Вчера в Петрозаводске в онлайн-формате прошел региональный этап XXX Международных Рождественских чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», сообщил Русской народной линии Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии.
Организаторами выступили Министерство образования Республики Карелия, Министерство национальной и региональной политики РК, Карельский институт развития образования, Петрозаводская епархия.
В конференции приняли участие священнослужители и миряне, сотрудники учреждений образования, специалисты министерств, представители общественных объединений Республики Карелия.
С приветственным словом к участникам обратились Председатель Синодальной богослужебной комиссии, Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин, который отметил, что «….завершается год празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. В свое время телеканал "Россия" провел убедительное обсуждение наиболее известных деятелей нашей истории. Цифры всенародного (50 млн. человек) голосования "имени России" говорят лучше слов: из двенадцати деятелей народ выбрал св. князя Александра Невского – первое место, четырех царей и генсека, среди которых такие "крутые", как Иван Грозный, Петр Великий и Иосиф Сталин. Тут выходит на поверхность современное своеобразие восприятия русской истории. 300-летие Российской империи было в праздник Казанской иконы Божией Матери в этом году. Сам Петр I выбрал эту дату. Московское царство стало империей, а царь – императором. Но это событие прошло в этом году незамеченным, также как и 100-летие убиения последнего Императора Николая II и всей Царской семьи. Последнее событие отметили только созданием одного поганого фильма.
Какую бы эпоху (или деятеля) мы не рассматривали, обнаруживается внутреннее противоречие (разнонаправленные векторы) в его продуктивном действии. Они служат предметом ожесточенных споров. Для "русских европейцев" вся история русского Православного Царства есть нечто изначально враждебное. Для русских православных христиан – для подавляющего большинства русских – отечественная история есть их собственная история, русский религиозный и державный выбор. Для либералов Февральская революция – долгожданное освобождение от ига царизма, Октябрь – наваждение. Для монархистов – патриотов Февраль – предательство великой Российской империи, а Октябрь – продолжение предательского Февраля. Сталинская сверхдержава для коммунистов – предмет гордости, для либералов – концлагерь, а для многих наших современников – наследница целого ряда имперских традиций – в искаженной форме. Вторая мировая война для патриотов – война России – СССР с оккультным III рейхом, а для «внутренних» либералов – совместное предприятие Гитлера и Сталина против цивилизованной Европы.
Поэтому А. Н. Бердяев в книге "Судьба России" писал, что Россия может быть охарактеризована только противоположностями».
Так же к участникам конференции обратились заместитель Премьер-министра Республики Карелия по социальным вопросам Подсадник Лариса Анатольевна; Епископ Костомукшский и Кемский Борис; директор Карельского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Пивненко Роман Рудольфович.
С пленарным докладом «Религиозные реформы Петра I. Начало Синодального периода в истории Русской Православной Церкви» к участникам чтений обратился митрополит Петрозаводский и Карельский Константин.
Глава Карельской митрополии подчеркнул важность и актуальность темы: «Русское государство – это всегда Царство, не только в форме истинной народной монархии (Третий Рим), но и в модусе петербургского абсолютизма и даже в превращенной форме советской власти или нынешней "демократической" России. Вот тут – то и выходят на поверхность парадоксы русской истории. Наверное, нет в русской истории фигуры более противоречивой, чем Иван Грозный.
Не менее грозный царь – Петр Великий: достаточно сказать, что в ходе петровской революции население страны уменьшилось примерно на четверть. Он разрушил православную симфонию Церкви, народа и державы, отменил патриаршество и пытался построить нечто вроде европейского абсолютизма. Однако где бы мы были сейчас без Петра? Вся последующая судьба Отечества подтверждает его правоту. Петровская Россия – Русь Серебряная, с ее Санкт – Петербургом, Пушкиным, Достоевским и Блоком – это вечный памятник воле и делу Петра. Нет сомнения в том, что функциональные петровские преобразования, и прежде всего заимствование западных технологий, лишь модернизировали Россию, но не убили Святую Русь. Петр оставил в неприкосновенности сердцевину Свято Руси, хотя и переодел столицу по – немецки. В голове самого Петра клубилось смешение "французского с нижегородским". Расчерченные по линейке невские "першпективы" поразительно сочетались у него с ордынскими приемами вестернизации.
Но сказать "Государство – это я! " не пришло бы в голову ни одному русскому царю. Не буду повторять здесь аргументацию отечественной православной мысли: Святая Русь не переставала быть таковой ни с ордынцами, ни с Петром, ни со Сталиным. Ее духовная история непрерывна. Незримая миру энергия православия уберегла ее от модернистского и постмодернистского вырождения в холодное чудовище, рисующее карикатуры на пророков и законодательно поощряющее содом.
Основной итог церковных реформ Петра I заключается не столько в отмене патриаршества, сколько в революционной перестройке отношений между государством и церковью». И эта "перестройка" выразилась в том, что новое церковное управление (как и сама Церковь) было поставлено в строгую подчиненность верховной светской власти – императору, который в Регламенте именуется "крайним Судиею, правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния блюстителем". Иначе говоря, император объявлялся главой Русской Православной Церкви, а учрежденный им Синод – орудием его управления церковными делами. Назначение лиц в состав Синода, как и увольнение их, совершалось по царскому повелению. Все они при вступлении в должность обязаны были принести присягу на кресте и Евангелии по установленной форме: "Клянуся паки Всемогущим Богом, что хощу и должен еемь моему природному и истинному царю и государю Петру Первому, всероссийскому самодержцу, и прочая и прочая и прочая... и Ея Величеству государыне Екатерине Алексеевне верным, добрым и послушным рабом и подданным быть". Духовный регламент стал серьезной мерой, направленные на ликвидацию независимости Русской Православной Церкви, т.е. довольно серьезно подчинял ее светской власти.
Мы благодарны Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за то, что он благословил именно эту дату для Рождественских чтений» - отметил митрополит Константин.
Продолжил пленарное заседание доклад доктора исторических наук, профессора Кафедры Отечественной истории Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета Пашкова Александра Михайловича «Петр Великий в оценках современников и потомков». Также выступили кандидат исторических наук, доцент Кафедры Отечественной истории Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета Ружинская Ирина Николаевна «Религиозность молодого Петра I»; кандидат филологических наук, доцент Кафедры классической филологии, русской литературы и журналистики Института филологии Петрозаводского государственного университета Соболев Николай Иванович «Творчество как отражение религиозного пути писателя (И.С. Шмелев)».
После перерыва конференция продолжилась работой секций. По итогам работы Чтений планируется издание сборника статей и докладов.