«Когда убийцы Советского Союза расчленяли ещё живое, трепещущее от мучений тело большой страны, вырывая из него кровоточащие республики, эти убийцы уверяли нас, что разрушение Союза - это мирный развод уставших друг от друга супругов. Этот "мирный" развод обернулся океаном крови, которая льётся по сей день. Война в Карабахе, война в Приднестровье, чудовищная гражданская резня в Таджикистане, бойня в Киргизии, война в Грузии, война на Донбассе, две чеченские войны, кровавый 1993-й, буря в Белоруссии. И вот теперь – Казахстан», - пишет Александр Андреевич Проханов в статье «Кириллица возвращается», опубликованной в газете «Завтра».
«Несправедливость - мать всех революций, - подчеркнул он. - В Казахстане царят три вопиющих несправедливости. Первая. Из огромной страны вопреки воле её народа грубо, с хрустом костей, хлюпаньем плоти была вырвана территория, гармонично входившая в историческую, политическую, экономическую и военную плоть сверхдержавы. И из этого кровоточащего, с торчащими костями, кровавыми аортами ломтя Назарбаев решил создать суверенное национальное государство».
«Вторая несправедливость, - продолжил писатель. - Колоссальное богатство, созданное народом в великих трудах и радениях: шахты, заводы, нивы, цветущие города, дороги, – всё это было отобрано у народа и передано горстке бессовестных и наглых рвачей - клану коммуниста Назарбаева, который превратил "суверенное" государство в свирепый олигархат».
«Несправедливость третья. Весь Северный Казахстан, ранее именовавшийся Южной Сибирью, был населён и построен русскими, - напомнил он. - Карагандинский угольный бассейн, казахстанская Магнитка - Тимертау, космический Байконур, созвездие индустриальных городов Петропавловска, Павлодара, Семипалатинска, Усть-Каменогорска с заводами и научными центрами, целина с её полями, совхозами и дорогами. Весь этот русский казахстанский север стал местом бессовестного угнетения русских, местом, откуда в ужасе побежало русское население, откуда выхватывались те, кто демонстрировал русское самосознание. Русское население Казахстана, придавленное железной пятой Назарбаева, оказалось в цепких руках назарбаевских баев. Граница разделённого русского народа проходит по Северному Казахстану».
«Назарбаев создал олигархическое тоталитарное государство, ориентированное на Запад и на Америку, - не сомневается Александр Проханов. - Русское влияние в Казахстане стремительно уменьшалось, и возникшую пустоту занимали Америка, Англия, Турция, Китай. Все эти центры формировались в недрах казахстанского общества, выдавливая из общественной и политической жизни Казахстана последние следы русского влияния».
«Что лежит в глубине турбулентного вихря казахстанских событий? – вопрошает творец слова. - Мятеж службы безопасности Казахстана. Её глава Масимов, ставленник Назарбаева, исполнитель его деликатных личных поручений, связанных с так называемым назарбаевским золотом, чувствуя мощь своего департамента и неустойчивость дряхлеющего двоевластия "Назарбаев-Токаев", затеял государственный переворот с целью устранения дуумвирата, установления личного контроля над страной».
«Изнурённый назарбаевскими поборами восставший народ стал инструментом в руках казахстанских спецслужб: они перевели стихийные народные митинги с экономическими требованиями в политическое противостояние с погромами и поджогами, - полагает писатель. - Спецслужбы добились перехода милицейских и армейских подразделений на сторону восставших. Тандем "Назарбаев-Токаев", ощутив свою шаткость и уязвимость, пошёл на внутренний сговор, согласно которому Назарбаев покидал свой пост и уходил на время из политики. Токаев же, теряя остатки власти, обратился в ОДКБ за поддержкой. Когда эта поддержка была оказана, и транспортные самолёты с десантниками опустились на аэродромы Астаны и Алма-Аты, мятеж силами союзных военных был подавлен, а толпы мародёров и грабителей рассеяны. Глава казахстанской нацбезопасности Масимов был арестован вместе со своими помощниками. Продолжается чистка в рядах силовых структур. Тандем "Назарбаев-Токаев" восстановлен в ослабленной форме, создаются инструменты, влияющие на общественное мнение Казахстана».
«Реальна опасность джихада: его может объявить радикальный ислам и направить в Казахстан группировки исламских экстремистов. Предстоит работа среди русского населения Казахстана с тем, чтобы вернуть ему утраченное достоинство и общественную роль. В Казахстане свили гнёзда спецслужбы зарубежных держав: Америки - через структуры Назарбаева, Англии - через пакистанскую разведку, Китая - через систему госезопасности», - отметил публицист.
«Уход Казахстана из сферы российских национальных интересов в сторону Запада и Китая приостановлен. Угроза для России потерять всю Среднюю Азию, что было бы величайшей трагедией для России и продолжением той геостратегической катастрофы, о которой говорил Президент Путин, эта угроза устранена, - считает Александр Проханов. - Политическая турбулентность, связанная с мятежом Масимова, ослабела, и происходит перестройка экономических, силовых и политических структур Казахстана. На очереди назначение нового премьер-министра, и в дальнейшем - всеобщие выборы».
«Первый этап умиротворения завершился. Начался второй, не менее мучительный этап - чистка государственных структур от назарбаевских ставленников.
Третий, ещё не наступивший, но самый важный этап - это создание в Казахстане институтов, воздействующих на общественное мнение, переориентация информационных потоков, создание положительного образа России.
Сохранение в Средней Азии традиционных национальных интересов России, приостановка чудовищного развала, который случился на великих пространствах после краха Советского Союза, - одно из важнейших достижений последних дней.
Возможно ли в обозримом будущем создание российско-казахстанского союзного государства? Возможно ли создание союзного государства, включающего Россию, Казахстан и Белоруссию? Возможно ли в исторической перспективе создание союзного государства, включающего Россию, Казахстан, Белоруссию и Украину? Есть ли вероятность создания русской североказахстанской автономии?» - задаётся Александр Андреевич вопросами.
«Помню, как в городе Шевченко, в этом городе солнца на берегу Лазурного Каспия, под раскалённым небом пустыни вместе с друзьями я сажал дерево. Мы закладывали в камень взрывчатку, взрыв выбивал в породе глубокую лунку, мы насыпали в эту лунку чернозём, привезённый из России, опускали саженец русского плодоносящего дерева, закапывали корни чернозёмом, охлопывали землю руками, подводили к дереву трубку с пресной водой, смотрели, как льётся из трубки серебряная вода, пропитывая землю, наполняли разноцветную пиалу этой водой и пили, передавая друг другу. Пил русский, пил казах, пил украинец, пил татарин, вместе с нами пило и дерево. Каково оно теперь, это чудесное дерево? Не срезало ли его бензопила катастрофы? Зацветёт ли оно нынешней весной? Принесёт ли оно к осени золотые плоды? Смогут ли те, кто сажал это дерево, сойтись в братском кругу под его спасительной тенью?
Десантников, едущих по улицам Алма-Аты в огромном военном фургоне с тяжеловесной поклажей, спросили: "Что везёте?" "Кириллицу везём",- отвечали десантники», - заключил Александр Проханов.