17 мая в Институте стран СНГ состоялась презентация «Талергофских альманахов», посвящённых невинным жертвам русского населения от Австро-Венгерской империи в годы Первой Мировой войны. Именно тогда появились первые концлагеря, самыми известными из которых были Талергоф и Терезин. Около 100 тысяч человек прошло через эти лагеря, 60 тысяч погибло, ещё 80 тысяч русинов были убиты после отхода русский войск.
Для меня присутствие на этой презентации было особенно важным, потому что на территории нашего храма установлен Поклонный крест памяти жертв этих репрессий.
Помянули новопреставленного митрополита Иллариона, Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви. Бурно обсуждали последние известия о специальной военной операции, в частности, удары по объектам Львова - гнезда укронацизма. Кто-то из участников презентации заметил: «Надо бы ударить там по памятнику Бандере – "кошкодаву" и "содомиту"».
Председатель общественной организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев сообщил печальную весть о том, что в Харьковской области был уничтожен укронацистами памятник императору Александру III. В 2013 году этот памятник на месте разрушенного в 1943 г. храма Христа Спасителя (второго по величине после храма Христа в Москве; построен в память чудесного избавления Царской Семьи от покушения на станции Борки) устанавливали С. Моисеев и его соратники; на открытии памятника присутствовал В.В. Путин. Одесса - «южная станица Российской Империи» - 5-й по величине город после Москвы, Петербурга, Варшавы и Харькова, расценивался как ключевой пункт или цель военной операции. О Киеве - без его освобождения, что имеет сакраментальное значение, о победе говорить рано.
На презентации отмечалось, что радикальный украинский национализм зародился в крови Талергофа. 4 миллиона русских, проживавших в Австро-венгерской империи стали объектом издевательств и репрессий. Содержание «Альманаха» составляют воспоминания пострадавших за русское имя, претерпевших Русскую Голгофу. Все строго документировано. Зверства немцев на оккупированных территориях несравнимы с тем, что вытворяли укронацисты. Отмечали причастность к этим репрессиям главы Греко-католической церкви митрополита Андрея Шептицкого. К сожалению, трибунала, подобного Нюрнбергскому, по поводу этого геноцида не было. Несомненно, что информация об этом геноциде должна войти в учебники истории.
В 1915 году в освобождённом Львове вся Галицкая Русь радостно встречала императора Николая II. Представитель издательства «Алетейя» (г. Санкт-Петербург) Т. Савченко отметила, что книга содержит «потрясающие свидетельства, написанные болью, кровью и слезами». С. Моисеев в своём выступлении подчеркнул, что территории нынешних Харьковской и Сумской областей относились к Слобожанщине, где согласно царскому Указу 1503 года могли селиться сбежавшие от преследований жители Малороссии. Второй мощный поток переселенцев был из великороссийских губерний. Родной город Сергея Чугуев был основан детьми боярскими и московскими стрельцами - изначально это был чисто русский город. Чугуевские стрельцы внесли большой вклад в победу в знаменитой битве при Молодях (1572 год). В этой битве 25 тысячное русское войско разгромило 120 тысяч татар. После этого поражения на несколько десятилетий прекратились их набеги. В Харькове в Благовещенском соборе почивают мощи св. Афанасия Лубенского («Афанасий сидячий»). Будучи Царьградским патриархом, он убеждал Алексея Михайловича взять под свою державную руку Малороссию - «страну казаков» (в Московском государстве их называли «черкассами»). Св. Афанасий предлагал царю перенести кафедру Вселенских патриархов в Москву. Интересно, что над мощами святителя находится герб с двуглавым орлом - это, конечно, не российский герб, а герб византийской династии Палеологов.
Интересно было выступление мэра города Изюма В.Соколова. В городе находится большая святыня - образ Песчанской иконы Богородицы. Когда в годы Первой Мировой войны эту икону привезли на фронт, то тогдашний глава Ведомства военного духовенства либеральный протопресвитер Георгий Шавельский заметил, что здесь нужны пушки, а не иконы. Неудивительно, что именно в этот день Парвус передал Ленину деньги на подготовку революции. Из всего советского наследия к февралю нынешнего года в Изюме работал всего лишь один завод (военный). Город очень древний - он упоминается ещё в «Слове о полку Игореве». В советское время в Изюме проживало 60 тысяч человек, в настоящее время - только 27. На 80% город разрушен. Многие жители до сих пор живут в подвалах. Уничтожена городская инфраструктура. Тем не менее, благодаря гуманитарной помощи из России голод не допустили. Понемногу все восстанавливается, реставрируется, в частности, Вознесенский собор, в котором находится Песчанская икона. Над городом развивается российский флаг. В годы «нэзалэжности» книги на русском языке находились в запасниках и во втором ряду на полках - впереди были выставлены украинские националистические издания. К российским солдатам и ополченцам Донбасса претензий у горожан нет. Запомнился рассказ В. Соколова о том, как российские солдаты со слезами на глазах на Пасху трезвонили в колокола, а затем отправлялись в зону боевых действий.
Я в своём выступлении отметил важность духовного фактора в происходящих событиях. Во всех неудачах причину нужно искать, прежде всего, в недостатках духовного порядка - в нашей самонадеянности, горделивом духе и т.п. Отметил важность издания массовым тиражом популярных брошюр, развенчивающих идеологию и мифы украинства. Тем, кто под давлением согласился в документах записаться как "украинец", надо вернуться к своей подлинной русской идентичности. Уже сейчас нужно думать о том, как реагировать на вероятный автокефальный итог предстоящего Собора в Киеве (он намечен на 24 мая - день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла). Возможно ли, в случае его неблагоприятного исхода, создание экзархата Московского Патриархата, по крайней мере, из пяти областей т н. Украины: Херсонской, Харьковской, Запорожской. Возможно еще, Николаевской и Одесской, плюс Крыма, ЛНР и ДНР.
Презентация (ее вел руководитель Отдела Института стран СНГ по связям с Церковью К. Фролов) прошла на большом подъёме. Одновременно главный инициатор издания альманаха Борис Безпалько проводил ее в Донецке.
Полистал довольно объёмный альманах, бросился в глаза следующий пассаж: «В эпоху Наполеона говорили, что каждый французский солдат носил в ранце маршальскую булаву. Австрийский солдат - не то! Он в ранце носил веревку, чтобы по приказу своих богатырей-генералов, бросая поле битвы, мог по дороге вешать невинных стариков, детей и женщин».
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России