65 лет назад, 14 марта 1957 года, скончался великийучёный и конструктор, основоположник науки о вертолётостроении, дважды лауреат Сталинской премии, академик АН СССР Борис Николаевич Юрьев.
Его имя не носит ни один вертолёт, но без того, что сделал Юрьев, немыслимо всё современное вертолётостроение – он создал теорию и разработал принципиальные решения конструкции вертолётов. Роль его в этой области авиатехники сравнима с ролью Н.Е. Жуковского в самолётостроении.
Он первым разработал классическую схему вертолета (по этой схеме созданы первые в мире серийные вертолёты И.И. Сикорского, а спустя 10 лет и аналогичные вертолёты М.Л. Миля) и научно обосновал использование вспомогательных рулевых винтов. Создал автомат-перекос, являющийся важнейшей частью любой винтокрылой машины. Казалось бы, всё это какие-то детали. Но без рулевых винтов машина будет вращаться вокруг своей оси, без перекоса же несущего винта не сможет двигаться по горизонтали (вперёд, вправо, влево), а сможет только по вертикали (вверх, вниз).
Схему вертолёта Б.Н.Юрьев запатентовал в 1910 г. и весной 1912 г. построил первую машину. В газетах появилась заметка о подготовке ко второму Всероссийскому воздухоплавательному съезду: «Студент Императорского технического училища Юрьев изобрел геликоптер (так в то время называли вертолёты – В.Г.), т.е. вертикальный винт для аэроплана. Этот винт даёт возможность подняться с места и оставаться на какой угодно высоте. Профессор Жуковский проверил эту работу и одобрил её…»
Вертолёт Юрьева явился первым в мире, построенным не эмпирически («методом тыка»), а на основе теории. Авиаконструктору на международной выставке присудили Малую золотую медаль. А еще раньше, в 1909 г., совместно с однокурсником Г.Х. Сабининым(впоследствии крупным учёным-аэромехаником) Юрьев разработал теорию расчета винта вертолёта, который затем прошел проверку на практике. Н.Е.Жуковский назвал расчеты молодых ученых «теорией Сабинина-Юрьева». Под этим названием она существует и поныне.
В 1911 году в журнале «Автомобиль и воздухоплавание» появилась первая публикация студента Юрьева «О наиболее полезном грузе, поднимаемом аэропланами и геликоптерами при данной силе мотора». В ней автор предложил простой и удобный способ определения веса, подъёмной силы и скорости в зависимости от поверхности крыльев. Этот способ оставался в силе до начала эры сверхзвуковых самолётов.
Родился Борис Николаевич в Смоленске в семье высокообразованного офицера-артиллериста, имевшего ряд изобретений и научных публикаций. После двух классов гимназии поступил в Кадетский корпус, а по его окончании – в Императорское техническое училище (будущее МВТУ), где познакомился с Н.Е.Жуковским. В 1-ю мировую войну воевал в артиллерии, попал в плен, вернулся на родину в 1918 г., преподавал в МВТУ, с 1920 г. руководил кафедрой в только что созданной Военно-воздушной академии. Был одним из организаторов Московского авиационного института (1930), в котором 10 лет возглавлял кафедру, и первого в стране КБ по вертолётостроению.
Как и многие гении, он был многогранно талантливым человеком, в частности, мастерски писал маслом живописные полотна. ПрахБориса Николаевича Юрьева покоится на Новодевичьем кладбище Москвы, а его именем названа одна из улиц в Смоленске.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств