Уважаемые читатели, предлагаем Вам интересный разговор известной сербской журналистки Наташи Йованович с русским журналистом и писателем Борисом Земцовым для сербской редакции российского ресурса «Спутник».
Борис Земцов – русский доброволец, воевавший в составе армии РС в 1993 году на вершине Заглавак, стратегически важной точке, определившей дальнейший ход войны в БиГ. Тридцать лет спустя его сын носит форму ДНР. Пишет из Донбасса: «Папа, не волнуйся, со мной сербы»...
Борис Земцов – писатель и заместитель главного редактора российской газеты «Русский вестник», которую возглавляет энциклопедист Олег Анатольевич Платонов. Активный участник культурной и общественной жизни столицы, Земцов не упускает возможности напомнить, что в его богатом жизненном и творческом опыте наступает переломный момент – момент, когда он решает сменить блокнот военного репортера на мундир и присоединиться к сербской армии в БиГ.
Он объясняет это решение национальным инстинктом, чувством, разделяемым всеми русскими добровольцами на сербском фронте, что эта война не чья-то чужая, а война за славянский мир.
«Русские и Сербы – два братских народа, две составных части населения некогда великого протославянского государства. Когда-то у нас была единая территория, единый язык. По сути, это составные части единого живого организма. Болит одна часть – обязательно отзывается в другой.
Впрочем, чтобы признавать единство русских и сербов, вовсе не обязательно тщательно изучать историю, штудировать книги, слушать лекции профессоров. Иногда куда важнее эту историю чувствовать на уровне генов, ощущать на уровне национального инстинкта. Генная память – это душа народа, а душа – всегда важнее, чем самые умные книги и самые правильные лекции».
Это чувство, по его словам, решающим образом повлияло на решение многих российских добровольцев отправиться в Югославию в начале 1990-х годов, чтобы помочь сербам бороться за право на свою историю, свою религию, свою культуру.
Борьбу за вершину Заглавака под Вышеградом Земцов описал в дневниковых записях, которые позже опубликовал под заголовком «Русские не предали». Он говорит, что помнит ту битву в деталях, несмотря на то, что с тех пор прошло почти 30 лет.
Что, по его словам, очень символично — флаг Российской Империи развевался над позициями русских добровольцев, воевавших на стороне сербов в Боснии.
«Помню, что все шесть часов боя над нашей позицией развевался трехцветный желто-чёрно-белый имперский российский флаг. Этот флаг привёз с собой мой однополчанин доброволец Владимир Сидоров. Это очень символично: над позицией русских добровольцев, воевавших за сербов в Боснии, развевался флаг Российской Империи. На нас наступали мусульмане, среди которых была масса моджахедов из разных стран Азии и Африки, инструкторы из Турции. Такой факт заставляет о многом думать, многое чувствовать, многое понимать».
После войны Республика Сербская установила 12 апреля как праздник «День русского добровольца» в рамках битвы за вершину Заглавак. Земцов говорит, что в тот день в 2014 году он приехал в Республику Сербскую со своим сыном.
12 апреля – День Русского Добровольца, праздник, утверждённый властями Республики Сербской в честь сражения за гору Заглавок, что на подступах к городу Вышеграду. Тогда горстка русских добровольцев шесть часов отражала атаки превосходящих сил мусульман. Русские не дрогнули. Город был спасён от кровавой этнической чистки. В этот день в Республике Сербской проходят торжественные мероприятия в честь русских добровольцев, иногда нам удаётся побывать на них. В 2014 г. я взял с собой на эти торжества своего сына. Мы посетили кладбище в Вышеграде, побывали на нашей былой боевой позиции на горе Заглавок. Там ещё целы брустверы, за которыми мы отстреливались. Сын внимательно слушал мои рассказы, поднял на память несколько уже зелёных от времени автоматных гильз. Почти ничего не спрашивал, только слушал. Когда мы вернулись в Россию, он уехал, мне сказал, что отправился в спортивный лагерь. Соврал. Позже выяснилось – он уехал на Донбасс, воевать за Русский Мир, за Славянское Дело. Удивительно: его соседями по боевой позиции на одном из флангов были сербы-добровольцы. Разумеется, за тот фланг во всех боях он был спокоен: братья не дрогнут, не подведут. Как не дрогнули русские добровольцы 12 апреля 1993 года в сражении у горы Заглавак на подступах к сербскому городу Вышеграду».
Никто из русских патриотов, говорит Земцов, в начале 1990-х годов не сомневался в том, что уничтожение Югославии было миниатюрой, демонстрационным проектом, глобальным сценарием и грандиозным планом борьбы с Россией.
«Никто из русских патриотов, – говорит Земцов, – в начале 90-х годов не сомневался, что сценарий разрушения Югославии, план уничтожения Великой Державы Южных славян – это миниатюра глобального сценария и сверхмасштабного плана борьбы с Россией.
«Об этом в своё время много говорили с Драгошем Калаичем и многими другими сербскими мыслителями-патриотами. История всё подтвердила. Сейчас весь Мировой Порядок, используя кровавый опыт уничтожения Югославии, замахнулся на Россию. Заявляю со всей ответственностью: ничего из этого не выйдет, Россия выйдет из этих испытаний обновлённой и окрепшей. Кстати, по большому счёту, единственными, кто нас поддерживает в этой ситуации, - сербы. На этом вам спасибо!»
Донбасс не отделяет от Косовской битвы, а Косово поле от Куликова. Для Земцова это всё поля, где решалась и решается судьба русского и славянского мира.
«Время, века только меняют формулировку и акценты вопросов. А вопросы прежние: быть ли Русскому и Славянскому Миру, сохраним ли свою Историю, Веру, Культуру, Государственность. У каждого народа есть свои мистические сакральные места, места символы, места силы. И если народы братские, близкие, если эти народы – одно целое, только временно разделённые историей и временем, – значит и святые места одного народа непременно отзываются в сердцах и генах другого братского народа.
Весной 1999 года, - вспоминает он, - за несколько дней до начала натовских бомбардировок он посетил Косово поле, поднялся по ступенькам к памятнику-обсерватории, посмотрел на панораму и послушал себя.
Тогда мне показалось, что я реально чувствую: на этом месте, в знаменитой Косовской битве, обязательно участвовал кто-то из моих предков. Как и в каком качестве он там оказался, трудно предположить, но я не сомневаюсь, он был в сербском войске, он стоял под православными хоругвями, он сражался плечом к плечу со своими славянскими братьями за Свободу и Независимость».
По словам Земцова, его друг, сербский писатель и переводчик Ранко Гойкович почувствовал нечто подобное, когда отправился на Куликово Поле.
«Несколько лет назад мне представилась возможность отвести моего белградского друга, сербского писателя, переводчика и общественного деятеля Ранко Гойковича на... Куликово Поле. Кстати, это совсем близко от моей "малой Родины" – древнего русского города Тулы. Удивительно, а, возможно, вполне естественно, мой сербский друг испытывал в этом святом для каждого русского человека месте такие же чувства, какие испытывал я, русский на Косовом поле. Вот она, конкретная иллюстрация родства народов и душ».