Друзья и враги Беларуси

Белорусская научная и творческая элита странным образом страдает польской болезнью, осуществляя свою деятельность на народные деньги

Иван Мартынов 
Александр Сергеевич Пушкин — поэт  Александр Григорьевич Лукашенко  Белорусский национализм  Русофобия 
0
04.01.2022 726
Фото: msu.by

В информационном поле Беларуси в освещении исторических событий последних двух веков Польша и другие западные страны для белорусов представляются друзьями, а Россия удавом. Среди назначенных белорусам друзей Польша является единственной страной, в которой население, включая и руководство, поражено страшной эпидемией – маннией возрождения «Польска от можа до можа», т.е. включением в состав Польши большей части территории нынешней Беларуси. На характер этой болезни у поляков не влияют ни мирные, ни военные времена. 

С 2020 года в Люблине функционирует музей Восточные земли Давней Речи Посполитой. По заявлению министра культуры Польши проф. Петра Глинского: «Кресы – это великое наследие польской культуры, наше великое национальное достояние, и оно должно быть показано, представлено, должно стать соответствующей темой просвещения, и музей будет выполнять такие функции» (Журнал «Новая Польша», № 2, 2018, с. 54).

Поляки забывают о том, что если и существует Польша как государство, то только благодаря России, и в большей своей части на исторической территории России. Художник Илья Глазунов в своей книге «Русь распятая» приводит такой пример. Археологи ГДР при раскопках на острове Рюген на Балтийском побережье обнаружили множество предметов, принадлежащих славянам. Молодые археологи сказали, что врезалась в память Глазунову на всю жизнь: «Здесь всё до магмы славянское!». Но даже в ГДР эти факты не афишировались, а находки раскопок спрятали подальше или закапали. Четвёртый раздел Польши после Великой Отечественной войны не произошёл исключительно по настоянию советского правительства.

Уже стало аксиомой мнение, поддерживаемое большинством белорусов, что Брест основан польскими племенами. Но раскопки, проведённые доктором исторических наук, лауреатом Государственной премии Беларуси Петром Лысенко, позволили доказать, что город основан восточными славянами дреговичами, и принадлежал он Туровскому княжеству. И назывался он «Берестье», а Брест происходит от польского «Бжест». Археологические раскопки еще раз подтвердили, что до 16 века на территории современной Беларуси были только православные храмы, и там проживали восточные славяне. О материалах своих раскопок П.Лысенко докладывал ещё в 1980 году на конгрессе по славянской археологии, который проходил в Софии. Поляки не смогли подвергнуть сомнению демонстрированные им более 50 слайдов, а учёному пришлось отвечать на более полусотни вопросов. Вывод для поляков был предельно ясен и неутешителен – демонстрированные материалы типично древнерусские (Белоус И. «Древняя Русь Петра Лысенко». «Неман», № 4, 2007, с.175-181). 

Но поляки есть поляки: хоть вши заведомо, но гонору не стратимо.

Как только белорусские земли попадали по разным причинам в состав Польши, против Православия объявлялся крестовый поход, начиналось окатоличивание и ополячивание населения. К примеру, в 1919 году в Западной Беларуси функционировали 359 белорусских школ, две учительские семинарии и 5 гимназий («Беларусь праз стагоддзі». Мн., 2018, с. 190). К началу Второй мировой войны в Западной Белоруссии не осталось ни одной белорусской школы. Детям запрещалось разговаривать на родном белорусском и русском языках, на первый план ставилось задача полонизации населения, а знание строк «Хто ты естэсь? – Поляк малы!..» влияло на школьные оценки по всем предметам, как писал в своей биографии Максим Танк.

Пилсудский хвастливо заявлял: «Когда я возьму Москву, то на стене Кремля прикажу написать: «Говорить по-русски запрещено».

В настоящее время на Белосточинне, которая в царское время принадлежала Гродненской губернии, а не автономному Царству Польскому, и переданная Польше в послевоенное время, проводится политика ассимиляции белорусов, которую почему-то не замечают всевозможные правозащитные организации Европы и «свядомыя» белорусы. История с членом Армии Крайовой Ромуальдом Райсом тому ещё одно подтверждение. В Беларуси эти события освящались с большими оговорками. Восполним этот пробел.

После передачи Подляшья, которое до решения Ялтинской конференции входило в состав Белостокской и Брестской областей, белорусам была предоставлена возможность переехать в Советскую Беларусь. Но многие отказались, законно полагая, что это их родная земля. Белорусов огнём и мечом стремились заставить покинуть Подляшье ушедшие в подполье группировки Армии Крайова. Одной из них являлась группа Ромуальда Райса по кличке «Бурый», который питал особую ненависть к православным белорусам. Коммунистическое руководство Польши не принимало радикальных мер по ликвидации орудовавших банд. И только, когда православные священники организовали сбор подписей под петицией к руководству в Минске и Москве, в которой говорилось: «Польское правительство уничтожает белорусов, сжигает белорусские деревни, бросает детей в огонь. Просим советское правительство взять белорусов Подляшье под свою защиту», очевидно, из Москвы поступил какой-то сигнал. 30 апреля 1946 года банда была разбита, но Бурый каким-то образом спасся. Он в открытую свободно передвигался по территории Польши. И только 17 ноября 1948 года его арестовали. На показательном суде в Белостоке 1 октября 1949 года он был приговорен к смертной казни. Приговор приведён в исполнение 30 декабря 1950 года. В 1995 году суд Варшавского военного округа отменил смертный приговор и реабилитировал военного преступника Ромуальда Райса. Официальной причиной подобного решения, как стало известно из решений суда, стало заявление о том, что он «боролся за независимость Польского государства», а приказы, в том числе и по уничтожению белорусского населения, выдавал в ситуации «состояния наивысшей необходимости, которая заставляла его принимать меры, не всегда этически однозначные».

