Сегодня Санкт-Петербург торжественно празднует 78-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады.
27 января – день, который является для нашего города жизненно важной датой. Для нас это святой день.
В церковном календаре он совпадает с Днём отдания праздника Богоявления. Неслучайно, что один из решающих этапов операции по освобождению Ленинграда «Январский гром» пришёлся на само Святое Богоявление - 19 января 1944 года.
Неслучайно окружение значительной немецко-фашистской группировки вокруг Русско-Высоцкого передовым отрядом 168 дивизии 2-й ударной армии и бойцами 54 инженерного батальона 42 армии пришлось на Крещенский вечер - 19 января 1944 года. Крещенские дни явились для нас и днями освобождения.
И ещё одна значимая дата — победный салют в Ленинграде прогремел 27 января после освобождения Петергофа и Павловска - того самого Петергофа, который был разрушен немцами и где неведомый немецкий разбойник написал на стенах: «Когда русский Иван придёт, он здесь ничего не найдёт».
В этот день святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, митрополит Зиновий, окормлявший русские приходы в Грузии во время войны, неоднократно говорил своим прихожанам: «Молитесь святой Нине о спасении града святого Петра. Молитесь святой Нине о блокадном Ленинграде». И неслучайно освобождение нашего города ознаменовано памятью святой равноапостольной Нины.
Под Ленинградом сражались представители многих народов Советского Союза: сражались казахи и узбеки, армяне и грузины. Стоит вспомнить, что 300 тысяч сынов грузинского народа погибли в Великую Отечественную войну, о чем, к сожалению, забывают многие современные грузинские политики, но помнят очень многие русские и грузины. И в нынешнее время собирания России память об этом кровном братстве надлежит хранить.
Что следует сказать по поводу операции «Январский гром» и в целом о новгородской стратегической операции?
Операция была очень хорошо подготовлена: пристреливались в цели, тренировались войска на макетах, войска были обеспечены техникой и достаточным количеством боеприпасов. В результате, по сравнению с той же самой операцией «Искра», потери были минимальны и уступали немецким потерям, при том, что немцы целых 3 года готовили оборонительные рубежи.
Результаты были впечатляющими: немцы были отброшены от Ленинграда более чем на 100 км, были освобождены Гатчина, Петергоф, Царское село, Красное село, позднее Кингисепп, а советские войска вышли на границу с Эстонией. И, наконец, город был освобождён от той Блокады, которая его терзала целых 3 года.
Теперь городу больше не грозили немецкие артобстрелы. Радостные граждане закрашивали надписи «Граждане, при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Как написала Ольга Фёдоровна Берггольц в память о защитниках Ленинграда:
Он падал лицом к Ленинграду. Он падал,
а город стремительно мчался навстречу…
…Впервые за долгие годы снаряды
на улицы к нам не ложились в тот вечер.
И звезды мерцали, как в детстве, отрадно
над городом темным, уставшим от бедствий…
— Как тихо сегодня у нас в Ленинграде, —
сказала сестра и уснула, как в детстве.
«Как тихо», — подумала мать и вздохнула.
Так вольно давно никому не вздыхалось.
Но сердце, привыкшее к смертному гулу,
забытой земной тишины испугалось.
Это освобождение, конечно, далось кровью: 20 тысяч человек погибли во время операции «Январский гром». Среди них те, кто штурмовали Воронью гору, с которой немцы по Ленинграду били из дальнобойной «Берты». Среди них был гвардеец Владимир Нонин, о нём написала Ольга Берггольц такие удивительные стихи:
Правдива грядущая гордая повесть:
она подтвердит, не прикрасив нимало, -
один поднимался, но был он - как совесть.
И всех за такими с земли поднимало.
Не все имена поколенье запомнит.
Но в тот исступленный, клокочущий полдень
безусый мальчишка, гвардеец и школьник,
поднялся - и цепи штурмующих поднял.
Он знал, что такое Воронья гора.
Он встал и шепнул, а не крикнул: - Пора!
Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся,
он звал, и хрипел, и карабкался в гору,
он первым взлетел на нее, обернулся
и ахнул, увидев открывшийся город!
И, может быть, самый счастливый на свете,
всей жизнью в тот миг торжествуя победу,-
он смерти мгновенной своей не заметил,
ни страха, ни боли ее не изведав.
Об этой цене стоит помнить и поминать наших усопших и тех, кто погиб в войне и тех, кто почил после войны, кто даровал нашему народу и нашему городу жизнь и свободу. Когда мы видим красоту Петербурга, когда созерцаем его храмы и дворцы, великолепие его ансамблей, то должны помнить тех, кто спасал эту красоту. Тех альпинистов, которые в 1941 году маскировали наш город. Мне довелось знать одного из них, почившего в 2018 году — Михаила Ивановича Боброва, который в 1941 году маскировал Исаакиевский собор и Адмиралтейство, а в 1942 году остановил немцев в горах Кавказа. Тех, кто сбивал немецкие самолёты над Ленинградом. Среди них хотелось бы вспомнить покойного нашего профессора Санкт-Петербургского Университета Николая Ивановича Барышникова, который с 1941 по 1945гг. служил в системе ПВО, в системе оповещения «Редут» и в марте 1945 года засёк последний немецкий самолет, летевший на Ленинград. Этот самолёт до Ленинграда не дошёл.
Вспомнить тех моряков-балтийцев, которые прошли смертельный Таллинский переход, а в 1944 году освобождали Ленинград. Среди них недавно почивший Николай Владимирович Бричук, воевавший на эсминце «Гордый», а потом в морской пехоте 7-й бригады. И, слава Богу, ныне здравствующий Василий Павлович Джуржа, который после Таллинского перехода воевал на Ораниенбаумском пятачке.
Помянем усопших и живых. И живым воздадим должную дань любви и уважения за их беспримерный подвиг. Но самое главное, будем хранить наше Отечество от новых фашистов, которые нам грозят - извне и изнутри России. Будем всеми силами истреблять то богомерзкое сознание, которое разделяет людей по расам, классам, материальному положению, которое позволяет унижать человека за то, что у него нет награбленных миллионов, представители которых позволяют называть наших доблестных тружеников, ушедших на пенсию, нищебродами, а наших бывших защитников Отечества - оборванцами, которые недостойны не то, что бесплатных медицинских препаратов, но и самой жизни.
Это сознание надлежит истреблять каленым железом, а его носителей определять туда, куда они того заслуживают. Мы должны победить тот неофашизм, который расцветает за пределами России в Прибалтике, на Украине и в других местах и призвать народы этих стран к освобождению от тех тиранов и диктаторов, от тех марионеток Запада, которые бессовестно эксплуатируют, угнетают и готовят их к уничтожению.
Мы должны строить такой строй жизни, в котором не стыдно жить и ради которого не стыдно умирать. Тот строй жизни, ради которого умирали наши отцы и деды, ради которого они жертвовали жизнью. Мы должны трудиться ради жизни светлой, радостной, справедливой, духовной, православной, исполненной любви и света.
Как сказал один из умных муфтиев ещё в 1998 году на религиозном совещании на Кавказе: «Нам нужна Великая Россия, нам нужна справедливая Россия, нам нужна православная Россия». Тем более, это желание должен исповедовать и проводить в жизнь любой православный русский человек.
Дорогие ленинградцы, дорогие петербуржцы, поздравляю вас с этим великим праздником! И желаю совершиться тому, о чём мы все с вами думаем — чтобы и на нашей улице был праздник, чтобы мы преодолели все беды нашего времени и чтобы на земле воцарилась правда Божия и связанная с ней правда человеческая.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии