На телеканале «Россия-1» вышло в эфир традиционное общественно-политическое ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьёвым».
В рамках программы выступил известный политолог и радиоведущий Сергей Александрович Михеев:
При всем моем обожании наших женщин и женщин вообще я считаю, что всему свое место. То, что сейчас происходит на Западе с этим вопросом и то, что они пытаются по всему миру распространять, напоминает какую-то партийную разнарядку. Да, понятно, была война. Когда мужчин не хватало, наши женщины свой долг выполнили и делали это героически и профессионально. Но там, где это не нужно, не надо это насаждать искусственно. Не надо делать их этого культ. Не надо специально женщин убирать из традиционной ниши и потом говорить: «А где наша семья? Она разваливается!» Так вы им с детства показываете фильмы и сериалы – все, что угодно, где они кто угодно, только не жены, не матери, не хранительницы семьи. Потому что считается, что это для идиоток – быть матерью, женой, рожать детей, быть тылом для мужа и т.д. Это для дурочек! А надо быть кем? Все следователи, сыщики – воюют в каких-то спецназах, во всех фильмах. Но, во-первых, больше половины того, что показывают в фильмах, - это просто ложь. Этого просто нет в действительности, просто не существует. Поэтому всему свое время. Хотите, в конце концов, так, как кому нравится. Господь Бог, а кому не нравится, природа, создали мужчину и женщину отдельно друг от друга. Они разные. Они не лучше и не хуже друг друга, они просто разные. У каждого своя судьба.
Просто всему свое место. Мы говорим, что у нас проблемы с демократией и так далее. Но вы думайте, как воспитывать мальчиков и девочек, где их идеалы? Нужно выстраивать свою жизненную стратегию, и, глядишь, все встанет на свои места. Там, где надо будет, там, где женщин вообще не будет хватать, там нужны будут женщины-пилоты. Тогда и поговорим. Как женщины-пилоты появились во время Великой Отечественной войны? Мужчин не хватало, а не потому, что так все это было им очень нужно. Все хорошо в меру, все должно иметь свою разумную обоснованность, без кампанейщины.
Отреагирую еще на одну коллизию – по поводу работы иностранных агентов с нашей внутренней внесистемной оппозицией, включая националистов и так далее. Честно говоря, я и сам считаю себя русским националистом имперского типа. Точнее, я русский патриот. Моя идея в том, что, конечно, без русского народа от России рожки да ножки останутся. Но русский народ, народ православный, должен понимать, что он – системообразующий, что он – хребет, что он – наша цивилизация. Это наша реализация в историческом процессе. Если же русских убедить устраниться от своей судьбы, то тогда действительно все рухнет. Вне всякого сомнения, с этим будут работать.
Но что я хочу сказать по этому поводу. Один из источников оголтелого национализма, который появился в 1990-е годы и развился впоследствии в разные деструктивные группировки, - это причина экономическая. Огромная экономическая база, в которой русские были задействованы, исчезла. Ее не стало. Огромные сектора экономики, где русские самореализовывались как личности, как специалисты, как люди, которые нужны своей стране, исчезли. Их не стало. Причем из-за «прекраснейших» реформ 1990-х годов. Их просто не стало. А их место, извините за выражение, заняла торговля, «купи-продай» и все остальное. Я должен сказать: да, русские в этом не сильны. Но традиционно это не совсем то, что сделало великую страну и великую цивилизацию.
Что касается экстремального национализма, то его победить можно, вкладывая большую часть бюджетных средств в различные способы реализации в экономике. Нужно больше экономики, где молодые могли бы найти себя, почувствовать себя нужными стране, могли бы почувствовать себя уважаемыми людьми. Не выталкивайте их всех зарабатывать, не понятно как и непонятно где, непонятно что. Тем более, что целые сектора экономики, в особенности сфера услуг, заняты трудовыми мигрантами. Трудовые места, прежде всего, для коренного населения, в особенности для расширяющихся отраслей экономики, высокотехнологичных секторов экономики и так далее. Нужны учебные места, трудовые места. По крайней мере, если все это реализовать, то будет гораздо меньше проблем с тем, что называется радикальным национализмом или чем-то в этом роде.
Второе – культурная политика, историческая политика. Когда огромному количеству людей десятилетиями выносят мозги и рассказывают о том, какая неправильная история была у их страны, как все было неправильно, как везде происходили сплошные неудачи и прочее, какие у них преступные предки и прочее…. Вы чего хотите? В результате в любом случае будет следующее: во-первых, одна часть людей будет деморализована, а другая часть людей обратится к радикальным идеям.
Национальное чувство отменить нельзя. Если вы по нему топчетесь, если вы вытираете о него ноги, то оно будет выражаться в том числе и в радикализме. Это вам простейшие советы по поводу того, что они будут использовать, как будут использовать, и что надо сделать, чтобы этого не было. На самом деле все это и так понятно. Но этим простейшим советам противоречат принципы работы некоторых отраслей российской экономики. Все это надо менять, потому что задачи требуют изменения концепции управления экономикой. Невозможно бесконечно ждать каких-то внешних инвестиций. Тем более, их не будет.
Я принципиальный противник ГУЛага и всего остального в этом роде, но профессуру я бы просеял мелким ситом. Надо оставить профессуру только ту, которая нужна стране. Красная она или белая – это уже другой вопрос. Вопрос в том, насколько она соответствует поставленным задачам. Вот в чем вопрос. Я думаю, что это было бы крайне важно. А соответствует ли все это принципам рыночной экономики или нет – это уже другой вопрос.
Кстати говоря, проблема с «Северным потоком-2» способствует высоким ценам на газ, что и нам – хотите, как хотите, - дает дополнительные деньги. Они, несомненно, будут кричать о том, что ситуация с «Северным потоком-2» - это их победа. Помните Обаму, который говорил, что экономика России порвана в клочья. Все – экономики России больше нет. Почему? Потому что мы, скажут они, остановили «Северный поток-2». Хотя по нему и ничего не перекачивалось, но тем не менее, скажут.
Нам все время говорят о русском народе. Но все-таки не держите нас за идиотов! Я не знаю ни одного исторического периода, когда эти господа русскому народу – сейчас ли, до 1991 года ли, до 1917 года ли – дали хоть что-нибудь, кроме горя, разрушения и проблем. Ничего! И это возвращаясь к тому, о чем мы уже говорили. Учите историю.
По поводу просеивания профессоров через сито. Не нравится? Пожалуйста: Оксфорд, Кембридж, Гарвард. Вали отсюда и преподавай там, что хочешь и кому хочешь. Учи их там тому, какая плохая Россия.
Когда умирал Пушкин, то стоял народ, который туда, на Мойку, никто не звал. А после того, как Пушкин умер, то они сказали: «Иностранцы нашего Пушкина убили!» А барон Геккерн со своим любовником имел ко всему этому самое прямое отношение. Европейские ценности в действии! Так что есть, о чем вспомнить.
1. О домостроительстве