Очень русский и очень честный писатель Юрий Бондарев в своем романе «Игра» устами одного из героев емко подметил: «Война выбила лучших, а оставшиеся воспроизводят себе подобных». Нынешняя война, хотя и называется стыдливо «специальная военная операция», не исключение. Лучшие – на фронт! Лучшие – в добровольцы! Лучшие – на линию огня!
Понятно, что те, кто в первых рядах, зачастую там навсегда и остаются, потому что не прятались, не трусили. Одним из таких и оказался русский доброволец, иконописец, кандидат философских наук, преподаватель Тульского государственного университета, историк, краевед Юрий Викторович Земцов.
На «войну» его никто не мобилизовывал, он даже срочной воинской службы за плечами не имел. Уходил по зову сердца, как гражданин, как неравнодушный русский православный человек. Ему было и всегда будет 47 лет. У него осталась семья: супруга, трое детей, мама – потомственная тульская оружейница; любимая творческая работа и масса неосуществленных замыслов, смелых проектов.
Самое время напомнить, что иконы кисти Юрия Викторовича Земцова (немалая часть из них выполнены в соавторстве с супругой Надеждой) украсили и всегда будут украшать многие храмы Москвы, Тулы, Тульской области. Потрясает величием, замечательный, по мнению и иконописцев, и искусствоведов, и просто предстоящих трехъярусный иконостас в Покровском храме на улице Пятницкой в столице оружейников. Итогом многолетних трудов художника-подвижника останется и чудесный иконостас в Успенском храме города Алексина Тульской области, выполненный в лучших традициях русской иконописной школы.
30-летие с начала своего труда подвижника Юрий Викторович отметил 9 апреля 2023 года. Тогда, 30 лет назад, он начал посещать кружок иконописца Сергея Егоровича Щербатых. Юношеское увлечение переросло в каждодневный труд, приносящий свои радости, встречи, общение, глубокое изучение основ и канонов ремесла.
Синтез ремесленного труда, изучение святоотеческой литературы, философских трудов отечественных и зарубежных мыслителей помогли Юрию Викторовичу внести и свой оригинальный вклад в развитие отечественной философской науки. Его работа на соискание кандидатской степени «ЭТИКА ЭСИХАЗМА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ» (научный руководитель Ю.М. Бородай) поразила многих маститых специалистов глубиной проработки сложных тем и смелостью выводов и была успешно защищена им.
Внимание философского мира произвела и статья Ю.В. Земцова «ИСИХАЗМ», написанная им для энциклопедического словаря «ЭТИКА» (Москва, 2001). Кстати, автору на тот момент было всего 26 лет. Положительными откликами коллег были отмечены и другие публикации Ю.В. Земцова в научных альманахах и сборниках.
С годами ежедневных трудов и исследований росло мастерство творца. И в 2017 году Юрий Викторович Земцов принял участие в авторитетном Международном конкурсе иконографического искусства Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП) в Греции на тему «Воскресение Иисуса». На конкурс было представлено около ста работ мастеров из различных стран. Икона Ю.В. Земцова заняла третье место, была отмечена специальным дипломом.
Запомнился Юрий Викторович выпускникам и студентам теологического факультета Тульского государственного университета. Его подходы к изучению истории Отечества и Русского Православия отличались неординарностью, искренним патриотизмом, высоким гражданским мужеством. Особой областью его научных интересов была история тульского старообрядчества. Здесь тема теологии и краеведения органично переплеталась с интересом к фамильным корням. Итогом изысканий по теме тульского старообрядчества стало историко-публицистическое эссе «Род Земцовых в истории тульских старообрядцев». Работа издана в Туле и в Липецке, получила высокую оценку широкого круга читателей и специалистов.
Когда началась специальная военная операция, тульский мастер отправил на передовую икону Божией Матери, отправил в одно из ударных подразделений, действовавших в зоне боевого соприкосновения, образ Спаса Нерукотворного (на алом фоне – цвете мученичества и победы). Мог бы и дальше помогать фронту исключительно своим ремеслом и недюжинным талантом. Только решил, что такой вклад для него не достаточен, потому и подался в добровольцы. Согласно своим самым несгибаемым представлениям о Чести и Долге!
Юрий Викторович Земцов был давним, строгим и взыскательным читателем «Русского Вестника», редким, но глубоким и серьезным ее автором. Показательно, что одна из его первых иконописных работ (Георгий Победоносец) украсила обложку «Русского Вестника» еще в 1992 году
Конечно, он собирался вернуться, продолжить массу начатых очень благородных и нужных Отечеству и роду дел. Конечно, продолжал бы писать иконы, читать студентам лекции, работать в архивах.
В одном из последних адресованных матери сообщений с фронта Юрий Викторович писал: «Мама! Моя цель – вернуться живым! И до конца дней своих быть хорошим семьянином, т. е. сыном, отцом, мужем. Заботиться о своих близких и делать свое дело! А о теперешней ситуации можно сказать словами святого адмирала Ушакова: “Не смущайтесь, сии бури приведут к величию России!”»
Не сложилось!
Юрий Викторович Земцов погиб смертью храбрых в бою под Бахмутом 30 июля.
Смерть и война снова выбрали одного из лучших, светлых, чистых! Так всегда бывает…
Только в России это острее и страшнее.
Борис ЗЕМЦОВ, заместитель главного редактора газеты «Русский Вестник»