Две недели назад на «Русской народной линии» вышла моя аналитическая статья, в которой высказывалось мнение, что нашим Вооруженным силам необходимо как можно быстрее оказать помощь Донбассу, потому что его Народная милиция не сможет выдержать натиск 150-тысячной украинской группировки, развернутой против непризнанных республик. Донбасс надо было срочно спасать, потому что Украина уже достаточно подготовилась и планировала применить в отношении ЛДНР жесткий сценарий, аналогичный преступному хорватскому, осуществленному в 1995 году в Республике Сербской Крайне.
Но в течение этих двух недель события менялись, настолько стремительно, что даже участники политических шоу на наших центральных каналах терялись в своих выводах и оценках происходящего. Никто не мог даже предположить, что в считанные дни обстановка вокруг Донбасса кардинально изменится, тем более что Россия начнет военную операцию не только в районе ЛДНР, но и по всей территории Украины, провозгласив, что еЁ целью является защита людей на востоке страны, которые подвергаются геноциду со стороны киевского режима, а также проведение демилитаризации и денацификации Украины.
Несмотря на то, что, начиная с конца прошлого года все западные СМИ говорили о неизбежном вторжении Российских войск на Украину, граждане нашей страны всегда знали, что это ложь и наглые происки зарубежной пропаганды. Мы просто не думали об этом, как о какой-то реальной возможности. В то же время для абсолютного большинства нашего народа на первом месте было желание защитить многострадальный Донбасс и хоть чем-нибудь помочь его жителям. Ни с какой агрессией против Украины это не связывалось.
Но оказалось, что западные политики, политологи, политтехнологи и прочие заинтересованные лица лучше знали о планах нашего правительства, нежели простые россияне. Нам открыто и настойчиво доказывали, что нападение России на Украину обязательно состоится в феврале-марте 2022 года. Известная немецкая газета «Бильд» даже представила сценарий, как это будет происходить.
Гражданам России всё это казалось абсолютной неправдой и наглым вымыслом, однако украинские и западные СМИ упорно поддерживали и развивали идею вооруженного вторжения на Украину, призывая Запад оказать Незалежной существенную помощь в борьбе с агрессором, то есть с Россией. Западные СМИ всячески потворствовали выходу ложных публикаций, где всЁ переворачивалось с ног на голову, и как следствие способствовали созданию на Западе массового психоза. В результате у западного обывателя сложилось впечатление, что Россия действительно – агрессор, который собирается напасть на Украину.
Таким образом, даже когда военные действия еще не начались, результаты по программе демонизации России были уже достигнуты – Запад твёрдо поверил в ее планы покорить и наказать Украину.
Этот вывод наглядно показывает, что информационная война, при грамотном и умелом применении форм, методов и инструментария гибридной войны, даёт свои положительные результаты. К сожалению, мы, в отличие от Запада, до сих пор почему-то не научились применять весь арсенал информационной войны, крайне востребованный современными условиями и обстоятельствами, в которых живёт наша страна. Объясняя устами Президента обстановку в мире и вокруг России, наша позиция озвучивается только для самих себя и не доходит до ушей и сознания простых граждан на Западе. Все наши средства массовой информации, включая такую известную информационно-зависимую от государства структуру, как Российская международная информационная телевизионная компания RT, просто блокируют, отключают от вещания в различных странах мира.
Тем временем, за последние дни февраля вихрем пронеслась череда спрессованных по времени и значимости событий. Наконец-таки свершилось долгожданное событие – после восьми лет ожидания ЛНР и ДНР были признаны Российской Федерацией. Наконец-то по просьбе руководителей республик, в соответствии с достигнутыми соглашениями, нашим правительством было принято решение о проведении военной спецоперации по защите Донбасса.
Но произошло неожиданное. Руководство страны расширило операцию, и оказалось, что для защиты Донбасса, понадобилось вторжение российских войск на территорию Украины. Оно состоялось, как обещали западные СМИ. И наверняка решение о проведении такой операции далось Президенту нашей страны непросто. Ответственность на нём лежит теперь колоссальная. Весь мир ополчился как лично на него, так и на всю нашу страну, что, собственно, доказывает тот факт, что Украина была и остается серьёзной игрушкой в руках американских и западных кукловодов.