11 марта 2019 года были опубликованы окончательные выводы Института национальной памяти Польши, направленные на реабилитацию Ромуальда Райса. Сотрудники института в его оправдание констатируют, что Райс имел возможность «сжечь не пять, а гораздо больше белорусских деревень в повяте Бельск-Подляшский». В итоге специалисты института провозгласили Райса невиновным, так как по закону «от 23 февраля 1991 года о признании недействительными решений, принятых в отношении лиц, репрессированных за деятельность в пользу независимого существования Польского государства, признание недействительным решения считается равнозначным оправданию».

Только после этого последовала вялая реакция белорусского МИДа.

В начале девяностых годов прошлого века РБ обрела полный сувернитет, и первой правительственная делегация во главе с С.С.Шушкевичем посетила Польшу и возложила венок в Варшаве на могилу Неизвестного польского солдата, топтавшего нашу землю с оружием в руках. В Варшаве находится большое мемориальное кладбище советских воинов (среди них много белорусов), павших за освобождения Варшавы от коричневой чумы, которое белорусская делегация не посчитала необходимым посетить. Второй венок был положен на заросшую могилу Алеся Горуна, бывшего старшиной Белорусского национального комитета, который приветствовал и выражал горячую благодарность Пилсудскому «за освобождения Минска от нашествия московского» и призывал к захвату Могилёва, Витебска и Смоленска. Этим шагом Шушкевич оскорбил не только светлую память советских солдат, но и своего отца, который, по его словам: «У меня отец вернулся после 20 лет в Сибири, стал коммунистом, сказав, что коммунистическая идея правильная». Отец и сына убеждал – безрезультатно – стать коммунистом.

Прошла круглая дата воссоединения белорусского народа, скромно отмеченная. Последний раз она широко отмечалась в 1949 году, ещё при жизни Сталина. Тогда в октябре месяце прошло специальное заседание внеочередной сессии Верховного Совета Белоруссии, а 30 октября во всех городах прошли демонстрации трудящихся. С этого года указом президента 17 сентября будет отмечаться как День народного единства, но особого празднества не отмечается. Такое отношение возможно потому, что белорусская научная и творческая элита странным образом страдает польской болезнью, осуществляя свою деятельность на народные деньги. Об этом речь ниже. Только отмечу, что о событиях по освобождению Западной Беларуси я знаю не из учебников. Мой отец, командуя ротой, принимал непосредственное участие в этой военной кампании. По его рассказам, они за три дня прошли пешим маршем более 200 километров, и в их адрес не раздалось ни единого выстрела, народ везде встречал их с радостью и забрасывал цветами своих освободителей.

Если это земли польские, почему они их не защищали, когда сбежало руководство? Это станет понятным из дневниковых записей легендарного партизанского командира в Великую Отечественную войну В.З.Коржа. В декабре 1921 года он был призван в польскую армию и направлен в г.Познань в тяжёлый артиллерийский полк. В полку «весь младший командный состав – подофицеры и офицеры – были поляки, а почти все рядовые – белорусы и украинцы. Вот там он увидел и испытал на себе явное издевательство над людьми не польской национальности. В основном, над белорусами и украинцами. И вообще, ничего похожего на обучение солдат видно не было. Были сплошные насмешки и издевательства на каждом шагу (с кличками “кацап-большевик” и т.д.). Почти все польские “командиры”, кто как может, выдумывали всевозможные муштровки, абсолютно не относящиеся к несению военной службы. Например: заходит дежурный офицер в палату после отбоя. Солдаты уже должны спать. Он включает свет, тянет носом воздух и кричит: “О, холера, смердно! Подъем!” Открывает окна, ставит на окнах без кальсон, в одних нательных рубахах, людей зимой, задницами наружу. Так вот и проветривает палаты. Посмеялся, поиздевался над людьми и пошел дальше.

Утром при подъеме подходит к палате, открывает дверь и кричит: “Побудка! Побудка! Вставать!” Если все как один хорошо встанут, то может номер и пройти. А если хотя бы у одного получилась какая-нибудь заминка, то командует: “Всем по коридору к умывальнику бегом!" И пока добежишь, он несколько раз скомандует: “На дупе сядь!” А ведь все без кальсон и в коридоре. И в умывальнике пол цементный. Когда человек не выдерживал и падал, то это было буквально наслаждение для таких вот “обучающих”.

Как писал Корж в свих воспоминаниях, он стал совершенно не похож на того смирного и покорного полесского парня, который ни во что не вмешивался и жил по-дедовски. Мне стало стыдно перед самим собой. Вспоминался ему на каждом шагу разговор с советскими комиссарами Креслером, Титовым и другими. Он вдруг увидел в “учителях” самых настоящих врагов и мучителей. Среди солдат, с которыми почти каждую неделю сходились в костёле, чувствовалась задушевная дружба. Видно было, что одно горе объединила нас. Я решил потерпеть до марта, пока станет немного теплей, а потом уходить» (Николай Смирнов «Генерал Корж. Неизвестные страницы…». Мн., 2014, с. 37).

Россия и Беларусь по-прежнему относятся к Польше, как и в советское время, когда ради демонстрации единства социалистического лагеря не поднимали вопроса о виновности Польши в геноциде белорусского народа, а не только фашистской Германии. А ведь вопросы остаются. Почему Катынский расстрел в Польше считают актом «геноцида», а убийства и расстрелы советских военнопленных в польских лагерях в 1920-х годах и православного люда в Берёзе Картузской – нет? За колючую проволоку в межвоенный период в Польше можно было угодить просто за то, что ты – православный. В Берёзу Картузскую таким образом попал известный украинский православный богослов и историк Михаил Петрович Кобрин. Мы до сих пор не знаем – сколько советских людей пострадало в Польше в предвоенное время? По неполным оценкам только в концентрационных лагерях находилось около двухсот тысяч советских воинов и мирных граждан. А сколько людей погибло при транспортировке в лагерь (смертность доходила до 75%) или были расстреляны на месте!

Хор плакальщиков по Катыни не прекращается, хотя весной 2012 года Европейский суд по правам человека принял решение о невиновности России в массовом расстреле солдат и офицеров польской армии под Катынью. Польская сторона проиграла это дело.

Вернёмся к теме странной болезни, симптомы который заполонили СМИ. Изучение и описание истории и деятельности шляхты, создаётся впечатление, является найважнейшей темой для научных и творческих коллективов, на что тратятся огромные народные средства. В Лошицком парке в Минске заложена «Шляхетская аллея», проводятся балы в стиле а ля Радзивилл. У шляхты остались не изучены, кажется, только подштанники. И это не ёрничание, а горькая констатация фактов реальной действительности. Отметим только некоторые из них.

11 марта 2019 года по 3-му каналу белорусского телевидения в течение пяти дней в удобное время демонстрировался не в первый раз сериал, созданный ещё в 2014 году, «Шляхта. Брутальная история», генеральным продюсером которого являлся Геннадий Давыдько, в ту пору председатель Белорусской телерадиокомпании, а ныне депутат верхней палаты парламента, председатель правления пропрезидентского общественного объединения «Белая Русь». На протяжении всего сериала его авторы навязчиво долдонили о благородстве шляхты, которая, по их мнению, является элитой белорусского общества.

Восхваление польской шляхты и русофобия продолжаются, но в более скрытой форме.

24 ноября 2021 года по 3-му каналу в 20.10 по телеканалу культуры «Беларусь-3» прозвучала первая лекция цикла «Кафедра» «Жупан, дэлія і зіпун. Модныя трэнды шляхты Рэчы Паспалітай і Беларускія персіяркі…», которая была зачем-то (???) повторена еще раз 29 ноября.

Но если шляхта наша элита, то кто тогда белорусский народ – пся крев?

Уточним значения слова брутальный, которое до недавнего времени в русском языке практически не употреблялось, найти его можно было только в редких энциклопедиях В наши дни данный термин часто используется в сочетаниях: «брутальная личность», «брутальный мужчина» и так далее. Все поведение брутального мужчины свидетельствует о том, что он – хозяин положения. При этом такой человек вовсе не склонен в любой ситуации демонстрировать агрессивность и жестокость. Один его вид дает понять окружающим, что перед ними прирожденный лидер. Таких людей часто можно встретить среди политических деятелей, актеров и спортсменов. С их мнением считаются. Их поведение копируют. Над ними не смеются, даже если эти люди допускают ошибки.

Был ли таковым типичный шляхтич?

Вот один из представителей белорусской шляхты могущественного рода Радзивиллов – Януш. «По его приказу во время антипольских восстаний были вырезаны Брест, Пинск, Туров, Мозырь, Бобруйск, Чериков. В Пинске казни подверглись более трёх тысяч горожан, а ведь население редко какого города в то время превышало десять тысяч человек. В Бресте тоже вырублено несколько тысяч поселян. В Турове убили всех, кого застали в домах, уцелели только те, кто находился за пределами города, – не потому ли они вскоре с иконами и хлебом-солью встречали прибывшие по Припяти войска русского князя Волконского? Существовала даже угроза, что этот древний город больше не возродится. В Черикове лишились жизни 1500 человек. В Мозыре полторы сотни жителей были обезглавлены, сотню посадили на кол, ещё восьмистам отрубили правую руку. Могут ли такие "заслуги" быть основанием для занесения в пантеон народной памяти? Или в данном случае важнее то, что тот Радзивилл воевал с москалями?» (Я.Алексейчик «В чём прок от Радзивиллов?». «Беларуская думка», № 12, 2015, с. 56-63). 

Пётр Лысенко уточняет и дополняет список кровавых деяний Януша, портрет которого выставлен для обозрения в Национальном художественном музее в Минске, и дана рекомендация знакомить с ним и другими Радзивиллами на уроках белорусской литературы учеников 9-го класса.

«Распространяя свое влияние в Беларуси, поляки ни перед чем не останавливались. Особенно памятна резня в Пинске с 6 по 11 октября 1648 года. В отместку за то, что местное население выступило в защиту Православия и поддержало восстание казаков Богдана Хмельницкого, состоялась карательная экспедиция под командованием Януша Радзивилла. Все Полесье было залито кровью и полыхало в огне, а Пинск практически стёрт с лица земли. Никто не хотел сдаваться, люди разбирали печи, бани, семьями выходили на стены, отбивались камнями, брёвнами, косами, но силы были неравные. И город погиб.

Посольский дьяк Московского государства Кулаков упоминает в своей докладной, что в Пинске было уничтожено три тысячи человек. Однако подсчеты католических монахов подводят к тому, что в мятежном городе погибло 14 тысяч мужчин, женщин, стариков, детей.

Ворвавшиеся в город каратели день и ночь и еще на следующий продолжали убивать, никого не щадя. Как записано в этом документе, «рыцарская рука карать не уставала».

Такая же участь постигла и другие города Белой Руси: Каменец, Берестье, Давид-Городок, Мозырь, Бобруйск и весь юг нынешней Беларуси. И эту жестокую и печальную память также хранит Белорусская земля, до и после ещё немало изведавшая горя и слез» (И.Белоус. «Древняя Русь Петра Лысенко». «Неман», № 4, 2007, с. 180).

В 2015 году в издательстве «Беларусь» вышла на русском и английском языках красочная брошюра «Гордость земли белорусской», составитель которой С.В.Пешин, а рецензенты – Институт истории НАН Беларуси, Центр исследований белоруской культуры, языка и литературы НАН.

Кто же упомянут в этой брошюре? В аннотации сказано, что «предоставлены биографии соотечественников, оставивших яркий след в истории человечества». Какой же след могла оставить полька Барбара Радзивилл, которая ни дня не прожила на территории Беларуси (родилась в Вильне в 1520 году, умерла в 1551 в Кракове, прах Барбары захоронен в Виленском кафедральном соборе) и стать «Черной панной Несвижа», знаменитый замок которого был построен в 1583 году? Белорусские историки, литераторы и артисты в своём вранье могут уже участвовать в соревнованиях на приз Геббельса. Они прожжённую проститутку-сифиличку королеву Польши Барбару Радзивилл, которая никакого отношения не имеет к Белоруссии, представляют «гордостью земли белорусской». Её вместе с мужем – королём Польши Станиславом, которого она заразила сифилисом, что и явилось причиной их смерти, а не отрава свекрови, представляют белорусскими Ромео и Джульеттой. Как англичане терпят такое оскорбление великого Шекспира?

Сенатор Анджей Гурка в присутствии короля называл по имени и фамилии тридцать восемь ухажеров Барбары от сенаторов до конюхов и заявил, что она страдает неизлечимой венерической болезнью, которая исключает для короля возможность иметь потомство, что перечеркивает продолжение правления рода Ягеллонов. От своих слов Анджей Гурка не отказался даже после коронации Барбары, на которую он не пошел, а потом избегал любых контактов с королевой, хотя с Сигизмундом Августом поддерживал постоянные отношения.

Впрочем, такие попытки делаются не только по отношению к Барбаре. Очевидны усилия по белорусизации всех Радзивиллов, владевших огромными имениями на нынешних территориях республики. В одном из минских театров поставлен спектакль, посвященный королю Станиславу по прозвищу Пани Коханку, который, по мнению авторитетного белорусского ученого профессора Адама Мальдиса, в рейтинге самых зловещих и ужасных магнатских фигур претендует на первое место. Этот Радзивилл был способен выстрелить в человека во время бала, вбить в рот рюмку или бокал тому, кто решил выпить вина, стукнуть лбами двух беседующих, чтобы шишки вскочили. Мог к приезду в гости короля отчеканить монету с силуэтом монарха и надписью «Божьей милостью дурак», заковать в кандалы и в сопровождении палача и ксендза вывести к виселице даже великого литовского писаря Паца, который ведал делопроизводством в канцелярии ВКЛ. До повешения дело не дошло, но Пац через три дня умер от страха, испытанного в ходе того действа. И если Радзивилл, резюмировал профессор Мальдис, вытворял такое со знатными людьми, то каково было всем другим, волей судьбы попадавшим в поле зрения ясновельможного господина?!

Белорусская республика появилась на политической карте Европы не благодаря, а вопреки тому, что Радзивиллы делали в жизни. Более того, когда она провозглашалась, они воевали на польской стороне: один из них, Станислав Вильгельм, был адъютантом у самого маршала Пилсудского, и погиб в той войне, которую за Бугом называют польско-советской. 

В брошюре представлен и Т.Костюшко (да, он оставил яркий след, только кровавый): «Костюшко, военный и политический деятель Речи Посполитой и США, национальный герой Польши, США, Литвы, Беларуси, почётный гражданин Франции. Памятник Костюшко в д.Малые Сехновичи (Жабинский р-н, Брестской области). В 2002 году Брестский облисполком принял постановление о восстановлении усадьбы Костюшко, там и музей» (с. 11).

Президент Лукашенко высоко ценил своего институтского учителя Я.И.Трещенка, осыпал его почестями, хоронили его как государственного деятеля. Как же оценивает деятельность Костюшко Я.Трещенок? «Попытка национал-радикальных историков представить движение под руководством Т.Костюшко "национально-освободительным движением белорусского народа" не выдерживает критики. Даже если принять за "белорусский народ" ополяченную шляхту, то большинство её на территории Беларуси устранилось от участия в восстании. Слишком далеко зашло внутреннее разложение страны. Защищать Речь Посполитую, по существу, было некому. В Государственном историческом Музее России хранится золотая табакерка с благодарной надписью А.Суворову от жителей Варшавы. Благодарные варшавяне преподнесли золотую табакерку за великодушие при освобождении Варшавы» (Я.И.Трещенок, А.А.Воробьёв, В.В.Волженков. «История Беларуси с давнейших времён до октября 1917 года». Мн., 2008, с. 154-155).

Что же преподносит студентам русофоб до мозга костей, любимец идеологического корпуса Могилёвской области в изданном курсе лекций для них? «Разгром значных сіл войскамі А.Суворова, які ўвайшоў у гістарыю Беларусі менавіта як “душыцель” нацыянальна-вызваленчага паўстанне, выключэнне з кіраўніцтва паўстаннем наібольш таленавітага дзеяча, якім быў Касцюшка, прадвызначалі ход дальнейшых падзей» (І.А.Пушкін «Гісторыя (гісторыя Беларусі ў кантэксте еўрапейскай цывілізацыі)». Магілёў, 2014, с. 41). 

А вот и практический результат просвещения молодёжи в русофобском духе. 30 марта 2014 года в Кобрине на памятник генералиссимусу Александру Суворову повесили таблички следующего содержания: «Я – русский оккупант. Я участвовал только в захватнических войнах. Я сжигал белорусские села, а их жителей обращал в рабство. Мои руки – в крови ваших предков». Акцию провела некая загадочная арт-группа «Партизан». Появились призывы демонтировать памятник и начать установку памятников Костюшко, Калиновскому и прочим деятелям, которые отличились как раз на ниве стремления вернуть белорусский народ под власть Польши. Как раз от польской и местечковой пропольской шляхты А.Суворов и защитил белорусов. 

 

Ещё один почитаемый белорусской шляхтой и «свядомыми» белорусами польский деятель – Кастусь Калиновский. Приведём вначале характеристику его деятельности как руководителя польского восстания, которую даёт ему Я.Трещенок: «История польского январского восстания 1863 г. на белорусских землях принадлежит к числу наиболее мифологизированных, тенденциозно искажаемых событий прошлого Беларуси. Исторически оно происходило сравнительно недавно, в эпоху массовой прессы, электрического телеграфа и железных дорог. Трудно назвать ещё одно событие, при освещении которого так откровенно попирались бы бесспорные факты и подменялись грубыми бездоказательными домыслами. Назовём самые принципиально важные из них.

Во-первых, польское шляхетское восстание 1863 г. на белорусских землях трактуется как национально-освобо­дительное движение белорусского народа против российско­го владычества. Реально же для белорусского крестьянства был типичен наивный монархизм. У крестьян абсолютно отсутствовали антироссийские настроения и доминировало тяготение к России.

Во-вторых, поскольку шляхетский характер восстания был совершенно очевиден любому наблюдателю событий, утверждается, что польские помещики в Беларуси и полонизированная шляхта являлись подлинными представителями национальных интересов белорусского народа. Аргументы в защиту такого довода сводятся к изучению родословных корней этих групп населения, предки которых некогда действительно были белорусами (или, точнее, по терминологии эпохи Средневековья, "русинами") и исповедовали православие.

При этом абсолютно игнорируется их религиозное отступничество, собственное самосознание. Практически всё шляхтичи считали себя по национальности поляками, принадлежали к польской культуре и родным называли польский язык. Некоторые из них, преимущественно в Восточной Беларуси, ещё помнили своё белорусское происхождение, но относили себя к польской нации. В ходу была латинская фраза: gente Rusus albus, natione Polonus (по происхождению белорус, по национальности же поляк). «Беларусь они воспринимали не иначе как польскую провинцию».

В-третьих, поскольку подавляющее большинство белорусского народа были крестьянами, некоторые историки пытаются доказать, что восстание поддерживалось ими и выражало их интересы. Увы, факты говорят об обратном. Те "крестьяне", преимущественно в Гродненской губернии, которые действительно оказались замешаны в восстании, на самом деле не прошли "разбора" и были записаны в государственные крестьяне шляхтичами или помещичьей прислугой. Большинство же крестьян враждебно относилось к повстанцам, которые выражали сословно-корыстные интересы польской шляхты.

К числу мифов относится утверждение о защите повстанцами крестьян от жестоких помещиков. В пропа­гандистской литературе повстанцев можно встретить угрозы в их адрес, но неизвестно ни одного достоверного случая осуществления подобных угроз. В то же время расправы повстанческих отрядов над крестьянами и православным духовенством носили массовый характер. Называть события 1863 г. "крестьянским восстанием" – значит грубо фальсифицировать историю» (Я.И.Трещенок, А.А.Воробьёв, В.В.Волженков «История Беларуси с давнейших времён до октября 1917 года». Мн., 2008, с. 185-186).

Может, кому-то хочется вступить в дискуссию, такие попытки уже предпринимаются, с утверждениями Я.Трещенка, я их разочарую, применив неоспоримые методы доказательства, о которых классик сказал: «Наука достигает зрелости, когда начинает говорить языком математики». Что мы и осуществим, подвергнув такому анализу роскошный, дорогостоящий фолиант (и не жаль народных средств, когда Президент дрожит над каждой копейкой бюджета) Дзмітрыя Матвейчыка «Удзельнікі паўстання 1863-1864 гадоў. Бібліяграфічны слоўнік» (Мн., 2016). Он рекомендован к печати Учёным советом национального исторического архива Беларуси. Выпуск издания осуществлён по заказу и финансовой поддержке Министерства информации республики Беларусь.

Подсчитаем всех участников воостания на буку Б, что достаточно для выявления математических закономерностей. Всех участников 571, крестьян – 25, что составляет менее 5%; повстанцев Могилёвской и Витебской губерний – 65 человек, среди них крестьян 3, что также менее 5%. Укажем их фамилии и степень участия в восстании:

1.    Барташ Пётр – знал о подготовке восстания и присоединении к повстанцам некоторых особ, арестован, но отделался символическим наказанием.

2.    Биршерт Антон – добровольно сдался и заявил, что насильно заставили, освобождён от ответственности.

3.    Бельский Каятан – подозрения в участии в восстании не подтвердились.

17-18 октября 2013 года в Институте истории НАН Беларуси прошла международная конференция, на которой собрались более 40 научных исследователей Беларуси, России и Украины. Открыл пленарные дебаты академик Костюк, который заявил: «Абсолютное большинство белорусских историков однозначно оценивают восстание 1863-1864 гг. как важную веху в борьбе за белорусскую государственность, особенно подчеркивая особую роль в этом руководителя восстания Костуся Калиновского».

Исследовательница Института истории НАН Украины, доктор исторических наук В.Шандра заявила: «Восстание 1863-1864 гг. стало катализатором формирования польской, литовской, белорусской наций в современном понимании этого слова».

Позвучало на конференции единственное противоположное мнение в ту пору редактора президентского журнала «Беларуская думка»: «На пачатку сваяго выступлення В.Гігін паставіў падсумненне агульнапрынятае ў беларускай гуманітарнай навуцы вызначэнне ідэйнай спадчыны К.Каліноўскага як помніка беларусскай грамадска-палітычнай і філасофскай думкі, назваўшы гэтую спадчыну, “прапагандыцкай”. Затым В.Гігін выказаў меркаванне - асноўны уплыў на погляды ВК.Калінноўскага зрабіла не руская рэвалюцыйная думка (як было прынята ў савецкі час), а польская. Супярэчнасці К.Каліноўскага і яго паплечнікаў з Варшавы ён назваў не нацыянальнымі, сацыяльнымі і заклікаў звярнуць больш пільную увагу на працы польскіх даследчыкаў. На яго думку, гэтага не хапае сёняшнім беларускім гісторыкам, якія займаюцца вывучэннем біягрвфіі і грамадска-палітычных поглядаў К.Каліноўскага» (Беларускі гістарычны часопіс, № 11, 2013, с. 34).

В то же время поражают и масштабы увековечивания памяти главаря разбойнической банды шляхтюков Костуся Калиновского.

В каждом крупном городе именем Калиновского названы улицы, сведения о нём имеются во всех энциклопедических справочниках, в том числе и местных, например, «Могилёв. Энциклопедический справочник» (Мн., 1990), хотя к Могилёву он не имеет никакого отношения: «Калиновский Кастусь родился в д.Моставляны Гродненского уезда (ныне Белостокского воеводства Польши) – белорусский революционер-демократ, мыслитель и публицист, руководитель восстания 1863-64 годов в Белоруссии и Литве… Своей самоотверженной борьбой и передовыми идеями Калиновский значительно повлиял на становление национального сознания белорусского народа. Это один из самых любимых белорусских национальных героев, который популярен также в Литве и Польше».

Калиновский так любил белорусский народ, что обращался к нему в прокламациях на латинском языке, а от избытка этих чувств оставлял после себя десятки-сотни повешенных крестьян.

Воздух Беларуси так насыщен пропольским духом, что им уже пропитана не только обыденная жизнь, но и школьные учебники, в которые не включают лучшие классические произведения с упоминаниями о зверствах польских оккупантов и пропольской шляхты. Приведём примеры.

В честь 70-летия Великой Победы в Могилёве 6 июня (день рождения Пушкина) был установлен памятник поэту – дар проекта «Аллея русской Славы». На трёх из четырёх сторон постамента размещались цитаты из произведений поэта «Я помню чудное мгновенье, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и «Клеветникам России». Но через неделю плита с цитатой последнего стихотворения была демонтирована тайно в ночное время. Общественность города полагает, что данная акция была осуществлена по требованию русофобов, которые имеют огромное влияние на идеологический сегмент горисполкома. В пользу этой версии говорят многие факты. А именно.

Данная акция была осуществлена в День России.

Демонтирована цитата только из сильного патриотического произведения поэта «Клеветникам России», которое Пушкин написал в связи с польским восстанием 1830-1831 годов. 

Вот строки стихотворения, которые так испугали могилёвских русофобов. 

…Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?..
...Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов...

Горисполком до сих пор отказывается восстановить первоначальный вид памятника, выдавая мнение кучки русофобов за общественное мнение могилевчан. Отказ на наше письмо подписан областным чиновником, курирующим строительство. Но это вопрос не архитектурный, а политический – с кем нам быть – с Россией или Польшей. Для лучшего понимания данной проблемы обрисуем международную и внутреннюю обстановку периода написания стихотворения, которая во многом созвучна нынешней.

Россия еще не восстановилась от разрушительной Отечественной войны 1812 года, как произошло восстание декабристов. Персия, подстрекаемая другими странами, посчитала момент наиболее благоприятным для нападения на Россию в 1826 году. Война закончилась победой России в1828 году.
Не успела закончиться эта война, как началась в 1828 году новая война, с Турцией, которая в нарушение международных договоренностей закрыла для России пролив Босфор. Война закончилась в 1829 году.

Возвратившиеся из южных стран солдаты привезли новую болезнь – холеру, которая стала свирепствовать в России в 1830-1831 годах, захватила обширные территории, в том числе и обе столицы. В России бороться с холерой не умели, не умели даже диагностировать, путали с чумой. Вспыхнули многочисленные холерные бунты с самосудом над невиновными врачами и чиновниками. И только мужество Царя Николая I спасло Россию от распада – он лично выезжал гасить бунты без применения силы, чем заслужил восторженный отзыв опального Александра Пушкина.

В это трудное для России время польская шляхта, подстрекаемая Францией и Англией, подняла восстание, которое велось под лозунгом восстановления «исторической Речи Посполитой в границах 1772 года». Великий князь Константин Павлович, как Главнокомандующий, в самом начале мог подавить восстание, однако проявил беспечность и даже симпатию к повстанцам, своими поступками позволил им основательно вооружиться, увеличил их мощь. Сбежал в Витебск, там заразился холерой, а верные ему войска отвел к границе России, т.е. сдал без боя поле боя. 

Франция не забыла бесславный поход Наполеона в Россию и решила отомстить, воспользовавшись нашей слабостью. В парламенте зазвучали настойчивые призывы начать войну с Россией, помочь польским повстанцам. Как истинный патриот страны, забыв свои распри с властью, Пушкин ответил поэтическим словом воинствующим депутатам Франции. На Пушкина набросились либеральные демократы. Об их массовости может судить такой факт, что даже его друг и постоянный корреспондент князь Вяземский осуждал стихотворение как конъюнктурное и неприлично прислужническое.

Усилиями русофобов в Могилёве «Советская площадь» переименована в «Площадь Славы». Причём указатели на зданиях были замены в течение суток (следовательно, они были изготовлены заранее). В то же время принятое много лет назад решение о присвоении одной из улиц имени главного организатора обороны Могилёва генерал-майора Ф.А.Бакунина не воплощено в жизнь до сих пор. Я об этом писал в облисполком. Самое печальное, что на этой фантомной улице Бакунина размещена резиденция Председателя облисполкома.

К сожалению, невозможно достучаться до высших органов власти. Приведу два из многочисленных примеров. 

В 2003 году учителя всех школ Могилёвской области дали свой отрицательный отзыв по идейно-политической, патриотической направленности учебников по истории и литературе. Обобщённые материалы проведённой акции по инициативе Могилёвской областной Асоциации малолетних узников были направлены в Министерство образования, а в Совет Министров на имя Заметалина материалы были опущены в почтовый ящик, расположенный внутри здания. Ответа не последовало. 

22 мая 2017 я был на приёме у председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Игоря Марзалюка, который хорошо меня знает по совместной работе в университете. Передал ему письмо и многие материалы по поднимаемым в данной статье вопросам. В частности, в письме вносил такие предложения:

1. Довести до сведения членов комиссии Палаты Представителей по науке и образованию рукописи моих работ, в которых дан анализ системы образования и проводимых сомнительных реформ на протяжении последнего полстолетия и предложены пути преодоления их последствий (список прилагается).

2. Провести расследование и дать оценку негативных действий по разрушению системы образования бывшего министра образования В.Стражева, который, злоупотребляя своим служебным положением, в угоду западным силам транжирил финансовые средства, не допустил издание полезных учебных пособий.

3. Я согласен выступить перед членами комиссии с подробным изложением поднимаемых вопросов.

4. Принять меры к устранению ошибок в изложении истории организации партизанского движения и подпольной работы на территории Беларуси, к улучшению отображения её в экспозиции нового Музея истории Великой Отечественной войны, к фактической реабилитации пострадавших истинных героев Великой Отечественной войны.

5. Инициировать рассмотрение вопроса о нарушении работниками Администрации Президента законодательства о рассмотрении обращений граждан.

Но очевидно, Игорь Александрович так занят всевозможными тусовками, что времени на основную работу Председателя комиссии, за которую он получает министерскую зарплату, не остаётся времени. Ответа на свои предложения я не получил до сих пор.

В заключение приведу актуальную цитату из статьи философа Бориса Межуева: «Без интеллектуального класса современный социум действительно нежизнеспособен. Если в стране некому совершать научные открытия, если все студенты думают только о том, как переместиться в другие страны, чтобы работать по специальности, а в отечественных институтах и лабораториях продолжают оставаться по большей части неудачники, значит, у нашей Родины и в самом деле нет будущего. Интеллектуальный класс нельзя заменить ни пролетариатом, ни бюрократией, ни даже героями войны.

Лидировать в мире всегда будет держава, где процветает и живет без нужды та самая "учёная община". И, добавлю, там, где она окончательно не превращена в интеллектуальную челядь при нуворишах или «крестных отцах» разного толка». 

Иван Иванович Мартынов, проректор МГУ им. А.А.Кулешова в 1988-2004 годах, член Центрального совета Международного Союза бывших малолетних узников

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Иван Мартынов
Не лишайте детей детства
Загружая маленького ребенка большим объёмом информации, мы неуклонно превращаемся в страну с детьми с отклонениями как физическими, так и духовно-нравственными
18.04.2022
Вызывал огонь на себя
О травле Константина Симонова в послевоенное время
05.01.2022
Друзья и враги Беларуси
Белорусская научная и творческая элита странным образом страдает польской болезнью, осуществляя свою деятельность на народные деньги
04.01.2022
Духовные коллаборанты в коридорах власти
Многовекторная политика Беларуси на русофобской почве
23.11.2021
Все статьи Иван Мартынов
Александр Сергеевич Пушкин — поэт
Глобальная долларовая демократия
Часть первая. Трясина долларового изобилия
26.05.2022
Праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Сегодня мы также вспоминаем дьяка Тимофея Осипова, инока Иакинфа (Бичурина), художника Н.К.Зацепина, А.А.Васильчикова, академика А.И.Соболевского, архитектора А.В.Щусева, философа А.Ф.Лосева, актера О.Н.Ефремова и поэта Н.А.Мельникова
24.05.2022
День памяти Козьмы Минина
Сегодня мы также вспоминаем генералов И.С.Дорохова и А.Д.Балашова, академиков С.П.Шевырева и Е.С.Федорова и маршала И.С.Конева
21.05.2022
«Это воздушное судно, ждущее душу мою»
К 90-летию монаха Лазаря (Афанасьева)
20.05.2022
«Связь поколений и продолжение традиций»
Санкт-Петербургское отделение Союза писателей России будет представлено на международном салоне
17.05.2022
Все статьи темы
Александр Григорьевич Лукашенко
«Мы собираемся просто развиваться»
По словам Владимира Путина, импортозамещение – не панацея от всех бед
26.05.2022
«Выражаем сердечную благодарность за мудрое управление церковным кораблем»
Члены Священного Синода и известные политики поздравили Патриарха Кирилла с днем тезоименитства
24.05.2022
Мы успешно выдерживаем санкционный удар
По словам Владимира Путина, переход России и Белоруссии на торговлю в рулях способствовал укреплению курса национальной валюты
24.05.2022
Демократия ничтожеств, или миденикократия
Об эволюции западной политической системы
21.05.2022
«НАТО агрессивно наращивает мускулы»
По словам Александра Лукашенко, в этих условиях ОДКБ должна прочно укрепить свой статус в международной системе сдержек и противовесов
17.05.2022
Все статьи темы
Белорусский национализм
Возможна ли украинизация православной церкви Белоруссии
Националистическое разложение украинского православия начиналось с малого
06.05.2022
​​​​​​​Белорусская оппозиция винит власть в «соучастии в агрессии»
Скромные результаты антироссийской пропагандистской активности
08.04.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
«Мы создаём индустрию Русской Победы»
Новый комментарий от Константин В.
26.05.2022 19:53
Почему молчок по плененным иностранным наёмникам?
Новый комментарий от Александр Т
26.05.2022 18:36
«Из Украины забирают последние ресурсы»
Новый комментарий от Тюменец
26.05.2022 18:27
«Сталин – это часть нашей истории»
Новый комментарий от Тюменец
26.05.2022 18:21
Нобелевская быль и небыль
Новый комментарий от C. Гальперин
26.05.2022 17:45
Тайна «Конька-Горбунка»
Новый комментарий от учитель
26.05.2022 17:19
«Православные Церкви с радостью примут эту новость»
Новый комментарий от Евгений Х.
26.05.2022 15:57