Современная эпоха характеризуется выраженной атомизацией сфер деятельности человека. Религия, философия и наука выделились в замкнутые области, едва ли оказывающие влияние друг на друга. Но все они периодически становятся инструментами политики и воплощения чьих-то экономических интересов. Поэтому, вопрос о доминировании единых морально-нравственных норм над всеми сторонами жизни человека нивелируется. Уходит он и из осмысления отношений человека и мира, которые можно свести к познанию и преобразованию. По сути, отказ от понимания духовной природы человека стал приводить к расчеловечиванию. Свойственный западной цивилизации гуманизм начал вытесняться трансгуманизмом, рассматривающим человека как материал и средство обогащения. «Люди – новая нефть» – вот девиз современного посткапитализма. Остаётся открытым вопрос о морально-нравственном регуляторе в деле познания и преобразования мира человеком.
Отказав религии в праве определять и нравственно оценивать все стороны жизни общества, Западная Европа в эпоху Просвещения передала это право философии. Философы пытались установить единые и объективные основы морально-нравственных императивов для возведения их в ранг обязательных. Так, например, основной труд философа Бенедикта Спинозы, содержащий его богословские изыскания и основы теории познания, носит наименование «Этика». Позже Иммануил Кант показал невозможность человеческого рассудка достоверно судить о трансцендентном: «Я ограничил знание, чтобы освободить место вере». Кант подчёркивал, между тем, что реального опыта в познании трансцендентного у человека быть не может. Последующая западная философия и наука, вообще, привязали опыт, эмпирию, лишь к способу познания объективного, внешнего мира.
При этом забывается, что человеку доступны два вида опыта: внешний и внутренний, рациональный и духовный. Второй является неотъемлемой частью религиозной жизни и тоже предполагает постоянную практику. И если внешний рациональный опыт нам сообщает о формах существования реальности, то лишь внутренний, духовный опыт может говорить о смысловой стороне. Так, любая книга есть обыкновенный набор из древесины и чернил. А понимание глубинных смыслов происходит в душе читателя. И эти смыслы к бумаге и краске не сводимы.
В современной научной и околонаучной среде, так называемых «научпоперов», в качестве приёма атеистической аргументации бытует сведение различных видений и состояний, переживаемых святыми, лишь к изменённым состояниям сознания, которые определены аскетическими практиками. Но это – ровно то же самое, что говорить о книге лишь как о наборе из древесины и чернил, игнорируя ее смысл.
Серьёзной проблемой является то, что духовный опыт не обладает такой же очевидностью и наглядностью, как опыт внешний. Тут можно сказать, пользуясь аналогией с книгами: все книги устроены одинаково, но каждая из них требует разную степень усилий читателя для её осмысления.
Читая святых отцов, их жития, мы думаем, что это только там, в истории, возможно, например, такое, как благословение преподобного Сергия проезжаемому в 15 верстах от него епископу.
Но подобный случай рассказывали о двух старчиках в республике Марий Эл: архимандрите Иоанне (с. Сумки) и схиархимандрите Лаврентии (ныне покойном): «Едут паломники из Йошкар-Олы в Дивеево. Тогда еще жёлтые 13 местные маршрутки были, заезжают к отцу Иоанну за благословением. Отец Иоанн благословляет и спрашивает, возьмёте меня с собой. В ответ: у нас как раз есть одно свободное место, возьмём. Тогда отец Иоанн говорит: сейчас возьму благословение у о. Лаврентия. Поворачивает на запад, а там ничего нет, о. Лаврентий служил в д. Новая слобода в более 15 км на запад по прямой. Паломники были удивлены… Через некоторое время после паломнической поездки, в г. Йошкар-Оле они встретились с людьми, которые были в д. Новая Слобода, и они рассказали, что шёл крестный ход и вдруг о. Лаврентий останавливается, поворачивается на восток и благословляет… Уточнили время, оказалось был тот час, когда отец Иоанн брал благословление…».
Святые по нашей земле ходят и в наше время. В трапезную Воскресенского Собора г. Йошкар-Олы в марте 2012 года заходил некий мужчина с греческим акцентом в странной одежде, попросил покушать, ему дали. Потом вышел и уехал на попутке… Позже свидетель – алтарник храма – на одной из икон свт. Николая узнал таинственного гостя.
В конце девяностых годов, одна девочка лет 12-13 с родителями была в паломничестве в Дивеево. Когда стояла в очереди к мощам прп. Серафима Саровского, ей закралась мысль: «Бог если ты есть, то покажи мне какого-нибудь святого»… И когда очередь подошла, а они были фактически последними, девочка увидела странника-монаха. Сначала он стоял у иконы, позже у мощей. Она дергает маму, что делает странник-монах в женском монастыре, но мама была чем-то занята и не реагировала… Проходит время, мама с дочерью пришли в бабушке, которая уже умирала, и мама прочитала канон о болящей, затем акафист Серафиму Саровскому. В этот момент подошла дочка и увидела на обложке акафиста того странника, которого она видела…
В Горно-марийском районе однажды зимой ехала машина с паломниками. Дорогу заметала пурга, а машина застряла в снегу, ничего вокруг не видно… И когда люди совсем отчаялись, увидели как к ним навстречу идёт дедушка с веревкой, и, что странно, в лаптях… Дедушка привязывает веревку в крюку у машины и как бурлак на Волге вытягивает машину из снега. Через некоторое время его узнали на одной из икон Николая Чудотворца.
Эти примеры духовного опыта, которые являются редким исключением из правил, показывают, что духовный мир существует реально, а не абстрактно. В реальности для спасения важен духовный опыт общения с Богом, соприкосновение с благодатью Святого Духа.
Если у человека несерьёзное отношение к духовному опыту жизни, у него вырабатывается столь же несерьёзное отношение к проблематике смысла вообще.
Популярные же ныне формы психологических практик, коучинга учат лишь выживанию в мире, учат «прогибаться под изменчивый мир», который катится к расчеловечиванию. В котором человек превращается из субъекта в объект неуёмного получения прибыли, по сути, в биоматериал.
Алексей Николаевич Ощепков, Русское Собрание, г. Пермь;
Иерей Евгений Хованский, магистр богословия, программист, Русское Собрание, г. Йошкар-Ола
2.
1.