В сложившихся условиях, когда отступать больше некуда, нашей власти следует предпринять срочные меры и сделать всё, чтобы объединить народ вокруг Президента. Для этой цели следует уделить самое большое внимание информационной политике. Необходимо регулярно информировать население страны о событиях, происходящих на Украине. Государственные структуры и СМИ должны осознать, что отсутствие правдивой информации о складывающейся там ситуации порождает всевозможные слухи и вселяет панику.
Не понимая замыслов власти, наши граждане задаются конкретными вопросами: почему на Донбассе до сих пор продолжают погибать люди, почему в регионе по-прежнему уничтожается инфраструктура и рушатся жилые дома? По какой причине туда до сих пор не вошли Российские войска, обещавшие оказать военную помощь и поддержку Народной милиции признанных Россией самопровозглашенных республик?
Далее следует закономерный вопрос: а что части и подразделения Народной милиции будут делать дальше, после продвижения вглубь освобождаемой от ВСУ территории? Они останутся в пределах границ ЛНР и ДНР 2015 года или планируют выход на административные границы Донецкой и Луганской областей?
Как видите, вопросы весьма нериторические. Что же в такой ситуации делать? Для начала вспомним, как оповещалось население нашей страны во время Великой Отечественной войны, когда информация поступала из единого Информационного Центра – Ставки Верховного Главнокомандующего – через радиоточки во всех населённых пунктах. Почему бы в сложившихся условиях настоящей развернутой войны России против киевского режима не сделать так же? Технических возможностей для этого у нас хватает.
Почему такое информирование у нас не налажено, непонятно. Ведь помимо телевидения с разнообразием его каналов и не имеющем статуса государственной структуры, мы пользуемся в основном интернетом и мобильной связью, черпаем из всевозможных, часто нам неизвестных, источников много непроверенной и фейковой информации. В таких условиях большинству граждан трудно разобраться – где правда, а где ложь.
Другой пример. В каждой стране есть официальный государственный канал, который является правительственным рупором. За передаваемую им информацию отвечают не журналисты, а конкретные уполномоченные для этого лица. Не создать ли такой и у нас для информирования населения о результатах действий российских войск – куда и в каком направлении они передвигаются, какие рубежи достигли, какие задачи отработали? И главное, нам, гражданам России, крайне необходимо знать, что в конечном счете мы собираемся делать на Украине. Бояться в данном случае нечего, если наше дело правое и праведное. Когда народ поймёт, что делает власть, будет знать ее благие цели и задачи, тогда он с готовностью сплотится вокруг Президента, станет его опорой. А для этого власти необходимо грамотно и честно работать с населением в информационном поле.
Не следует забывать и то, что на территории нашей страны функционирует большое количество неправительственных организаций. Нередко они выполняют функции иностранных агентов, цель которых внедрение в российское информационное пространство и разрушение положительного имиджа нашей страны и её власти, опорочение их в глазах сограждан, лишение нас самоидентификации. В случае возрастания в стране напряженности, а она уже существует, чтобы взорвать ее изнутри будут задействованы все силы «пятой колонны», которые имеются на территории России.
Кроме того, крупный российский бизнес тесно повязан с Западом и ему подконтролен. Поэтому в случае затягивания военной операции в Украине он будет вынужден действовать в направлении инициирования в России социально-политической напряженности. К этому следует добавить недовольство достаточно большой части активного населения страны политическим и экономическим курсом правительства, нежелание поддерживать инициативу власти вести войну на Украине.
Еще одна проблема – это отсутствие государственной идеологии и понимания «за что и кого воевать». При неизменности такого подхода пассионарность нашего народа не поднимется, и его единения с властью, которое наблюдалось во время Великой Отечественной войны, очевидно не будет.
Из вышесказанного следует, что российским властным структурам, прежде всего тем, которые занимаются стратегическим информационным планированием, если таковые у нас есть, необходимо сделать соответствующие выводы и как можно скорее исправить положение.
В современных условиях не только информационной войны, но уже и ведения наземной сухопутной операции Российских войск на Украине, считаю, что, исходя из опыта других стран, нам необходимо образовать особую структуру – Министерство информационной политики или пропаганды/контрпропаганды. Об этом много говорилось и писалось на всех уровнях многими авторами, в том числе мной, но вопрос до сих пор не проработан и не решен.
Кроме того, нам необходимо создать сеть неправительственных организаций для работы с зарубежной аудиторией, которые смогут донести до нее через различные СМИ местного значения правдивую информацию о положении дел в России, будут давать разъяснения, почему российским руководством принимаются те или иные решения.
В России создавать для подобных целей какие-то отдельные некоммерческие организации, подконтрольные упомянутому Министерству информационной политики, не обязательно. Можно использовать существующие и официально зарегистрированные общественные организации с хорошими связями за рубежом. При оказании им минимального финансирования результаты на ниве пропаганды и агитации будут обеспечены. Так выглядит Народная дипломатия, совершаемая инициативными гражданами по добровольному выполнению дипломатических функций, в том числе пропагандистского характера.
О том, что сейчас творится на Украине, граждане России имеют весьма общую информацию, поступающую в основном либо из транслируемых центральными телевизионными каналами политических шоу, либо от официального представителя Министерства обороны, который регулярно докладывает цифры об уничтоженных объектах ВСУ. Этого явно недостаточно. В обстановке боевых действий мы должны знать и понимать каковы дальнейшие задачи на украинской территории политического и военного руководства нашей страны. Правительству следует доверять людям. Иначе у них складывается впечатление, что такая масштабная операция, возможно, не была тщательно продумана и проанализирована, прежде всего, в информационном плане. В реализации политики Президента по оповещению граждан России о ситуации на театре боевых действий наши СМИ должны выступать единым фронтом. Желаемая властью сплочённость народа, основанная на доверии к высшему руководству страны, подразумевает знание не только его дальнейших действий на Украине, но и последующих шагов, планируемых после окончания этого конфликта.
Нельзя также забывать, что в ходе проведения военной операции российским военным следует активно работать с местным украинским населением, там, где они вошли с ним в соприкосновение. В последние дни мне неоднократно приходилось отвечать на телефонные звонки из Харькова: многие мои знакомые, живущие там, спрашивали: «Зачем вы вторглись на Украину? Каковы цели этого вторжения?». К моим объяснениям, что таким образом Россия помогает украинскому населению освободиться от Киевского режима, вынудить его отказался от власти и передать управление страной настоящим украинцам, патриотам своего Отечества, отношение было весьма скептическое. На подобные объяснения мне обычно отвечали: «А вы нас спросили, хотим мы вашего освобождения от Киевской власти или нет?»; «На каком основании вы вообще вторглись в нашу страну?»; «Почему вы не сделали это в 2014 году, когда это было реально и безболезненно, ведь сейчас уже поздно». Так что многие граждане Украины рассматривают нашу теперешнюю операцию на Украине, как акт агрессии и возразить им в этом отношении бывает сложно.
В качестве альтернативы приведу пример другого подхода к общению военных с местным населением. Во время войны в Афганистане советские войска вели себя так: они просто объясняли людям, каковы цели, задачи советских войск на афганской земле, знакомили их с жизнью в СССР, рассказывали, какой станет жизнь простых афганцев после окончательной победы Саурской Революции. Для ведения этой работы в 40-й Армии имелись Отряды пропаганды и агитации (ОПА).
Мы же после развала Союза совершенно забыли свои задачи старшего брата, о долге помогать элите бывших советских республик и направлять их в сторону дружбы и сотрудничества с Россией. В результате все бывшие советские республики пошли новым путём, как правило, под влиянием Запада, и совершенно перестали рассматривать нашу страну как надёжного старшего товарища и друга.
То же произошло с Украиной. Еще до разрушения Советского Союза киевским руководством был взял курс на самоопределение и полную независимость, в том числе от России. Наступил этап украинизации страны. Началась перестройка всех социальных институтов на национальный манер с активным внедрением украинского языка во все сферы жизни. Даже в Армии все Уставы, Наставления и Основы срочно переводились на украинский язык, хотя в украинском языке многих слов из военного лексикона вообще не существовало.
Последние тридцать лет в украинском народе и его элите постоянно присутствовала тяга к государственности, хотя опыта государственного строительства в стране не было. Однако иметь свое национальное государство, свою самоидентификацию украинцам хотелось.
По известным причинам инициативу по трансформации страны перехватила не самая лучшая часть украинского общества – бандеровская. После 2014 года Украина повернула в сторону фашизации. Вследствие мощной пропаганды, проводимой на средства США и Запада, миллионы людей постепенно, год за годом становились счастливыми от вскипающей в них ненависти к России. В течение восьми лет настроение народа питала вражда, и инакомыслие стало государственным преступлением. Украина переродилась в фашиствующее государство, которое воспитывало народ войны. Теперь страна строилась по принципу: «Одна вера, один язык, один народ».
После кардинальных изменений 2014 года у России еще была возможность помочь Украине обрести своё место в семье братских славянских народов, но Россия этого не сделала – не поддержала русскоязычное население, не помогла украинцам и русским в создании пророссийской оппозиции, противостоящей украинской националистической власти. Чёткой стратегии в отношении своего южного соседа Россия не имела, она даже не попыталась сохранить остатки русского самосознания в гражданах Украины. У Российского правительства не было стратегического планирования отношений с братской Украиной на основе ее предполагаемого развития в ближайшем и далёком будущем.
Поэтому и пришлось мне выслушивать от харьковских коллег упрёки в том, что с населением страны не проводится разъяснительная работа, люди не готовятся к тому, что с приходом российской армии жизнь украинцев может круто измениться к лучшему. Люди пока не верят нам. Им не доказали, что российские военные останутся в Украине до тех пор, пока националистическая бандеровская верхушка не будет заменена на достойных, порядочных и честных людей, неважно какой национальности – украинцев или русских, в общем не сильно отличающихся друг от друга. И нельзя не учитывать, что на подготовку элиты необходимо время.
Судя по реакции населения, мы всё еще не знаем, каковы настроения украинского народа по отношению к России. Поэтому, главное, что в настоящее время требуется предпринять одновременно с проведением войсковой операции на Украине – осуществлять в качестве мер пропаганды и агитации трансляцию передач по местному украинскому радио и телевидению на русском языке с информированием населения о целях и задачах российской армии на территории Украины. Надо срочно снимать напряжённость, возникшую в отношениях между нашими народами (хотя я считаю нас по-прежнему единым народом).
Проведение декларированной Президентом России операции по оказанию помощи Донбассу надо обсуждать открыто на внутреннем российском медиа пространстве. У нас должны быть не только политические шоу с одними и теми же дежурными участниками, но и круглые столы, дискуссии, организованные на других площадках, с привлечением ветеранов Вооруженных сил и силовых структур, учёных, творческой интеллигенции, представителей различных политических и общественных организаций. Качественное обсуждение на них инициатив Президента на Украине и ситуации в этой стране повысило бы рейтинг власти в народе.
На сегодняшний день на российских государственных каналах информации о военной спецоперации в Украине гораздо меньше, чем в Интернете на украинских порталах. Отсутствие этой столь необходимой официальной информации порождает в нашем народе различные слухи и небылицы. Поэтому еще раз отмечу необходимость единого подхода к информационной политике, организации в нашей стране соответствующих структур, в том числе для работы за рубежом.
В отношениях с Украиной Российское правительство давно перешло Рубикон, поэтому отступать от намеченных Президентом конечных целей и задач, легших на плечи не только нашей Армии, но и всего народа, стало уже невозможно. Но для того, чтобы наши граждане могли поддержать политику Российского руководства в отношении Украины и с пониманием отнестись к тем санкциям и ограничениям, которые непременно обрушатся на нас, этому руководству надо проводить с людьми разъяснительную работу – прежде всего, освещать все аспекты принимаемых решений. Вот почему к информационному обеспечению военной спецоперации на Украине следует подключить все официальные структуры нашего государства и СМИ, иначе поддержки общества ни у Президента, ни у должностных лиц, отвечающих за эти события, никогда не будет.
Владимир Алексеевич Азаров, председатель Межрегионального общественного движения «Благодатная Русь», кандидат политических наук, член Союза писателей России, ветеран локальных войн и военных конфликтов
1. Надо срочно создавать Министерство пропаганды
Польские фермеры выходили на забастовки из-за высоких цен на минеральные удобрения, которые приведут к повышению цен на продукты питания и разорению фермеров.
В дополнение к этой информации можно оповестить европейцев о том, что если в течении недели националисты не сложат оружия, то на Украине будет сорвана весенняя посевная, учитывая то, что Украина и Россия входят в тройку основных экспортёров зерна, цены на продукты в ЕС могут взлететь в 10 раз, как это было с повышением цен на газ.
Десятикратное повышение цен может быть связано не столько с дефицитом зерна, сколько с желанием торговцев заработать на панике. Панику нужно устроить. Не нужно стесняться. Лучше паника в Варшаве, Париже и Берлине, чем «антивоенные» настроения в Москве".