Способность нашей культуры сохранять стойкий иммунитет русского сознания против внутренних и внешних разрушительных сил и прямой внешней агрессии в самых сложных ситуациях в большей степени зависит от того, как та или иная историческая эпоха и явление отразились в общественной памяти страны и народа. Из этого и складывается устойчивая традиционная духовно-историческая культура, традиционные ценности, прежде всего, духовно-нравственные ценности и внутренняя духовно-государственная связь нашего народа с народной властью, как и острота и своевременность наших ответов на вызовы времени.
На весах справедливости Господь взвешивал и взвесит все этапы становления нашей традиционной культуры и веры, любви и воли; нашу связь с великими молитвенниками за нашу веру и Церковь, нашу Землю. Господнее же мнение до нас доводит священство РПЦ, Небесные силы бесплотные, святые отцы: апостолы, пророки, старцы, святители православия.
Известен также многовековой принцип русской справедливости, давно забытой Западом, и включающий в себя духовную справедливость.
За свою историю Русь-Россия не по своей воле участвовала более, чем в 450 войнах, но при этом всегда старалась не забывать свой принцип справедливости, сопряжённый со справедливостью Господней. Пример этому и последняя, нагнетаемая Укрией вместе с Западом, война на Донбассе при активном участии очередных кочевников, но уже из США и Европы.
Русь стонала под татарским гнётом 250 лет. После Куликовой битвы последовали ещё два века татарских походов на Москву. В 1382 году явился хан Тохтамыш с войском, сжёг и опустошил Москву. В 1395 году Тамерлан разорил Русь-Россию до Ельца. В 1408 году мурза Едигей дошёл до Москвы, взял выкуп и потребовал новую тяжёлую дань. В 1439 и 1445 году хан Улу-Махмет из Казани разграбил Московскую область, разбил русских у Суздаля, пленил князя Василия II. В 1551 году последовало нашествие Мазовши. Этот перечень внешних агрессоров Русской земли можно продолжать ещё долго.
Но русской верою, справедливостью и волей, как и любовью Божию была «поглощена наша смерть победою», «Смерть!, где твоё жало?, Ад! Где твоя победа? Жало смерти – грех. Итак, братья мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15: 51-58).
Здесь также вспоминаются слова не превзойдённого адмирала русского флота святого воина Фёдора Ушакова: «Нам позволяет побеждать вера и приверженность престолу!». Эти вероучительные и мировоззренческие заповеди победы пронесли через века нашей истории наши православные предки. Понятно, конечно, что имеются в виду не любые престолы. Рассмотрим, к какому престолу обращены эти заповеди.
Сообщества и отдельные люди, которые бездумно и азартно накапливали и накапливают свои и чужие грехи, рыночно относясь к собиранию духовно-нравственного базиса культуры, работают, согласно апостолу Павлу, над созданием жала смерти, прежде всего, для себя, своего общества и государства.
Между действительно русским престолом, русскими Государями и русским народом всегда существовала духовная органическая связь [см.: Ильин И.А. Собр. соч. Т. 2, кн. 1. М., 1993].
Государи и самозванцы, не умеющие установить оную связь (Анна Иоанновна с Бироном, Пётр 3-ий через прусское помрачение, Лжедмитрий с поляками, Мазепа через шведское помрачение, западэнцы с американцами) проходили и проходят в русской истории как тени. Иностранное самочиние их преодолевалось уже в следующем властном поколении. Они не могли и не могут понять своеобразия русского духовного уклада, чуждого западно-европейского и англосаксонского рыночного сознания и уклада. Православная вера, которую надо принимать сердцем, совестью и волей, им не доступна, как и даровитость действительно русских Государей, религиозно осмысливающих своё служение и вдохновляющихся любовью и верою русского народа. Прежде всего, этим и объясняются те мистические переломные события в нашей истории, которые смогла пережить Россия и русский народ вместе с действительно русскими своими Государями.
Русские люди по духу всегда чувствовали особую глубинную связь с духовным миром. В понедельник они, как правило, совершали молитвы, тропари и кондаки Небесным чинам бесплотным, в том числе Архистратигу Михаилу. Архистратиг Михаил занимал в русском пантеоне духовных сил своё особое положение. В царской России в нашем городе было не менее 10 храмов и домовых церквей во имя Архистратига Михаила. Сегодня из них сохранилось два (в Инженерном замке и митрополичий – в Лавре). Есть храм в его память в Ломоносове.
Учитывая складывающуюся в последнее время военно-политическую обстановку на северо-западе России, необходимо серьёзное углубление связи с духовным миром здесь, у нас в Приневье. Требуется новый мощный центр связи с Архистратигом Михаилом всех слоёв русского общества, от простых жителей до воинов, военачальников и истинных созидательных Государей современной России.
Во вторник всегда молились русские люди Иоанну Предтече и Небесным покровителям личным и земли Русской. Жители нашего города молились и пели тропари благоверному Великому князю Александру Невскому, преподобному Александру Свирскому и другим покровителям нашего края. Так в молитвах, тропарях и кондаках Господь соединял всех русских людей волею и верою воедино. И истинный сын России понимал, что порядок – от Царя, спасать и строить Русь может только настоящая царская сильная власть. Лучше грозный царь, чем семибоярщина.
Сущностная власть в России всегда находила в себе силы и волю усмирять эмоции бунта (Смута самозванцев, Разин, Пугачёв, Ленин), умирить набеги извне (татаро-монголы, европсы-рыцари, гунны, либералы с американцами и с цветными революциями), ради политического и имущественного передела и ограбления награбленного. Губительный блек и соблазн искажения русского правосознания тонул в смуте, уступал место кровавой «хохлацкой» анархии, лжи и высокомерию. Но милостью Божией и молитвами сил бесплотных и святых воинов российская власть обретала новые силы против новых внешних и внутренних орд.
Полезно вспомнить русские поговорки: «Без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится»; «Что Бог на небе, то Царь на земле»; «Без Царя народ сирота»; «Сердце царёво в руках Божиих»; «При солнце – тепло, а при Государе – добро»; «Не от царя угнетенье, а от любимцев царских»; «В слепом царстве, кривой царь».
С религиозной точки зрения отречение монарха – помазанника Божия, противоречит акту Священного Его Коронования и Миропомазания, как и взятых им на себя обязательств перед народом. В труднейшие часы исторической народной жизни Монарх должен блюсти свою власть и властью добиваться народного спасения. Вспомним Петра I в часы стрелецкого бунта; императора Николая I, шествующего по улицам столицы навстречу восставшим декабристам; царя Алексея Михайловича во время Разинского бунта; императрицу Екатерину II во время пугачёвщины. Кутузова – во время Наполеоновского нашествия, Сталина – во время войны с фашистами.
В среду и пятницу Русь непременно молились и пела тропари Спасу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице!
Главной заботой было – пробудить в народе отчелюбие, справедливость, волевой и творческий настрой, чувство общественного единения и верного направления народных молитв и действий.
Русская знать, способная ответственно управлять и направлять русское общество, медленно созревала при Петре I, Елизавете Петровне и Екатерине II. Европа и Азия шла на нас не только войнами, кочевыми набегами, но и революциями. «Профессорами» знати были французские революционеры, базарные жулики, откровенные уголовники, заговорщики, убившие Петра III и Павла I, декабристы, позже – западная демократия и либерализаторы. От них – идея строить Россию без царя в голове. Все декабристы сообща освободили только трёх крестьян, либералов хватило только на перестройку, развалившую страну.
Император Николай I удержал Россию на краю гибели и спас её от бессмысленного и беспощадного бунта. Он дал русской интеллигенции, способной только подражать, срок, чтобы одуматься, обрести национально-государственный смысл жизни. Западники, народовольцы предпочли террор: Нечаев, Бакунин, подобные Петру Верховенскому, увлеклись стрельбой, подкопом дворца, взрывами поездов и бомбометанием.
