Генерал-полковник ВС России, экс-главком ВДВ, депутат ГД, глава «Ассоциации Героев» В.А. Шаманов высказал свое мнение о следующем этапе спецоперации на Украине: операция по освобождению Одессы должна стать следующим этапом специальной военной операции по демилитаризации Украины после освобождения Донбасса.
По его оценке, цели первого этапа достигнуты – российские войска подавили украинские силы ПВО, нанесли существенный урон военной инфраструктуре и лишили Украину централизованного государственного и военного управления. «Конечно, Мариуполь и некоторые другие укрепленные районы сдерживают подразделения. Как только разрубим этот гордиев узел, станет существенно легче, и тогда мы возьмёмся за ту группировку, которая между Днепром и Изюмом уже, по существу, окружена и находится в котле. Одесса – следующая. Пока идёт продвижение в районе Николаева, Одесса, как аппендицит, заблокирована, но и до неё очередь, я считаю, дойдет», – заявил Шаманов в интервью газете «Аргументы и факты».
«Продвижения российских войск были затруднены из-за характера операции – войска пытались избежать гибели мирных жителей и потому замедлились возле Мариуполя и Волновахи. Сегодня затруднения эти в значительной мере преодолены, но есть другой момент – коммуникации усложняются, пути подвоза удлиняются, и у нас теперь возникает вопрос заполнения пространства за ушедшими вперед войсками», – еще одна мысль генерала.
Он уточнил, что военный потенциал Незалежной располагается и в Киевской, и в Черниговской, и во Львовской областях – «везде, где ещё при СССР находились склады, аэродромы, базы Советской армии». «Это как в шахматах: если взял фигуру – ходи, – также отметил Владимир Анатольевич. – Если мы сейчас не решим этот вопрос с Украиной, возвращаться к нему придётся будущим поколениям солдат и офицеров России».
Совершенно верно! Об этом говорил в материале ещё от 26 февраля «Львов тоже нужно брать». А в другой статье от 31 марта отмечал, что бросается в глаза, что российские войска как-то уж излишне щадяще относятся к освобождению Одесской и Днепропетровской областей. А ведь Одесса имеет особое значение, хотя бы с точки зрения возмездия убийцам, заживо сжёгшим русских в 2014 году. Одесская область имеет непреходящее значение и с геополитической точки зрения для Русского мира, как территориальное соединение с Приднестровской республикой, да и с Молдавией. Кстати, думается, своевременное занятие территорий Одесской области не позволило сотворить взрыв и пожар (диверсия или торпедная атака?) на флагмане Черноморского флота крейсере «Москва»? Вот так «аукается» промедление...
Интересно, что некоторые ведущие информационные агентства из всего интервью транслируют отдельно высказывание Шаманова, вырывая его из контекста, об отличии «специальной военной операции» на Украине от войны. «Главное – сберечь людей. Этим специальная военная операция и отличается от войны. Война подразумевает другое отношение, война – это война», – сказал генерал, отвечая на соответствующий вопрос.
Однако потеря времени сейчас по занятию южных, центральных и западных регионов Украины, наоборот, повлекут дополнительные, значительно бо́льшие потери потом. Об этом говорил и говорю в своих материалах. Это – очевидно. И уверен, что генерал Шаманов это прекрасно понимает, ранее в телевизионных передачах он призывал к более активным действиям по Украине, не ловиться на всевозможные «переговорные процессы». Видимо постфактум просто так нужно официозу представлять ситуацию, оправдывая потерю темпа в освобождении Украины, делая упор на сохранение жизней, чтобы смягчить стратегические ошибки Министерства обороны и Генштаба. И генерал Шаманов, как военный человек, видимо, решил соблюсти «корпоративную этику». Потому самого Владимира Анатольевича, думается, в этом винить нельзя. Но для дела, думаю, было бы лучше сразу признать ошибки, хотя бы для того, чтобы их не повторять впредь.
Дело в том, что бережное отношение к жизням при проведении отдельных операций, например, по освобождению Мариуполя, не имеет прямого отношения к масштабам всей войны на Украине. Бережное отношение к жизням на будущее как раз и подразумевает большой, а не локальный масштаб действий. Зачем ушли с позиций в Киевской и Черниговской областях? Почему отсутствуют иные направления ударов по занятию территорий, почему не привлекаются дополнительные силы?
И пора заканчивать играться в термины. Как ни называй, а это – война. И война не с Украиной, а с Западом. Освободительный поход Русской армии на Украину! Сужать понимание происходящего для всего общества смешением понятий – «военная операция», «специальная операция», «военные действия» и так далее – вредно. Эти термины должны остаться только в узком кругу военных специалистов и иных силовиков.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель