Государство дало нам возможность начать жизнь «с нуля». Я, как и многие другие, хотел «очистить» свою биографию... Даже ценой жизни. Чтобы искупить себя кровью, говорит боец подразделения «Шторм Z», сформированного из бывших заключенных, которые подписали контракт с Министерством обороны и вошли в зону СВО.
Мало какие подразделения на фронте вызвали такой большой интерес со стороны иностранных и российских СМИ, и почти нет ни одного, о котором известно так мало, как о «Шторме Z», спецподразделении, состоящем из бывших заключённых, которые за свою свободу платили участием в СВО. Их называли террористами-смертниками, духами войны, кровавыми преступниками, бывшими заключенными, самыми храбрыми и бесстрашными воинами, наемниками, ответвлениями русского народа, пасынками МО..
«Всё это произвольные оценки», говорит боец с позывным «Святой», потому что, добавляет он, «чтобы говорить о «Шторм Z», вы должны быть частью «Шторма Z». И есть только один путь к этому отряду, и его отправной точкой является темница».
«Исходная?», - спрашиваю.
«Исходной является искупление греха», отвечает боец, отбывший почти весь срок в 21 год заключения, чтобы оставшуюся часть срока обменять на фронт.
«Шторм Z» - везде в горячих точках фронта: от Южнодонецкого направления до Запорожья.
Что такое настоящая правда о «Шторме Z»?
Речь идет о добровольцах, которые по разным причинам приняли решение принять участие в СВO. Отмечу, что причины могут быть глубоко личными. Среди воинов "Шторм Z" большое количество искренних патриотов, борющихся за свою страну.
Правда ли, что Шторм Z был составлен из бывших заключенных или это смешанное подразделение?
- Шторм Z составлены из бывших заключённых.
Как, в какой момент Вы принимаете решение стать частью подразделения и войти в зону, где свобода имеет свою цену и оплачивается кровью?
- Перед принятием решения было длительное (почти год) обдумывание. Желание участвовать в военных действиях появилось сразу, как только появилась неофициальная информация среди своих, что это возможно. Но решение было принято значительно позже.
Что предшествовало вашему решению, как оно было принято, через что Вы прошли - тюрьма, преступление, грех, свобода, покаяние, возможно, искупление, наконец, Отечество?
- «Через что прошёл» - это тема отдельного разговора... Первая Чеченская. Плен. Первый срок. Через три года второй срок, большой - 21 год. Статьи серьёзные. Приход к Богу. Переоценка ценностей. Покаяние. Жизнь в храме при колонии в течении 15 лет - от послушника (уборка храма, территории, ремонт и др.) до старосты общины. Семья - венчанный брак, дочь. Наличие семьи и, особенно, ребёнка стало одной из причин для принятия решения участвовать в СВО.
Государство нам дало шанс начать жизнь «с чистого листа». И я, как и многие другие, хотел «очистить» свою биографию... Даже ценой жизни. Искупить кровью, так сказать.
Кроме того в конце своего большого срока (на момент ухода в зону СВО я отсидел уже 19 и 9 месяцев из 21 года) я начал осознавать, что уже не становлюсь лучше в зоне, как человек. Начал находить в своем внутреннем «Я» то, что мне не нравилось, что можно было исправить только выйдя из зоны определенного комфорта.
У меня сложилось впечатление, что патриотизма больше у тех, кто за решеткой, нежели у тех, кто в московских салонах.
- Это не простой вопрос. Среди всех слоёв нашего общества есть и патриоты, и равнодушные, которым всё равно, и те, кто прямо против нашей страны. Наверно, «сидельцам» проще принять решение - часто, кроме жизни, нечего терять.
С какими убеждениями ваши соратники подошли к фронту?
- Большинство шли «очиститься», воспользоваться шансом «начать всё с начала» и начать теперь уже правильно.
У кого-то оставались значительные сроки. Сказать, что все шли из патриотических чувств - слукавить. Но парни готовы были честно выполнить свою работу и выполняли её. Патриотизм присутствовал, конечно, тоже.
В процессе участия в боевых действиях, общения с местными жителями, видя со стороны противника жестокое отношение к людям, живущим на этой земле (на своей земле) патриотические чувства просыпались у многих.
Верна ли информация, что вам доверены самые деликатные моменты и задачи и что головы отдельных лиц оцениваются ВСУ миллионами гривен?