Священная основа национального бытия многократно подверглась ими поруганию, и злодейству. Трон пал и никто не поднял и не развернул упавшего знамени, никто не встал под ним открыто. Крушение монархии есть крушение самой России. Развернулось бесчестие, по Достоевскому, и оскудение духа.
В России – либо единовластие и сплочение народа вокруг него, либо хаос. Бытие России требует религиозного и народно укреплённого единовластия чести, верности и служения. Чего не хватало русским людям для того, чтобы мужественно пережить трудную годину и сохранить религиозно освящённую и исторически оправданную государственную форму?
Чего? Русской элиты с крепким и верным монархическим правосознанием, правосознанием правды, правосознанием доверия, правосознанием ответственности и действительной воли, правосознанием порядка, правосознанием, освящённым православной верой и сознанием себя не Западом.
Монархическое правосознание было помрачено в широких кругах чиновничества и даже русского генералитета, офицерства, дворянства и, конечно, интеллигенции [см.: Ильин И.А. Собр. соч. Т. 2, кн. 1. М., 1993].
Совершенствуя РПЦ МП как систему очищения общественного и личного ума и душ, необходимо, прежде всего, признать их в общекультурном смысле национальным ядром, и восстанавливать все исторически сложившиеся институты духовного укрепления сакральной связи народа с Церковью, Архистратигом Михаилом, Александром Невским, другими святыми воинами и действительно русским Государём!
Принципиально необходимо возродить и усилить связь с Архангелом Михаилом и сонмом святых русских воинов, построив большой храм во имя Архистратига и святых воинов здесь не северо-западе России, где военные базы агрессивного врага наиболее близко подходят к нашим границам.
Исходя из этого, наша настоящая традиционная культура должна обеспечивать каждого российского гражданина возможностью проявить себя в работе и молитве на благо России. Работа должна быть категорией нравственной, как и молитва.
Русскому принципу справедливости противна «нацистская» жестокость и рыночная наглость, которые всё чаще можно встретить в Укрии. Да не только там, но и в наших городах и в общественных местах проявляется нацистская наглость и жестокость. Сегодня люди всё с большей готовностью проявляют жестокость по отношению к незнакомым людям, нежели – при защите нравственных устоев нашей традиционной культуры. Традиционно русские власти сурово наказывали не справедливую жестокость, вплоть до отрубания рук. Твёрдые незыблемые устои общества – необходимое условие общественной и личной безопасности, в том числе и от внешнего мирового врага и рынка. Наши люди понимали, что твёрдые устои общества – важнее, чем потребность отдельного человека реализовать свою прихоть, страсть и иной порок. Но рынок повернул мозги многих в сторону духовно дичающего Запада.
Принципу справедливости противна снисходительность к преступлениям по отношению к старикам, матерям и детям, особенно малым детям. Либералы и либеральное западное законодательство склонны ставить жизнь убийц и педофилов выше жизни детей. Своими поступками западные либералы, также наши и украинские подражатели утверждают, что жизнь одного негодяя важнее даже нескольких детских жизней.
Заблудившиеся россияне, нe гyбитe свои дyши, души ваших близких и дeтeй! Оберегайте их, прежде всего, от сатанизма и соблазнов либерализма, американской демократии, либерального законодательства и английского языка! Язык – тоже образ будущего, образ грядущего времени, если в него глубоко входить. Английский язык уже привёл англосаксов в лоно цинизма, жестокости, лжи и культур-меньшевизма. Приведёт он и наших детей, если мы не огородим их от англосаксонской ковбой-заразы, в тоже лоно цинизма, жестокости и культур-меньшевизма, к рынку-базару, к целованию непристойных мест, к не пониманию своей собственной природы и своих сильных сторон.
Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, ветеран-блокадник, Санкт-Петербург