расширение программы социального контракта, ситуация не улучшается. И дело тут не только в том, что эти меры полусистемные, а в том они не идут ни в какое сравнение с всероссийской политикой городской застройки и перекачки остатков сельского населения в города без всякого учета стратегической безопасности и развития России.
Во всех вышеназванных проблемах и подходах государствообразующий народ понимается как основной и неотъемлемый элемент системы, конструкции, государства. Он является таковым одновременно в идеологическом, в культурном и в материальном смыслах. И еще раз необходимо отметить важный аспект этого общего подхода - государствообразующий народ является критическим фактором государственной целостности и безопасности, то есть фактически существования государства. Соответственно состояние и развитие государствообразующего народа должно быть предметом постоянного государственного мониторинга и заботы. Это возможно только если на основании принятых в 2020 году конституционных поправок будет разработан и принят законодательный корпус, посвященный государствообразующему народу, и прежде всего Федеральный закон о государствообразующем народе. Открытый и честный закон с особой миссией политики укрепления и умножения русских, что в интересах государственной власти и всех народов России. Закон, который бы не наделял особыми правами русских, а наделял бы их особыми обязанностями по несению исторической функции государствообразующего народа, со всеми вытекающими последствиями. С соответствующим ресурсным обеспечением. В этом же законе не косвенно, а прямо должна быть прописана политика в отношении русских за пределами России, их возвращению, переселению, включению территорий, которые хотели быть в составе России и так далее.
И здесь нет ничего нового. Если мы посмотрим мировую практику, то так делают большинство государств мира. Один из недавних примеров – Израиль, который стал в 2018 году уже официально государством с государствообразующим еврейским народом. Для этого был принят закон о 19 июля 2018 года. В июле 2017 года была создана Особая комиссия Кнессета во главе с депутатом Амиром Оханой (из партии «Ликуд»), которая разрабатывала редакцию законопроекта. Комиссия провела десятки часов заседаний, заслушала сотни политиков, общественных деятелей, юристов и философов и многочасовых дискуссий большинством в 62 голоса против 55 при 2 воздержавшихся законопроект был утверждён и стал тринадцатым основным законом Государства Израиль. России остается только использовать мировой цивилизованный демократический опыт в укреплении государства.
Александр Вячеславович Руденко, член Совета Московского отделения «Русского Собрания»