- Подразделения Шторм Z воюют, во-первых, как правило, на первой линии огня под шквальным огнём противника, где иногда нет даже офицеров основных, подразделений МО. И командуют такие же бывшие З/К. Это оборона и удержание наших позиций. Во-вторых, конечно, штурмы. И подготовка позиций (окопы, блиндажи) на линии огня. Других задач моё подразделение не выполняло.
Был ли у вас военный опыт до входа в зону СВО?
- Да. Проходя срочную службу в рядах ВС России, я добровольцем участвовал в боевых действиях на территории Чечни. Это была первая Чеченская.
Когда вы надеваете форму, вы готовы к войне, риску, смерти?
- Да, конечно. Что такое «война» я знаю с 19 лет. Хотя Чеченская война, безусловно, отличается. Но я видел кровь, смерть. И к риску был готов. А к смерти я отношусь, как верующий человек, где бы она меня ни застала - на войне, в местах лишения свободы или дома. Но чувства страха я не лишён. Мне есть ради чего жить.
Что такое «Красная зона», в чём отличие различных мест заключения?
- «Красными зонами» принято называть те, которые являются режимными, т.е. где не живут «по понятиям», где жизнь не подчиняется блатной иерархии и законам.
Среди исправительных колоний есть колонии общего режима, где отбывают наказание «первоходы», как правило. Есть и строгий режим для «первоходов», кто совершил тяжёлые преступления. И строгий режим для рецедивистов. Есть ещё колонии особого режима для «неисправимых» рецедивистов с особо опасным рецедивом.
Кстати, в подразделениях Шторм есть бойцы и из зон особого режима. Вообще классифицировать места заключения можно по различным признакам. И это тоже, думаю, тема отдельного разговора.
Какие задачи предназначены для этого подразделения и на каких участках фронта они сражаются?
- Шторм Z воюют на всех участках фронта, я думаю. Задачи такие же, как и на любой «передовой» - подготовка позиций, оборона, штурмы, зачистка.
Каких людей вы узнаете рядом с собой - как вы объясните маленький парадокс: государство людей порабощает, но за Отечество люди готовы отдать жизнь?
- Не могу согласиться с тем, что «государство людей порабощает». У русских людей из покона веков так - люди готовы отдавать жизнь за Отечество. Среди бывших заключённых такие же дети и внуки тех, кто воевал с фашизмом в прошлом веке. Память поколений. Кстати, и в той войне, Великой Отечественной, были подобные подразделения, так называемые «штрафные батальоны».
Сколько ваших товарищей погибло с момента формирования подразделения?
- В среднем погибли примерно четверть парней. Например, во взводе, которым я командовал в начале захода в зону СВО, погибло 8 человек (из 22 человек).
В какой-то момент вы испытывали личное преображение. Какой была встреча с Богом?
- Это произошло задолго до участия в СВО.
В 2005 г в одиночной камере СУС (строгие условия содержания) в исправительной колонии строгого режима. Именно там я и испытал «личное преображение» - проанализировал, пересмотрел всю свою жизнь, поступки. Там я пришёл к пониманию, что такое грех, страсть. Там я начал задумываться о возможности исправления, о покаянии. Произошла переоценка ценностей. Потом были годы личного внутреннего труда, борьбы со своим Я.
Моя встреча с Богом, наверно, ещё не произошла. Возможно, Господь только коснулся моего сердца. Встречу с Ним я ожидаю: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь».
Как выглядит вступление в бой?
- Получили задачу. Задачу выполняем. Если коротко. Если более конкретно, то надо отметить, что бой от боя отличается. В каких-то случаях необходимо до последнего не дать себя обнаружить. В других - с самого начала нельзя допустить остановку огня... Бой при нашем штурме отличается от боя при наступлении противника.
Чему вас научила эта война?
- Есть такой анекдот:
Падает мужик с небоскрёба. Летит и думает, что если останется жив, то будет тёщу любить, жену на руках носить, откажется от всех вредных привычек... Приземлился живой. «Фу! Какая только чушь в голову не прийдёт...»
Это юмор. Если серьёзно, то, конечно, любая война, вероятность смерти учат любить, ценить жизнь, отбросить всё лишнее и переоценить ценности... Если человек внутренне готов. Лично я к переоценке ценностей пришёл много лет назад. Наверно, эта война несколько обострила мои чувства, мысли, желания, укрепила жизненные планы. И ещё раз напомнила, что всегда есть, за что благодарить Бога.
1.
"...второй срок, большой - 21 год. Статьи серьёзные. Приход к Богу. Переоценка ценностей. Покаяние."
"Наличие семьи и, особенно, ребёнка стало одной из причин для принятия решения участвовать в СВО."